Роль ресурсных налогов в формировании доходной базы бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Природно-сырьевой сектор является базовым сектором экономики России, играющим важнейшую роль в экономическом развитии страны и формировании доходов государственного бюджета. В связи с этим актуальной является проблема построения эффективной системы налогообложения природно-сырьевого сектора, обеспечивающей как изъятие в пользу государства части доходов, получаемых при использовании природных ресурсов, так и сохранение достаточных стимулов для инвестиций в данный сектор экономики.

Содержание

Введение 1
Глава 1. Сущность и правовое регулирование взимания ресурсных налогов 3
Глава 2. Виды ресурсных налогов 6
§2.1 Плата за землю 6
§2.2 Платежи за пользование недрами 10
§2. 3 Платежи за пользование лесным фондом 17
§2.4 Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование водных биологических ресурсов 21
§2. 5 Водный налог 23
§2.6 Платежи за загрязнения окружающей среды 25
Глава 3. Проблемы регулирования природноресурсных платежей 27
Заключение 33
Список используемой литературы: 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по финансам. 3 курс.docx

— 82.24 Кб (Скачать)

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «Роль ресурсных налогов в формировании доходной    базы бюджета»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение 1

Глава 1. Сущность и правовое регулирование взимания ресурсных налогов 3

Глава 2. Виды ресурсных налогов 6

§2.1 Плата за землю 6

§2.2 Платежи за пользование недрами 10

§2. 3 Платежи за пользование лесным фондом 17

§2.4 Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование водных биологических ресурсов 21

§2. 5 Водный налог 23

§2.6 Платежи за загрязнения окружающей среды 25

Глава 3. Проблемы регулирования природноресурсных платежей 27

Заключение 33

Список используемой литературы: 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Природно-сырьевой сектор является базовым сектором экономики России, играющим важнейшую роль в экономическом развитии страны и формировании доходов государственного бюджета. В связи с этим актуальной является проблема построения эффективной системы налогообложения природно-сырьевого сектора, обеспечивающей как изъятие в пользу государства части доходов, получаемых при использовании природных ресурсов, так и сохранение достаточных стимулов для инвестиций в данный сектор экономики.

Система налогообложения природно-сырьевого сектора, сформировавшаяся в России в начале 90-х гг. ХХ в., не стала достаточно эффективной с точки зрения достижения указанной цели. Это было связано с отсутствием четко выработанного налогово-терминологического инструментария и единого подхода к определению сущности и роли ресурсных платежей, отсутствием опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, коротким сроком, отпущенным на разработку законодательства, а также кризисной ситуацией в стране. В результате остро встала проблема реформирования данной системы в начале ХХI в. с целью повышения ее эффективности и приведения в соответствие с мировой практикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и правовое регулирование взимания ресурсных налогов

 

Платежи за природные ресурсы, акцизы и налоги — важнейшие инструменты экономического регулирования взаимоотношений предпринимателей, государства и общества. Они должны обеспечивать решение следующих основных задач:

    • рациональное и экологически безопасное использование ограниченных природных ресурсов;
    • стимулирование добычи и производства необходимого обществу сырья;
    • сбор средств государственного бюджета;
    • обоснованное изъятие всех видов природной ренты и последующее ее распределение в масштабах государства.

К платежам за природные  ресурсы и иным поступлениям, непосредственно связанные с их использованием, относятся:

    • плата за землю;
    • платежи при пользовании недрами;
    • платежи за пользование лесным фондом;
    • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование водными биологическими ресурсами;
    • водный налог и платежи за загрязнения окружающей среды.

При пользовании недрами также уплачивается налог на добычу полезных ископаемых и акциз на природный газ. При экспорте минерально-сырьевых и лесных ресурсов взимаются вывозные таможенные пошлины.

Плата за пользование природными ресурсами взимается как в  форме платежей, так и в форме  налогов, акцизов, вывозных таможенных пошлин. С юридической точки зрения есть большая разница между платежом, налогом и сбором (акцизом).

