Роль ресурсных налогов в формировании доходной базы бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

Природно-сырьевой сектор является базовым сектором экономики России, играющим важнейшую роль в экономическом развитии страны и формировании доходов государственного бюджета. В связи с этим актуальной является проблема построения эффективной системы налогообложения природно-сырьевого сектора, обеспечивающей как изъятие в пользу государства части доходов, получаемых при использовании природных ресурсов, так и сохранение достаточных стимулов для инвестиций в данный сектор экономики.

Содержание

Введение 1
Глава 1. Сущность и правовое регулирование взимания ресурсных налогов 3
Глава 2. Виды ресурсных налогов 6
§2.1 Плата за землю 6
§2.2 Платежи за пользование недрами 10
§2. 3 Платежи за пользование лесным фондом 17
§2.4 Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование водных биологических ресурсов 21
§2. 5 Водный налог 23
§2.6 Платежи за загрязнения окружающей среды 25
Глава 3. Проблемы регулирования природноресурсных платежей 27
Заключение 33
Список используемой литературы: 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа по финансам. 3 курс.docx

— 82.24 Кб (Скачать)

В то же время акциз был заменен на специальный налог на добычу полезных ископаемых. При этом данный налог  рассчитывается не на основе фактической цены реализации нефти, а на основе ее мировой цены. Данный налог взимается также и при добыче прочих полезных ископаемых, как по специфическим, так и по адвалорным ставкам.

Правовыми основами для уплаты данного налога являются положения гл. 26 Налогового Кодекса.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.

Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Объектами налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых признаются:

    • полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ;
    • полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соответствии с законодательством РФ о недрах;
    • полезные ископаемые, добытые из недр за пределами территории РФ, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого и определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.

Налогообложение не производится при добыче:

    • полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
    • попутного газа;
    • подземных вод, содержащих полезные ископаемые (промышленных вод), извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
    • полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения);
    • полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в РФ промышленной технологии их извлечения.
    • минеральных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки, розлива в тару);
    • подземных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в сельскохозяйственных целях.
    • нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края, до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн т на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 10 лет.
    • сверхвязкой нефти, добываемой из участков недр в пластовых условиях.

Статьей 342 НК предусмотрены различные ставки налога в зависимости от вида добываемого полезного ископаемого. Так, например, для калийных солей предусмотрена ставка налога 3,8%, 7,5% при добыче минеральных вод, 8,0% при добыче природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней.

Налоговым периодом признается календарный месяц.

Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется  как соответствующая налоговой  ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.

Решение о создании системы налогообложения, основанной на дифференцированной специфической  налоговой ставке, было принято в  целях повышения эффективности  налогообложения добычи углеводородного  сырья. При определении размера  такой ставки учитываются выработанность месторождения, особые условия разработки новых месторождений, а также вязкость добываемых видов нефти. Введена специфическая ставка налога в размере 419 руб. за 1 т добытой нефти. Предусматривается, что такая налоговая ставка будет действовать до 2017 г. До этого момента налоговым законодательством была предусмотрена норма, согласно которой налог при добыче нефти с 2007 г. должен был взиматься по адвалорной ставке.

В среднесрочной  перспективе предполагается реализовать  комплекс мер по совершенствованию налога на добычу полезных ископаемых в отношении полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью. Предлагается перейти к максимальному использованию специфических налоговых ставок, например, в отношении каменного угля, торфа, солей, общераспространенных полезных ископаемых, минеральных вод и т.д.

В течение  ближайших трех лет предполагается ежегодная индексация ставки налога на добычу полезных ископаемых, взимаемого при добыче природного газа, на коэффициент, значительно превышающий уровень прогнозируемой инфляции. При этом по аналогии с налогом на добычу полезных ископаемых, взимаемым при добыче нефти, предполагается возможность дифференциации налоговых ставок в зависимости от условий добычи природного газа.

 

Таблица 2. Диаграмма

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 3.

Поступление налога на добычу полезных ископаемых (млрд. руб.)2

 

2011г.

Справочно  
2010г.

