Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:38, курсовая работа
Целью работы является изучение системы финансового контроля в Российской Федерации.
Для раскрытия цели работы необходимо решить задачи:
охарактеризовать сущность, задачи и формы финансового контроля.
рассмотреть принципы государственного финансового контроля.
определить круг органов исполнительной власти, на которые возложено проведение финансового контроля.
дать оценку эффективности государственного финансового контроля.
сделать выводы о перспективах развития и совершенствования системы финансового контроля в РФ.
Введение……………………………………………………………………………………………..4
1. Теоретические аспекты финансового контроля в Российской Федерации…………………..7
1.1. Роль, задачи и формы государственного финансового контроля ………………….……7
1.2. Предмет и метод государственного финансового контроля……………………………10
1.3 Принципы государственного финансового контроля……………………………………13
2. Органы осуществляющие государственный финансовый контроль………………………...16
2.1 Счетная палата Российской Федерации как высший орган государственного финансового контроля …………………………………………………………………………16
2.2 Финансовый контроль органов исполнительной власти Российской Федерации .........19
2.3 Финансовый контроль Центрального банка Российской Федерации…………………..21
3. Перспективы развития и совершенствования финансового контроля в РФ..………………23
Заключение…………………………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………………………...35
Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность, подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.
Правительство РФ в соответствии с
Конституцией РФ и законом «О Совете
Министров — Правительстве РФ»
наделено широкими полномочиями. Оно
контролирует процесс разработки и
исполнения федерального бюджета, осуществление
единой политики в области финансов,
денег и кредита. Правительство
РФ контролирует и регулирует финансовую
деятельность министерств и ведомств;
направляет деятельность подведомственных
ему органов финансового
Важнейшее место в системе финансового контроля со стороны Правительства РФ занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные подразделения Минфина в той или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего, Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений правительства РФ.
По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций при наличии у них фактов незаконного расходования средств, а также непредставления ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.
Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство организацией бухгалтерского учета в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности (сюда не входит аудит банков).
Следует отметить, что контрольные полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.
Оперативный контроль использования
государственных средств
Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль поступления, целевого и экономного использования государственных средств.
На него возложены следующие задачи:
Главная цель банковского регулирования и банковского надзора это поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации и защита интересов вкладчиков, кредиторов и государства. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Регулирующие
и надзорные функции Банка
России, осуществляются через действующий
на постоянной основе орган – Комитет
банковского надзора, объединяющий
структурные подразделения
В области контроля функции Банка носят ограниченный, по преимуществу надзорно - технологический характер. Это такие функции как:
кредитной политики во взаимодействии с Правительством Российской Федерации;
Банк России не проводит ревизий и проверок деятельности коммерческих банков и иных кредитных организаций. С другой стороны, в действующем отечественном банковском законодательстве ограничены возможности получения от банков информации, требующейся органам финансового контроля для решения их задач. Это создает определенные затруднения при осуществлении государственного финансового контроля в кредитно-банковской сфере. Недостаток контроля приводит к нарушению прав граждан и юридических лиц, пользующихся услугами денежно-кредитных учреждений6.
Адекватная система
Для решения этих задач необходима
реализация целого комплекса мероприятий
по совершенствованию
Создание единой системы государственного финансового контроля предполагает определение места и роли государственного финансового контроля в системе контроля, осуществляемого государством в целом, а также формирование концептуальных основ государственного финансового контроля и его важнейшей сферы – бюджетного контроля. В этой связи необходимо:
Важным шагом на пути построения
эффективной системы
Счетная палата Российской Федерации должна быть наделена правом законодательной инициативы. Это предложение обусловлено тем, что для законодательной власти остается проблемой обеспечение обоснованности принимаемых законов и иных нормативных правовых актов, обеспечение их адекватности реальным направлениям финансовой и бюджетной политики государства.
Следовало бы также предусмотреть право Счетной палаты самостоятельно обращаться в суд с исками по результатам выявленных нарушений бюджетного законодательства, которые привели к потерям для бюджета, ущербу для государства. Так, например, положения статей 15 и 23 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» предусматривают, что материалы об ущербе, причиненном государству, и нарушениях законов, влекущих уголовную ответственность, передаются Счетной палатой Российской Федерации в правоохранительные органы. К сожалению, данный закон не предусматривает права Счетной палаты обратиться в суд с иском о взыскании с проверяемых государственных органов и коммерческих организаций ущерба, причиненного государству, в порядке гражданского судопроизводства.
Необходимо также обеспечить исполнение
предписаний Счетной палаты Российской
Федерации, направляемых по результатам
ревизии государственным
Еще одним из важнейших направлений
совершенствования
Совершенствование государственного финансового контроля необходимо осуществлять на базе новых информационных технологий в соответствии с требованиями и текущим состоянием информационных ресурсов органов исполнительной власти. Использование таких технологий должно стать фактором повышения эффективности государственного финансового контроля в сфере финансовой безопасности Российской Федерации. В связи с этим необходимо:
Формирование нормативно-
Важным этапом внедрения аудита эффективности в практическую деятельность органов государственного финансового контроля является его законодательное обеспечение. Следует дополнить нормативно-правовую базу рядом положений, в частности: определить аудит эффективности государственных расходов как деятельность, направленную на анализ результативности и экономности использования государственных средств; определить критерии и показатели эффективности функционирования органов, деятельность которых является объектом проведения аудита эффективности государственных расходов; сформулировать и законодательно определить соответствующие меры принуждения за неэффективное использование бюджетных средств.
В системе государственного финансового контроля, осуществляемого органами исполнительной власти, необходимо более четко определить полномочия главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств.