Роль, значение и оценка эффективности государственного финансового контроля в России, перспективы его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:38, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение системы финансового контроля в Российской Федерации.
Для раскрытия цели работы необходимо решить задачи:
охарактеризовать сущность, задачи и формы финансового контроля.
рассмотреть принципы государственного финансового контроля.
определить круг органов исполнительной власти, на которые возложено проведение финансового контроля.
дать оценку эффективности государственного финансового контроля.
сделать выводы о перспективах развития и совершенствования системы финансового контроля в РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..4
1. Теоретические аспекты финансового контроля в Российской Федерации…………………..7
1.1. Роль, задачи и формы государственного финансового контроля ………………….……7
1.2. Предмет и метод государственного финансового контроля……………………………10
1.3 Принципы государственного финансового контроля……………………………………13
2. Органы осуществляющие государственный финансовый контроль………………………...16
2.1 Счетная палата Российской Федерации как высший орган государственного финансового контроля …………………………………………………………………………16
2.2 Финансовый контроль органов исполнительной власти Российской Федерации .........19
2.3 Финансовый контроль Центрального банка Российской Федерации…………………..21
3. Перспективы развития и совершенствования финансового контроля в РФ..………………23
Заключение…………………………………………………………………………………………33
Список литературы………………………………………………………………………………...35

Работа содержит 1 файл

Курсач 2.docx

— 71.60 Кб (Скачать)

Он опирается  на первичные документы оперативного бухгалтерского учета и отчетности, предполагает системный факторный  анализ деятельности предприятий и  организаций в целях выявления  резервов роста рентабельности и  прибыли, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), просроченной дебиторской  и кредиторской задолженности, полноты  и своевременности расчетов с  бюджетом и внебюджетными фондами. На макроуровне в процессе текущего анализа выявляются уровень собираемости налоговых и других платежей в  бюджет, своевременность, полнота и  целенаправленность финансирования федеральных  и территориальных социально-экономических  программ, размер бюджетного дефицита, источник его покрытия, исследуется динамика государственного внешнего и внутреннего долга и т.д.

Обычно  текущий контроль, как и предварительный, не носит репрессивного характера.

  1. Последующий – проводится по окончании финансового года или отчетного периода. В ходе его проверяется количественное и качественное выполнение намеченных показателей по каждому виду доходов и расходов, по налоговым и неналоговым поступлениям в бюджеты разных уровней и расходованию бюджетных средств, исполнение внебюджетных фондов и финансовых планов (бюджетов) предприятий, организаций, смет бюджетных учреждений. При этом путем анализа отчетных бухгалтерских документов, выявляются причины отклонения фактических данных от плановых, резервы повышения доходной базы бюджетов, рентабельности предприятий и организаций. Последующий контроль позволяет оценить эффективность организации финансовой работы на предприятиях и организациях, в министерствах и ведомствах, а также в самих контрольных органах, выявить недостатки предварительного и текущего финансового контроля.

 

1.2 Предмет и метод  государственного финансового контроля

 

Предметом государственного финансового  контроля являются средства консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и на этапах распределения и использования.

Метод финансового контроля можно  сформулировать как комплексное, органически  взаимосвязанное изучение законности, достоверности, целесообразности и  экономической эффективности хозяйственных  и финансовых операций и процессов  на основе использования учетной, отчетной, плановой (нормативной) и другой экономической  информации в сочетании с исследованием  фактического состояния объектов контроля.

Анализ литературы о сущности методов  контроля позволяет выделить из них  две группы: общенаучные методы и  специфические контрольные методы.

Общенаучные методические приемы включают анализ и синтез, индукцию, дедукцию, аналогию и моделирование, абстрагирование  и конкретизацию, системный анализ, функционально-стоимостный анализ.

Собственные методические приемы государственного финансового контроля представляют собой специфические приемы контроля, выработанные практикой. Формируются  эти приемы в зависимости от целевой  функции контроля. Например, методические приемы финансового контроля базируются на методиках бухгалтерского учета, статистики, экономического анализа  и других экономических наук. Вместе с тем методические приемы финансового  контроля применяются в исследованиях  других экономических наук (управление, планирование, финансирование, кредитование и т.п.).3

По информационному обеспечению  различают методы документального  и фактического контроля.

