Роль ресурсных налогов в формировании доходной базы бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Природно-сырьевой сектор является базовым сектором экономики России, играющим важнейшую роль в экономическом развитии страны и формировании доходов государственного бюджета. В связи с этим актуальной является проблема построения эффективной системы налогообложения природно-сырьевого сектора, обеспечивающей как изъятие в пользу государства части доходов, получаемых при использовании природных ресурсов, так и сохранение достаточных стимулов для инвестиций в данный сектор экономики.

Содержание

Введение 1
Глава 1. Сущность и правовое регулирование взимания ресурсных налогов 3
Глава 2. Виды ресурсных налогов 6
§2.1 Плата за землю 6
§2.2 Платежи за пользование недрами 10
§2. 3 Платежи за пользование лесным фондом 17
§2.4 Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование водных биологических ресурсов 21
§2. 5 Водный налог 23
§2.6 Платежи за загрязнения окружающей среды 25
Глава 3. Проблемы регулирования природноресурсных платежей 27
Заключение 33
Список используемой литературы: 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по финансам. 3 курс.docx

— 82.24 Кб (Скачать)

 

Исходя  из того, что лес является традиционным предметом экспорта России, и наблюдается  неуклонный рост экспорта древесины  и продуктов ее переработки, при  котором стоимость экспорта только лесоматериалов и только в страны вне СНГ уже в 2008 г. превысила 2 млрд. $. США и продолжает возрастать, очевидна необходимость срочного и радикального реформирования системы финансово-экономических отношений в сфере лесопользования.

§2.4 Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование водных биологических ресурсов

 

С 1 января 2004 г. часть вторая Налогового Кодекса была дополнена гл. 25.1, регулирующей уплату сборов за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. Ранее уплата вышеуказанных сборов была предусмотрена Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире».

Плательщиками сбора за пользование объектами  животного мира, за исключением объектов животного мира, относящихся к  объектам водных биологических ресурсов, признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории РФ. Плательщиками сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов признаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.

Объектами обложения признаются объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, выдаваемой в соответствии с законодательством РФ;

Ставки  сборов установлены на федеральном  уровне в рублях за каждое животное и за тонну добытых объектов водных биологических ресурсов, морских млекопитающих. При этом ставки устанавливаются дифференцированно в зависимости от водного бассейна добычи и региона.

Сумма сбора  за пользование объектами животного  мира определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов животного мира и ставки сбора.

Сумма сбора  за пользование объектами водных биологических ресурсов также определяется в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов как произведение соответствующего количества объектов водных биологических ресурсов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов, и различается в зависимости от места обитания водных биологических ресурсов.

 

Таблица 5.

Поступление платежей за пользование объектами животного мира и водными биоресурсами в 2009 и 2010 гг. (млн. руб.)4

Наименование платежей

2009 г.

2010 г.

всего

в том числе

всего

в том числе

в федеральный бюджет

в террито- риальные бюджеты

в федеральный бюджет

в террито- риальные бюджеты

Плата за право пользования  объектами животного мира и водными биоресурсами

128.2

128.2

138.7

138.7


 

 

 

§2. 5 Водный налог

 

Водный  налог был введен с 1 января 2005 г. гл. 25.2 Налогового Кодекса.

Налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством РФ. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ.

Объектами налогообложения водным налогом  признаются следующие виды пользования водными объектами:

    • забор воды из водных объектов;
    • использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;
    • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
    • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Статьей 333.9 НК предусмотрены действия, которые  не признаются объектами налогообложения. Например, использование акватории водных объектов для рыболовства и охоты.

По каждому  виду водопользования, признаваемому  объектом налогообложения, налоговая  база определяется налогоплательщиком отдельно в отношении каждого водного объекта. Так, при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Налоговая база определяется как площадь предоставленного водного пространства — при использовании акватории водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях.

Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам  рек, озер, морей и экономическим  районам.

Налоговым периодом признается квартал.

Налогоплательщик  исчисляет сумму налога самостоятельно. Сумма налога по итогам каждого налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Следует отметить, что в течение 2008—2009 гг. постепенно уменьшалось значение водного налога, который будет уплачивается только в тех случаях, когда лицензии на водопользование были выданы налогоплательщикам до введения в действие Водного кодекса РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.6 Платежи за загрязнения окружающей среды

 

Платежи за загрязнение окружающей среды (в формулировках нового Федерального закона об охране окружающей среды  — платежи за негативные воздействия  на окружающую среду; в формулировках  Налогового кодекса — экологический  налог) в настоящее время устанавливаются  в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении  порядка определения платы и  ее предельных размеров за загрязнение  окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия».

Настоящий порядок предусматривает взимание платы за такие виды вредного воздействия  на окружающую природную среду как:

    • выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
    • сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
    • размещение отходов;
    • другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

Для исчисления размера платежей по каждому ингредиенту  загрязняющего вещества указанным  постановлением устанавливается два  вида базовых нормативов платы:

а)         за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б)         за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов).

