Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:38, курсовая работа
Целью работы является изучение системы финансового контроля в Российской Федерации.
Для раскрытия цели работы необходимо решить задачи:
охарактеризовать сущность, задачи и формы финансового контроля.
рассмотреть принципы государственного финансового контроля.
определить круг органов исполнительной власти, на которые возложено проведение финансового контроля.
дать оценку эффективности государственного финансового контроля.
сделать выводы о перспективах развития и совершенствования системы финансового контроля в РФ.
Введение……………………………………………………………………………………………..4
1. Теоретические аспекты финансового контроля в Российской Федерации…………………..7
1.1. Роль, задачи и формы государственного финансового контроля ………………….……7
1.2. Предмет и метод государственного финансового контроля……………………………10
1.3 Принципы государственного финансового контроля……………………………………13
2. Органы осуществляющие государственный финансовый контроль………………………...16
2.1 Счетная палата Российской Федерации как высший орган государственного финансового контроля …………………………………………………………………………16
2.2 Финансовый контроль органов исполнительной власти Российской Федерации .........19
2.3 Финансовый контроль Центрального банка Российской Федерации…………………..21
3. Перспективы развития и совершенствования финансового контроля в РФ..………………23
Заключение…………………………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………………………...35
Повышение роли государственного финансового
контроля в сфере обеспечения
финансовой безопасности государства.
Возросшие экономические
Первоочередной задачей
Важным аспектом усиления роли государственного финансового контроля в сфере финансовой безопасности также является создание системы оценки его эффективности. В этой связи необходима разработка с учетом международных стандартов и требований научно обоснованных качественных и количественных критериев и показателей эффективности, а также налаживание комплексной системы статистической отчетности всех компетентных органов, включая правоохранительные, о выявлении, раскрытии, расследовании преступлений данной сферы, а также о преследовании совершивших их лиц.
В целях дальнейшего совершенствования организации государственного финансового контроля в сфере финансовой безопасности необходимо:
Важным фактором усиления роли государственного финансового контроля в области финансовой безопасности Российской Федерации является повышение его действенности за привлечением и использованием иностранных займов.
Единая система управления государственным
долгом является инструментом постепенного
решения долговой проблемы путем
поэтапного сокращения объема долга
и экономии расходов бюджета на его
обслуживание и погашение. Необходимо
обеспечить единство в управлении внутренним
и внешним долгом, создать единую
систему управления и координации
государственными обязательствами
и активами. Привлечение и использование
займов международных финансово-
Реализация предложенных направлений
совершенствования
Стандартизация
В данном аспекте весьма показателен опыт независимого аудита. Аудиторские стандарты имеются в большинстве стран (включая Россию), где аудит получил широкое распространение. Стандарты необходимы не только для независимого аудита, но и для государственного финансового контроля.
Международной организацией высших контрольных органов (ИНТОСАИ) разработаны стандарты государственного контроля, рекомендуемые к применению органами контроля разных стран в той мере, в какой они совместимы с законодательством этих стран. В принципе эти стандарты являются критериями оценки результатов контроля.
В настоящее время в некоторых органах государственного финансового контроля разрабатываются внутренние регламентирующие документы, в том числе сборники методических и инструктивных документов по организационному и методическому обеспечению контрольных мероприятий по различным направлениям. Но между данными документами, разрабатываемыми в разрезе разных органов государственного финансового контроля, нет системной взаимосвязи, а, следовательно, нет и сопоставимости в работе и в ее оценке. Стандартизация на уровне отдельных органов – лишь частичное решение общего вопроса стандартизации. Кроме внутренних регламентов, учитывающих специфику конкретных органов и их подразделений, необходима и система общих для всех основных и обязательных для выполнения стандартов. При этом для каждого специализированного органа государственного финансового контроля должна будет определяться степень совместимости общих стандартов с его полномочиями (т.е. использовать эти стандарты орган будет в пределах своих задач и полномочий). В то же время следует отметить, что, так как органы государственного финансового контроля должны самостоятельно определять формы, объем и методику контроля (иначе будет нарушен принцип их независимости), общие стандарты в отношении внутренних будут иметь направляющую функцию.
При формировании стандартов государственного финансового контроля следует решить несколько важных задач, а именно: определить терминологию и понятийный аппарат государственного финансового контроля; разработать его методологию (цели, задачи, принципы и т.д.); определить организационную структуру системы государственного финансового контроля; определить органы правового регулирования государственного финансового контроля, их права и обязанности; определить предмет, отношения регулирования, цели и задачи системы нормативно-правовых актов (законодательства) государственного финансового контроля; определить порядок построения системы нормативно-правовых актов государственного финансового контроля, ее структуру (части, разделы, подразделы и т.д.), их расположение в определенной последовательности и содержание.
Нормативно-правовые акты государственного финансового контроля не должны иметь противоречий (в том числе несоответствие в названиях, в терминологии), не должны дублировать друг друга. В них должно быть четко определено то, какие конкретные вопросы государственного финансового контроля рассматривает тот или иной уровень нормативного регулирования (рисунок 1), как он взаимодействует с другими уровнями, какие виды нормативно-правовых актов входят в тот или иной уровень8.
Рисунок 1 – Предполагаемая система нормативно-правовых актов (нормативно-правовая база) государственного финансового контроля
Итак, разработка и принятие стандартов
государственного финансового контроля
в Российской Федерации – это
установление норм, правил и характеристик,
справедливых для всех участников контрольной
деятельности, в целом же стандартизация
будет одним из проявлений организационно-
Роль финансового контроля в создании адекватной современным экономическим условиям системы управления финансами трудно переоценить. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Для осуществления финансового
контроля создаются особые контрольные
органы, укомплектованные высококвалифицированными
специалистами. Их права, обязанности
и ответственность строго регламентированы,
в том числе и в
Стоит отметить, что финансовый контроль в Российской Федерации ещё не до конца сформирован и находится на стадии становления. Поэтому несовершенство системы финансового контроля вполне объяснимо, и приводит к возникновению целого ряда серьезных проблем. Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, криминализация экономических структур, финансовые результаты корпораций и организаций в большей части скрыты, огромны неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж.
В рыночных условиях финансовый контроль должен быть направлен на ускорение экономического и социального развития, пресечение бесхозяйственности и хищений, проверку своевременности выполнения обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, взаимных платежей между хозяйствующими субъектами.
Поэтому актуальным на сегодняшний день представляется введение новых перспективных систем и методов в сферу финансового контроля.
Список литературы
Нормативно-правовые акты
Статьи
Учебники и учебные пособия
1 Лушина С.И. Государственные и муниципальные финансы. М., 2008. С.599.
2 Романовский М.В.Финансы и кредит. М., 2007. С. 67-68.
3 Опенышев С.П., Жуков В.А. Доктрина государственного контроля. // Бюллетень Счетной палаты РФ. — 2009 — С. 9 - 11.
4 Опенышев С.П., Жуков В.А. Предмет, метод, виды и принципы государственного финансового контроля. // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. — 2009 — С. 17 - 21.
5 Ефимова Н. О двух подходах к реформированию государственного финансового контроля РФ // Российский экономический журнал. — 2009. С. 11-18.
6 Лушина С.И.Государственные и муниципальные финансы: учебник. М., 2008. С.599.
7 Терехова Т.Б. Основные направления совершенствования государственного финансового контроля в Российской Федерации. М.,. 2007, С.753.
8 Бурцев
В.В. О стандартизации государственного
финансового контроля: Финансовый вестник.
– 2007,
С. 36-40.