Налог — это обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц по установленным правилам без получения этими лицами каких-либо материальных выгод в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Платеж — это денежное возмездное вознаграждение, например оплата права получения чего-либо, в том числе и услуги.

Акциз — платеж налогового характера, устанавливаемые на высокодоходные товары, к которым, например, относится природный газ.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с юридических и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий.

С экономической же точки  зрения не имеет разницы, как называется тот или иной налог или платеж. Все природно-ресурсные платежи и налоги представляют собой институциональные формы изъятия или присвоения рентного дохода. Основа природно-ресурсных платежей — это природная рента, механизмы сбора которой определяются теми или иными правилами, устанавливаемыми государством.

В настоящее время система установления природно — ресурсных платежей претерпевает существенные изменения. Часть платежей действующим Налоговым кодексом предусматривается перевести в разряд налогов. Это касается лесных платежей, платежей за негативное воздействие на окружающую среду, платежей за воду. Однако из-за неналогового характера данных платежей возникают определенные трудности в установлении ставок подобных налогов и механизмов их взимания.

Впервые плата за природные  ресурсы была введена правительственным  постановлением №32 от 7 января 1988 г. Госкомприроды  установил порядок определения  и внесения платы. Затем этот Порядок  был утвержден постановлением Правительства  РСФСР от 9 января 1991 г. №13 для всех предприятий независимо от подчиненности и форм собственности.

Минэкологии РСФСР в 1991 году были разработаны  Общие принципы платного природопользования в условиях перехода РСФСР к рынку, а также проекты нормативно-правовых актов о введении платного природопользования на территории Российской Федерации. Позже  платность использования природных  ресурсов была закреплена в ст. 20 Закона «Об охране окружающей среды». Введенные  нормативы платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ и размещение отходов оказались удобными для  практических расчетов с природопользователями.

Ныне действующий закон «Об  охране окружающей среды» от 10 января 2002 года не содержит отдельной статьи, посвященной урегулированию платы  за природопользование. Но это не означает, что из современных правоотношений исключена платность природопользования, т.к. платность природопользования - один из основных принципов природопользования и охраны окружающей среды является (ст.3 Закона «Об охране окружающей среды»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Виды ресурсных налогов

§2.1 Плата за землю

 

Одна  из целей земельной реформы в  России – реформирование системы  платежей за землю. Можно выделить две  основные функции платежей за землю, имеющие важное значение для региона:

    • регулятивная – обеспечение экономической активности землепользователей с учетом стратегии развития региона (города) и стимулирование рационального использования земельного фонда;
    • фискальная – пополнение доходов бюджета.

Сегодня эффективное использование земельных  ресурсов регионов рассматривается  как фактор их устойчивого развития, ведь доходы, поступающие от использования  земли, можно направить на решение важных социально-экономических проблем. В развитых странах доходы от платы за землю составляют 25-30% всех бюджетных доходов, в то время как в нашей стране земля долгое время вообще не рассматривалась как источник доходов и соответственно доля земельных платежей в бюджетах регионов крайне незначительна.

Как известно, формами платы за землю являются земельный налог и арендная плата. При этом с 1 января 2005 года земельный налог установлен в качестве местного налога и 100 % поступлений по земельному налогу поступают в бюджет муниципального образования по месту нахождения земельного участка независимо от формы собственности. Арендная плата за землю является источником неналоговых доходов бюджетов, и нормативы распределения поступлений между уровнями бюджетов ежегодно корректируются. Изменения нормативов за последние несколько лет показывают, что передавая ряд полномочий на региональный и местный уровень, органы власти обеспечиваются необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения функций, что повышает уровень самостоятельности бюджетов.

Важным  шагом в реформировании системы  платы за землю является переход  на расчет земельного налога и арендной платы от кадастровой стоимости  земельных участков. Кадастровая стоимость в отличие от нормативной цены земли индексируется каждые 3-5 лет в зависимости от степени произошедших изменений на рынке земельной недвижимости. Это позволяет учитывать индивидуальные особенности земельных участков. 
Второй важный момент – это передача полномочий по установлению ставок земельного налога на местный уровень, а по арендной плате – на уровень субъекта, что также позволяет наиболее максимально учитывать особенности развития региона. Проведенные преобразования в системе платы за землю привели к тому, что доля земельных платежей в бюджетах ежегодно увеличивается.