Документальный контроль заключается  в установлении сущности и достоверности  хозяйственной операции по данным первичной  документации, учетных регистров  и отчетности, в которых она  нашла отражение, т.е. в бухгалтерском, оперативном и статистическом учете. Так, выполнение планов производства и  реализации продукции, ее себестоимости  и рентабельности на контролируемом предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной документации, учете и отчетности.

Фактический контроль состоит в  определении действительного, реального  состояния объекта проверки путем  перерасчета, взвешивания, обмера, лабораторного  анализа и других методов проверки. К объектам фактического контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные ценности, готовая продукция, незавершенное производство.

Фактический и документальный контроль выполняется во взаимной связи, так  как только их совместное применение позволяет установить действительное состояние объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия  по устранению имеющихся недостатков.

Основными методами государственного финансового контроля являются:

  1. Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая, операционно-техническая  отчетность, сметы расходов и расчеты  к ним, расчеты по налогам и  т.п.

  1. Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода материалов, топлива, энергии и т.д.
  2. Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента страхового надзора Минфина России - за страховыми фирмами.
  3. Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.
  4. Наблюдение (мониторинг) - постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение ликвидности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию досрочного возврата ссуды.
  5. Ревизия - наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой взаимосвязанный комплекс проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций, проводимых с помощью определенных приемов фактического и документального контроля. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки соблюдения финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности - для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.4

Комплексная ревизия охватывает все  стороны хозяйственной и финансовой деятельности объекта контроля, а  ее содержательная часть соответствует  подходам, применимым к ревизии. Другой отличительной чертой комплексной  ревизии является охват ею всех уровней  управления: министерство — ведомство  — предприятие (выборочно). Результатом  ее являются не только выводы, но и предложения  по улучшению не только финансово-хозяйственной, но и производственной деятельности объекта контроля.

 

1.3 Принципы государственного  финансового контроля

 

Поскольку финансовый контроль является одной из функций управления, то ему присущи общие принципы управления, на которых базируется процесс государственного управления и управления конкретным предприятием и организацией, но конечно с преломлением содержания этих принципов применительно к функции контроля.

В этой связи можно выделить следующие  принципы.

  1. Принцип плановости – он предопределяется природой организации управления и необходимостью целеполагания. В этой связи субъекты контроля проводят свою работу на основе годовых, квартальных и месячных планов проведения контрольных мероприятий.
  2. Принцип системности означает, что при проведении контрольных мероприятий должны рассматриваться все стороны объекта контроля и вся система его взаимосвязей по вертикали и горизонтали структуры управления.
  3. Принцип непрерывности означает, что все объекты контроля (управляемая система) подлежат постоянно осуществляемому субъектами контроля (управляющей системой) предварительному оперативному и периодическому последующему контролю в сроки, установленные исходя из условий, характера и свойств их деятельности. Это обеспечивает постоянное наблюдение за ходом выполнения планов и заданий, принятие мер по корректировке деятельности по мере выявления отклонений от регламентированных значений (условий).
  4. Принцип законности обусловлен Конституцией Российской Федерации, предусматривающей, что государство, все его органы (в том числе и контрольные) действуют на основе законности, обеспечивают охрану интересов общества и граждан. Органы финансового контроля, их должностные лица при исполнении своих обязанностей должны соблюдать Конституцию Российской Федерации и российские законы.5
  5. Принцип объективности предопределяет правильное, полное и объективное объяснение результатов контроля на основе сопоставления содержания проверенных фактов с законами, основными положениями, инструкциями и распоряжениями руководящих органов, регулирующими проверяемую деятельность и действия должностных лиц при ее выполнении.
  6. Принцип независимости устанавливает недопустимость какого-либо силового, материального или морального воздействия на субъект контроля.
  7. Принцип гласности вытекает из сущности контроля, осуществляемого в интересах государства. Результаты контроля доводят до сведения коллектива, чья деятельность проверялась, вышестоящих органов управления, а также в необходимых случаях - до средств массовой информации. Гласность результатов контроля и принятых по ним решений мобилизует на устранение выявленных отрицательных факторов и обеспечение успешного выполнения возложенных на них обязанностей, воспитывает их в духе соблюдения действующих законов и положений.
  8. Принцип эффективности (действенности) контроля проявляется в своевременности и полноте выявления отклонений от заданного, их причин и виновников, а также оперативности в исправлении допущенных отрицательных результатов и обеспечении возмещения нанесенного материального ущерба.