Между этими  двумя видами базовых размеров установлено 5-кратное повышающее соотношение. Это  соотношение означает, что ставки платы в объемах предельно допустимых нормативов в 5 раз меньше ставок платы в объемах лимитов.

За превышение лимитов к базовым размерам платы  категории б) устанавливается дополнительный 5-кратный коэффициент, выполняющий  роль штрафной санкции.

При определении  суммы платежа предусмотрен механизм зачета расходов предприятий на проведение природоохранных мероприятий. Этот механизм заключается в том, что  размер платежей мог уменьшаться  на сумму средств, потраченных на создание очистных сооружений.

Суммарная доля поступлений платежей за загрязнения окружающей среды в федеральный бюджет, по данным 2010г., составила около 3%5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы регулирования природноресурсных платежей

 

Природоресурсные  платежи представляют собой мощный регулятор экономической деятельности организаций и играют стимулирующую роль в защите окружающей среды.  Термин  «природоресурсные платежи»  является научной категорией,  которой объединяют различные виды платежей за природопользование, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Взимаемые в настоящее время природоресурсные платежи можно разделить на два вида налоговые и неналоговые. Налоговые платежи за пользование природными ресурсами – это земельный и водный налог,  налог на добычу полезных ископаемых,  сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов. К неналоговым платежам относятся платежи за пользование лесным фондом,  плата за негативное воздействие на окружающую среду,  система платежей за пользование недрами,  оплата договоров водопользования. 

Теоретически  платежи за пользование природными ресурсами выполняют различные функции, в первую очередь, компенсационную и стимулирующую, однако на них возложена и функция пополнения бюджета, то есть фискальная. 

Компенсационная функция реализуется посредством направления взимаемых платежей на цели возмещения вреда,  причиненного загрязнением и эксплуатацией природных ресурсов, восстановления природных ресурсов и их воспроизводство. 

Стимулирующая функция направлена на повышение экономической заинтересованности плательщиков в снижении уровня негативного воздействия на окружающую среду  (например,  уменьшение количества отходов),  на отказ от чрезмерного использования природных ресурсов, то есть экономное, бережное отношение к биосфере.

Что касается фискальной функции,  то она идет в разрез с двумя предыдущими функциями,  так как компенсационная и стимулирующая функции могут быть реализованы только через создание специальных фондов, куда поступают и откуда расходуются средства на охрану окружающей среды,  восстановление и воспроизводство природных ресурсов,  на поддержание равновесного состояния биосферы.  Фискальная же функция предполагает направление средств в государственный бюджет того или иного уровня без указания на то, каким образом должны использоваться полученные средства,  поскольку бюджетные средства могут быть израсходованы только в соответствии с законом о бюджете на очередной финансовый год. 

Существует  иная точка зрения –  доходная часть  государственного бюджета должна формироваться преимущественно или почти полностью за счет платежей за использование природных ресурсов. В условиях спада производства и недостаточности бюджетных средств, в такой богатой ресурсами стране,  как Россия,  именно платежи за природопользование должны выполнять фискальную функцию налоговой системы. 

И все  же,  природоресурсные платежи не должны иметь первоочередной задачей пополнение общих доходов государства, они должны иметь целевую направленность, то есть обеспечивать аккумуляцию государством средств на проведение определенных мероприятий. 

Следует обратить внимание и на то, что статья 35 Бюджетного кодекса провозглашает принцип общего покрытия расходов. Этот принцип означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов.  Единственной формой децентрализации средств,  в бюджете может быть создание целевых бюджетных фондов.  Однако на данный момент фонды поддержки и восстановления природных ресурсов не предусмотрены, следовательно,  все средства от эксплуатации природных ресурсов поступают в бюджеты различных уровней.

Администрирование природоресурсных платежей осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, и местном уровне. 

Федеральные органы исполнительной власти,  которые  в настоящее время

законодательно определены в качестве администраторов природоресурсных платежей: 

1. Федеральное  агентство лесного хозяйства  является администратором платежей за пользование лесным фондом и лесами иных категорий.

2. Администратором платежей за негативное воздействие на окружающую среду является Федеральная служба по экологическому,  технологическому и атомному надзору(Ростехнадзор).

3. Администратором системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции является Федеральная налоговая служба.

4. Администратор платы за пользование водными объектами,  находящимися в федеральной собственности, –  Федеральное агентство водных ресурсов.  Водный налог регулируется Федеральной налоговой службой.

5. Администратором  доходов, поступающих в федеральный бюджет в виде сборов за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами,  является Федеральная налоговая служба.

6. Федеральное агентство по недропользованию является администратором ряда платежей, уплачиваемых при пользовании недрами. 

7. Налог на добычу полезных ископаемых и земельный налог регулируются налоговыми органами.

Таким образом,  природоресурсные платежи подлежат администрированию совершенно разными органами государственной власти и налицо явное противоречие между системой администрирования,  демонстрирующей направленность на реализацию стимулирующей и компенсирующей функций данных платежей и их получателями, реализующими исключительно фискальную функцию.

Информация о работе Роль ресурсных налогов в формировании доходной базы бюджета