Роль ресурсных налогов в формировании доходной базы бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Природно-сырьевой сектор является базовым сектором экономики России, играющим важнейшую роль в экономическом развитии страны и формировании доходов государственного бюджета. В связи с этим актуальной является проблема построения эффективной системы налогообложения природно-сырьевого сектора, обеспечивающей как изъятие в пользу государства части доходов, получаемых при использовании природных ресурсов, так и сохранение достаточных стимулов для инвестиций в данный сектор экономики.

Содержание

Введение 1
Глава 1. Сущность и правовое регулирование взимания ресурсных налогов 3
Глава 2. Виды ресурсных налогов 6
§2.1 Плата за землю 6
§2.2 Платежи за пользование недрами 10
§2. 3 Платежи за пользование лесным фондом 17
§2.4 Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование водных биологических ресурсов 21
§2. 5 Водный налог 23
§2.6 Платежи за загрязнения окружающей среды 25
Глава 3. Проблемы регулирования природноресурсных платежей 27
Заключение 33
Список используемой литературы: 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по финансам. 3 курс.docx

— 82.24 Кб (Скачать)

Следует отметить,  что система взимаемых  за пользование природными ресурсами платежей нестабильна.  За последние 20  лет нормативное регулирование в данной сфере неоднократно менялось.  Кроме того,  в подзаконные акты  (например,  Постановления Правительства РФ,  регулирующие полномочия различных федеральных органов исполнительной власти)  изменения не вносятся в течение достаточно долгого времени с момента внесения поправок в законодательство.  Все это приводит к многочисленным проблемам при осуществлении полномочий органами государственной власти. 

В итоге  получается,  что Федеральная  налоговая служба наделена полномочиями по администрированию ряда природоресурсных платежей,  несмотря на то,  что в системе федеральных органов исполнительной власти существуют специализированные органы, обладающие компетенцией в той или иной сфере. Возможно и такое, что администрирование одного платежа осуществляется несколькими органами,  что не всегда обоснованно.

Очевидно,  что такая обстановка оказывается  неблагоприятной как с точки зрения плательщиков природоресурсных платежей, так и с точки зрения взимания таких платежей.  Столь сложная и запутанная система оказывает негативное воздействие и на экономическую ситуацию в стране.  Конечной же целью должна быть четкая,  понятная и прозрачная система администрирования платежей за пользование природными ресурсами. 

Платежи за водопользование являются наиболее ярким примером,  происходящих в этой сфере изменений.

С 1  января 2007  г.  вступил в силу новый  Водный кодекс РФ, повлекший серьезные изменения в системе платежей за водопользование,  в результате которых,  водный налог будет постепенно заменяться неналоговой платой за пользование водными объектами.  Он упразднил действовавшее с 1995  г.  лицензирование водопользования.  С 1  января 2007  г. водные объекты предоставляются в пользование по договору водопользования, заключаемому согласно нормам статей 12–16 Водного кодекса (то есть в рамках договорных гражданских правоотношений), или на основании решения о предоставлении такого объекта в пользование,  принимаемого Правительством РФ,  исполнительными органами государственной власти или органом местного управления.  При этом договором водопользования должна предусматриваться неналоговая плата за пользование водными объектами  (ст. 20  Водного кодекса).  Администрирование платы по водным объектам, находящимся в федеральной собственности,  возложено на Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы).

Кроме того, с 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.06.2006 № 73-ФЗ  «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации».  Закон внес дополнение в статью 333.8  главы 25.2 «Водный налог»  Налогового кодекса РФ,  в соответствии с которой организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров или решений о предоставлении указанных объектов в пользование, заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса не являются плательщиками водного налога.

В остальном  порядок исчисления и уплаты водного налога,  а также представления налоговых деклараций по нему остался прежним.  Таким образом,  с 2007  г.  в России одновременно взимаются два вида платежей за пользование водными объектами –  водный налог и неналоговая плата.  Причем при определенных условиях один и тот же водопользователь может уплачивать и водный налог,  и неналоговую плату –  только по разным водным объектам.

Вывод природоресурсных платежей за рамки налогового законодательства лишает государство их нормального администрирования,  поскольку необходимо создавать параллельную структуру для администрирования этих платежей. Существует определенный опыт администрирования внебюджетных зарплатных платежей. После отмены глав 213 и 212 НК РФ Федеральными законами уже имеющиеся функции были переложены на Пенсионный фонд.

При работе с природоресурсными платежами у администраторов пока нетсоответствующих функциональных обязанностей, будут ли и когда – вопрос, на который в настоящее время нет ответа.

Таким образом,  рассмотренные проблемы природоресурсных платежей не способствуют стабилизации и устойчивому развитию экономики страны.  Необходимо отметить,  что данная проблематика имеет комплексный негативный характер,  поскольку затрагивает не только экономическую составляющую, но и социальную, и экологическую.