консолидированный бюджет

в том числе

консолидированный бюджет

в том числе

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты субъектов РФ

федеральный бюджет

консолидированные бюджеты  субъектов РФ

Всего

2042,5

2007,6

35,0

1406,3

1376,6

29,7

из него: 
нефть

1845,8

1845,8

-

1266,8

1266,8

-

газ горючий природный

136,3

136,3

-

85,1

85,1

-

газовый конденсат

6,4

6,4

-

9,4

9,4

-


 

Данные  диаграммы и таблицы 3 свидетельствуют о значительной роли ресурсных налогов в бюджете Российской Федерации. Очевидно, в перспективе удельный вес ресурсных налогов федеральном бюджете не только сохранится, но и будет возрастать. Противоположная ситуация складывается с долей ресурсных платежей в региональном и муниципальных бюджетах. Еще более сложная ситуация складывается в муниципалитетах. В районах, экономика которых тесно связана с нефтегазодобывающей и горной промышленностью, степень зависимости бюджетов от ресурсных налогов достигала 40% от общих доходов.

Муниципальные бюджеты на сегодняшний день полностью  исключены из распределения налога на добычу углеводородов. Бюджеты ресурсодобывающих районов остаются практически без платежей за недропользование и нуждаются в дополнительных республиканских и федеральных субсидиях. Так, доля дотаций в общих муниципальных доходах возросла в среднем по регионам с 9% до 19.

В распоряжении муниципалитетов остаются только налоги на добычу общераспространенных полезных ископаемых и часть налога на добычу других полезных ископаемых и платежей за проведение поисковых и разведочных  работ. Таким образом, муниципалитеты фактически отстраняются от управления минерально-сырьевыми ресурсами, находящимися на их территории. Нетрудно предположить, что в случае широкомасштабной разработки месторождения любого полезного ископаемого налог на его добычу рано или поздно будет перераспределен в пользу регионального или федерального центра. Это лишает муниципальные образования стимулов к поиску новых перспективных месторождений, разработке инвестиционных проектов, связанных с освоением минерально-сырьевого потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2. 3 Платежи за пользование лесным фондом

 

Особое  место среди природно-ресурсных  платежей занимают платежи за пользование  лесными ресурсами, определение  и взимание которых характеризуются  выраженной спецификой. Возможные финансовые обязательства по поводу лесопользования возникают при получении права пользования участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, регламентированных в Лесном кодексе Российской Федерации от 22.01.1997 г. № 22-ФЗ.

По договору аренды участка лесного фонда  лесхоз федерального органа управления лесным хозяйством обязуется предоставить лесопользователю участок лесного фонда за плату на срок от 1 года до 49 лет для осуществления одного или нескольких видов лесопользования. Добытые в соответствии с договором аренды лесные ресурсы (продукция) являются собственностью арендатора.

Участки лесного фонда могут предоставляться  также в краткосрочное пользование  на срок до 1 года (по результатам проведения аукциона или на основе решения органов власти субъектов Российской Федерации).

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации  от 22.01.97 г. № 22-ФЗ платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы (ст. 103). Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, а арендная плата, определяемая на основе ставок лесных податей, – при долгосрочной аренде участков лесного фонда. Лесные подати взимаются при заготовке древесины, живицы, второстепенных лесных ресурсов, а также при побочном лесопользовании (сенокошение, заготовка недревесного растительного сырья и т.п.). Лесные подати могут взиматься при пользовании участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, туристических и спортивных целей. Лица, внесшие платежи за пользование лесным фондом, а также лесхозы федерального органа управления лесным хозяйством освобождаются от внесения платы за землю, которая составляет 5% размера минимальной ставки.

Ставки  лесных податей устанавливаются  органами государственной власти субъектов  Российской Федерации по согласованию с территориальными органами управления лесным хозяйством или определяются по результатам лесных аукционов. Основой установления конкретных ставок лесных податей и соответственно арендной платы являются «Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.02.01 г. № 127.