 

Таблица 1.

Сравнение субъектов РФ по доле земельного налога в консолидированном бюджете за 2009-2010 годы, млн. руб1.

п/п

Субъект РФ

ГГод

Всего доходов консолидированного

бюджета

Земельный налог

Доля земельного налога, %

1

Республика Башкортостан

22009

83565,63

473,9

0,57

22010

92579,55

791,96

0,86

2

Республика Татарстан

22009

88326,86

2782,72

3,15

22010

106132,53

3471,14

3,27

3

Самарская область

22009

67696,88

1043,4

1,54

22010

82157,22

2353,48

2,86

4

Свердловская область

22009

97882,32

2204,84

2,25

22010

128361,46

3507,32

2,73

5

Челябинская область

22009

66866,62

2051,31

3,07

22010

87362.4

2233,14

2,57

6

Пермский край

22009

59965,35

1206,57

2,01

22010

78652,55

2692,06

3,42

7

Республика Бурятия

22009

21333,184

134,31

0,62

02010

28166,987

195,9755

0,7

       

 

Удельный  вес земельных платежей в доходах  бюджета характеризует эффективность  реализации экономического потенциала земельных ресурсов. Как видно  из данных, представленных в таблице, в среднем по регионам доля земельных  платежей за 2009 год составила 1,89 %, в 2010 году она уже увеличилась до 2,3 %. Это означает формирование тенденции к росту удельного веса земельных платежей.

Однако  существует ряд проблем, препятствующих увеличению доли земельных платежей в общей сумме доходов: отсутствие полной достоверной базы о земельных  участках и несовершенство системы  платы за землю. 
В качестве мер, направленных на увеличение доходов бюджетов от платы за землю, можно предложить:

    • проведение инвентаризации земель;
    • ведение государственного земельного кадастра;
    • вовлечение новых земельных участков в оборот.
    • подготовка земельных участков органами местного самоуправления для продажи через торги и аукционы.
    • информирование населения через СМИ о свободных земельных участках;
    • сокращение задолженности прошлых лет;
    • работа с землепользователями, не имеющими правоустанавливающих документов на земельные участки;
    • налогообложение земельных участков, прошедших кадастровый учет под многоквартирными жилыми домами;
    • установление дифференцированной платы за землю в зависимости от ее градостроительной ценности и условий среды обитания.

Таким образом, реализация указанных мероприятий позволит обеспечить эффективное пополнение доходной части бюджетов от платы за землю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.2 Платежи за пользование недрами

 

Налог на добычу полезных ископаемых введен в  России с 1 января 2002 г.

При осуществлении  налоговой реформы особое внимание было уделено модификации налогообложения  углеводородного сырья. В период до проведения налоговой реформы занятые в этой сфере компании дополнительно к общим для всех налогоплательщиков оборотным налогам уплачивали оборотные налоги, характерные только для этой области экономической деятельности. К этим налогам относились роялти, т.е. налог на пользователей природных ресурсов (взимался по ставкам от 6 до 16% в зависимости от месторождений), платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы (по ставке 10%) и акцизы.

Следует отметить, что акциз на нефть, по существу, выполнял функции, которые  в мировой практике выполняют  роялти. В то же время этот акциз  не имел под собой объективного механизма  учета горно-геологических и экономических  условий добычи, что допускало  значительный субъективизм при установлении ставок. Также он не реагировал на изменение  горно-геологических условий в процессе эксплуатации месторождения, а также на изменение внешних экономических условий производства (мировых цен). Предполагалось, что автоматический механизм расчета данного налога существенно повысит объективность налогообложения, так как правила его исчисления учитывают горно-геологические и экономические условия добычи углеводородов, стимулируют инвестиции в освоение новых месторождений.

Информация о работе Роль ресурсных налогов в формировании доходной базы бюджета