 

  1.  Органы, осуществляющие государственный финансовый контроль.

 

Органами финансового контроля называют органы, специально создаваемые для осуществления контрольных полномочий, либо подразделения органов исполнительной власти, на которые возлагаются функции финансового контроля в соответствующей отрасли или ведомстве.

На практике государственный финансовый контроль в нашей стране в настоящее  время осуществляют: Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные  органы субъектов Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, Федеральная служба по финансовому  мониторингу, Федеральная налоговая  служба, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная антимонопольная  служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная таможенная служба, Центральный  банк Российской Федерации.

Конкретные полномочия и функции  каждого органа устанавливаются  при его создании нормативным  документом – законом, указом, постановлением, положением о данном органе.

2.1 Счетная палата Российской Федерации как высший орган государственного финансового контроля

 

Масштабную и разностороннюю деятельность в сфере государственного финансового  контроля ведет Счетная палата Российской Федерации, образование которой предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Действует она на основании специального закона о Счетной палате. Это полностью соответствует опыту развитых стран мирового сообщества. В упоминавшейся Лимской декларации сказано: «Основные контрольные полномочия высшего контрольного органа должны быть определены конституцией, детали могут быть установлены законом».

Задачи Счетной палаты:

    1. организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
    2. определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
    3. оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
    4. финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
    5. анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;
    6. контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;
    7. регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

Реализуя планы, палата осуществляет комплексные ревизии, тематические проверки, другие контрольные мероприятия. По итогам мероприятий составляется отчет, за достоверность которого соответствующие  должностные лица палаты несут персональную ответственность. Утверждает отчеты, и принимает по ним решения Коллегия Счетной палаты.

Все государственные органы и любые  организации обязаны предоставлять  Счетной палате информацию, необходимую  для выполнения ее задач, оказывать  содействие ее деятельности. За отказ  в предоставлении информации, предоставлении заведомо неполной или ложной формации Счетной палате установлена уголовная  ответственность.

Счетная палата в процессе исполнения федерального бюджета контролирует полноту и  своевременность денежных поступлений, фактическое расходование бюджетных  ассигнований в сравнении с законодательно утвержденными показателями федерального бюджета, выявляет отклонения и нарушения, проводит их анализ, вносит предложения  по их устранению. Также, ежеквартально  по установленной форме, представляет Федеральному Собранию Российской Федерации  оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором  приводятся фактические данные о  формировании доходов и произведенных  расходах в сравнении с утвержденными  федеральным законом о федеральном  бюджете на текущий год показателями за истекший период, квартал. Счетная  палата Российской Федерации осуществляет проверки финансово-хозяйственной  деятельности Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений  и учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета и государственного долга Российской Федерации. Эти  проверки осуществляются в соответствии с решениями Государственной  Думы, принимаемыми только на основании  предложений Национального банковского  совета.

Выявляя финансовые нарушения, отклонения от установленных бюджетных показателей, Счетная палата должна анализировать  причины и готовить необходимые  предложения. Руководителям органов  государственной власти, проверяемых  организаций палата направляет предписания  по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба, привлечению  к ответственности виновных. В  случаях, когда выявленные нарушения наносят прямой непосредственный ущерб и требуется их безотлагательное пресечение или создаются препятствия для проведения контрольных мероприятий, Счетная палата имеет право давать администрации обязательные для исполнения предписания.

Особенностью и одновременно недостатком  организационного строения Счетной  палаты, ограничивающим ее практические возможности, является то, что она  не имеет территориальных подразделений. Ревизии и проверки на местах проводятся путем командирования инспекторов  палаты из Москвы в республики, края, области, округа.

Информация о работе Роль, значение и оценка эффективности государственного финансового контроля в России, перспективы его развития