Дифференциация  минимальных ставок платы за древесину  на корню в разрезе лесотаксовых районов и лесотаксовых поясов установлена  по так называемым нормообразующим  факторам: с учетом лесистости, породного состава лесов, категории крупности деловой древесины (крупная, средняя, мелкая) или возможности использования древесины только на дрова, запаса древесины на 1 гектар лесосеки, а также расстояния вывозки древесины с лесосеки к транспортным путям (от 10 до 100 км и более). Фактически минимальные ставки могут различаться в десятки раз. Такие различия очевидны при сравнении, например, средних минимальных ставок отпуска древесины на корню в Северной Осетии, где преобладают буковые леса и в Якутии с ее лиственничным редколесьем.

Однако  указанные пропорции нарушаются при использовании конкретных ставок платы за отпуск древесины на корню, устанавливаемых органами исполнительной власти субъектов Федерации, которые, как правило, превышают минимальные ставки в 2–3 раза. Например, значительное превышение средней конкретной ставки платы за отпуск древесины на корню над минимальной характерно для малолесного приполярного Ямало-Ненецкого автономного округа, где обеспечивается очень высокий платежеспособный спрос (в том числе и на древесину), связанный с интенсивным развитием нефтегазового комплекса. При этом указанные пропорции весьма неустойчивы и значительно изменяются по годам.

Дополнительным  фактором дифференциации реальной цены отпуска леса на корню является неравномерное  и с различной интенсивностью введение новых организационных  форм лесопользования, в частности, проведение лесных аукционов, которые способствуют существенному повышению отпускаемых цен на древесину. В целом по России средние аукционные цены в 2–3 раза превышают средние ставки оплаты за древесину, отпускаемую на корню.

Вместе  с тем, фактическая структура  платы за использование лесных ресурсов, ее место в общей структуре  природно-ресурсных платежей, удельные показатели лесной платы на единицу  вывозки древесины резко различаются  по регионам, но в целом характеризуются  крайне низким уровнем.

За последние  годы общая сумма платежей, выплачиваемых  предприятиями и организациями за пользование лесным фондом, существенно увеличилась, но ее удельный вес в общей сумме природно-ресурсных налогов и платежей по-прежнему не превышает 1% их общей суммы, а относительно объема производства лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности России в 2008–2009 гг. составляла 1,2–1,3%.

В соответствии с Лесным кодексом (ст. 106) часть лесных податей и арендной платы в  размере минимальных ставок платы  за древесину, отпускаемую на корню, должна поступать в федеральный  бюджет и бюджеты субъектов Федерации в соотношении 4: 6, а в субъектах Федерации с размером расчетной лесосеки по рубкам главного пользования до 1 млн куб. м – полностью в бюджеты субъектов Федерации. Из этих средств определенные суммы должны направляться территориальным органам лесного хозяйства на воспроизводство лесов. Платежи в части, превышающей минимальные ставки, должны поступать в лесхозы, приравниваться к бюджетным средствам и использоваться для нужд лесного хозяйства.

Фактически  для формирования консолидированного бюджета России в целом значимость платежей за пользование лесным фондом в настоящее время крайне незначительна. На долю их общей суммы в консолидированном бюджете России в 2008–2009 гг. приходилось всего 0,10–0,11% общих доходов, а на долю платежей, поступающих в федеральный бюджет, – 0,07% его доходов. По существу платежи за пользование лесным фондом могут играть сколько-нибудь заметную роль при формировании бюджетов лишь отдельных субъектов Федерации. По Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2003 г.» от 24.12.02 г. № 176-ФЗ отчисления от лесных податей на уровне минимальных ставок, установленных Правительством РФ, не поступают в федеральный бюджет.

 

Таблица 4.

Поступление платежей за пользование лесным фондом на уровне минимальных ставок в 2009 и 2010 гг. (млн. руб.)3

Наименование платежей

2009 г.

2010 г.

всего

в том числе

всего

в том числе

в федеральный бюджет

в террито- риальные бюджеты

в федеральный бюджет

в террито- риальные бюджеты

Платежи за пользование лесным фондом

3 529,6

3 529,6

3617,6

3 617,6

Информация о работе Роль ресурсных налогов в формировании доходной базы бюджета