Анализ  изложенных проблем позволяет сделать вывод о назревающей угрозе и необходимости с целью ее предотвращения предпринять следующие действия:

    • ликвидировать двойственность структуры природоресурсных платежей;
    • сформировать соответствующие внебюджетные фонды для реализации стимулирующей и компенсационной функций природоресурсных платежей;
    • провести исследования необходимости глобального преобразования налоговой системы, с целью полноценного изъятия природной ренты в бюджет государства;
    • оценить ущерб,  причиняемый размытостью природоресурсных платежей экономической безопасности страны.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Формирование государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов становится обязательным условием успешной реализации экономических реформ в нашей стране.

Территория  России составляет около 1/8 части мировой  суши. Мы занимаем третье место в  мире после Австралии и Канады по землеобеспеченности и площади пашни на одного жителя, но состояние наших земельных ресурсов оценивается как неблагополучное, значительная их часть нуждается в восстановлении плодородия. В России сосредоточено более 20% мировых запасов пресных и подземных вод, и в то же время современное состояние водных источников и систем централизованного водоснабжения в силу многих причин не гарантирует требуемого качества питьевой воды. Российская Федерация занимает одно из ведущих мест в мире по запасам минерального сырья и топливно-энергетических ресурсов. Разведанные запасы нефти, газа, угля достигают 13–36% мировых запасов, железных и никелевых руд – 30%. Воспроизводство же минерально-сырьевой базы год от года ухудшается.

Леса  России составляют 22% лесных ресурсов планеты и занимают 69% территории страны, причем ценные хвойные породы составляют 72% лесного фонда. С другой стороны, заготовка древесины в  последние годы снижается, не достигая уровня выделяемых расчетных лесосек, весьма велики потери при лесопользовании. Огромный вред ресурсам наносят лесные пожары, вредители, что во многом обусловлено  низкой технической оснащенностью  службы охраны лесов. Постоянно уменьшаются  объемы лесовосстановительных работ.

В современных  условиях развитие и эффективное  использование природно-сырьевой базы России становится главным фактором роста ее экономики. Поэтому платежи  за пользование природными ресурсами  в системе факторов реализации природно-ресурсной  политики государства являются особо  значимыми. Установление платежей за природные  ресурсы преследует цели экономического регулирования природопользования, стимулирования рационального и комплексного использования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирования различных видов природных ресурсов и охраны окружающей среды, формирование денежных средств для охраны и воспроизводства природных ресурсов в условиях рыночной экономики. Они призваны оказать позитивное влияние на повышение эффективности использования и охраны земель, лесов, водных объектов и недр, добычи и рационального использования минерально-сырьевых ресурсов и продуктов переработки.

По мнению некоторых российских экономистов, доходная часть государственного бюджета  должна формироваться преимущественно  или почти полностью за счет платежей за природные ресурсы. В условиях спада производства и недостаточности  бюджетных средств в такой богатой ресурсами стране, как Россия, именно платежи за природопользование могут взять на себя фискальную функцию налоговой системы. Однако в настоящее время доля платы за природные ресурсы в доходной части федерального бюджета составляет менее 3%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

 

    1. Кошкин Р.Л.,  Петрунин В.В.  «Водный налог и плата  за пользование водными объектами в 2007» // Рос. налоговый курьер. 2007. № 12.
    2. Макарова И.А. «Экономическая природа ресурсных платежей» // Экономические науки 2006 .
    3. Брызгалина А.В. «Налоги и налоговое право». Учеб. пособие: Аналитика-Пресс, 2008.
    4. Худяков А.И., Бродский Г.М. «Основы налогообложения». Учеб. пособие. СПб.: Европейский Дом, 2002.
    5. Юдин Е.А. «Налог на добычу полезных ископаемых в спектре проблем бюджетного федерализма» // Нефть и капитал. 2010. N 11.
    6. Мещерякова О.В. «Правовые и организационно-экономические аспекты применения системы дифференцированного налогообложения в природоресурсном секторе Российской Федерации» // Вестник экономики. 2009. N 11
    7. Лебедев В.В. «Об изменениях в порядке направления платы за загрязнение природной среды и осуществлении контроля за ее поступлением» // Налоговый вестник. 2001. N 8.
    8. Богославцев Т.Н. «Совершенствование ресурсного налогооблажения» // Вестник Омского университета. 2010. №3
    9. http://abc.vvsu.ru/Books/nalogoobl_prirod_resurs/page0001.asp#xex2
    10. http://www1.minfin.ru/ru/ebudget/
    11. http://www.rnk.ru/journal/archives/2005/16/nalogovoe_administrirovanie/centr_regiony/resursnie_platezhi_kontrol_i_vzaimodeystvia_69672.phtml
    12. http://www.roskazna.ru/reports/yi.html

Использование всех нормативно-правовых баз указано в соответствующих разделах работы.

 

 

1 http://www1.minfin.ru/ru/budget/classandaccounting/budgetaccounting/

2 http://www.roskazna.ru/reports/oi.html

3 http://www.roskazna.ru/reports/yi.html

4 http://www.roskazna.ru/reports/yi.html

5 www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi

 


Информация о работе Роль ресурсных налогов в формировании доходной базы бюджета