Роль негосударственных пенсионных фондов в пенсионном обеспечении граждан

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Суровые рыночные условия, в которых мы с вами живем, доказывают: без собственной заботы о будущем обеспеченная старость останется лишь недостижимой мечтой. Участие в системе НПО позволяет заранее позаботиться о достойном размере пенсии.
Поэтому очень важно изучить систему негосударственного пенсионного обеспечения, что и явилось целью этой работы. Исходя из поставленной цели, в работе решены следующие задачи:
изучить сущность и значение негосударственных пенсионных фондов;
проанализировать состояние деятельности НПФ в РФ в современных условиях хозяйствования;
определить основные проблемы и перспективы развития НПО.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Сущность и значение негосударственных пенсионных фондов……………….5
1.1 История возникновения НПФ……………………………………...…….5
1.2 Понятие НПФ и нормативно-правовая база регулирования их деятельности…………………………………………………………………………7
1.3 Опыт внедрения НПФ за рубежом……………………………………..13
2. Анализ и состояние деятельности НПФ в РФ в современных условиях хозяйствования……………………………………………………………………..15
2.1 Состояние НПФ в РФ за 2009-2010 года.....…………………………...15
2.2 Проблемные аспекты деятельности НПФ……………………………...20
3. Роль НПФ в РФ в системе Пенсионного обеспечения на перспективу……...27
3.1 Роль НПФ в системе ПО на перспективу………………………………27
Заключение………………………………………………………………………….32
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

      Еще одна проблема – проблема формирования отношений в сфере социального партнерства между НПФ, работодателями и профсоюзами. В настоящее время необходимо констатировать отсутствие на большинстве предприятий социальных программ, включающих в себя дополнительное пенсионное обеспечение работников.

      Проблема  необходимости признания социальной значимости продвижения услуги НПО  должна быть разрешена при поддержке  государства.

      Третья  группа проблем – проблемы внутреннего характера. Каждый НПФ должен решить внутренний вопрос – вопрос урегулирования и предотвращения возникновения конфликта интересов, условий, при которых возможно возникновение конфликта интересов фонда, а также отдельных его должностных лиц и сотрудников в процессе осуществления деятельности.

      Конфликт  интересов фонда может возникнуть в случаях, когда фонд имеет материальную выгоду в процессе осуществления  деятельности в качестве страховщика  по обязательному пенсионному страхованию, не соответствующую интересам застрахованных лиц, в том числе, если:

      а) средства пенсионных накоплений инвестированы  в ценные бумаги, выпущенные учредителями или вкладчиками фонда, либо средства пенсионных накоплений размещены на счета или в депозиты в кредитных  организациях, являющихся учредителями или вкладчиками фонда;

      б) средства пенсионных накоплений инвестированы  в ценные бумаги, в которые размещается  имущество, предназначенное для  обеспечения уставной деятельности фонда.

      Конфликт  интересов отдельных должностных  лиц или сотрудников фонда  может возникнуть в случаях, когда должностное лицо или сотрудник фонда имеет материальную или личную выгоду в процессе осуществления служебных обязанностей, связанных с обеспечением деятельности фонда в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, в том числе, если:

      а) должностное лицо или сотрудник  фонда либо его близкие родственники, супруг, супруга, усыновители, усыновленные являются собственниками ценных бумаг  или имеют иную заинтересованность в изменении рыночной цены ценных бумаг, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений;

      б) должностное лицо или сотрудник  фонда либо его близкие родственники, супруг, супруга, усыновители, усыновленные могут иметь материальную или  личную выгоду при заключении и исполнении фондом договоров об оказании ему услуг с субъектами и участниками отношений по обязательному пенсионному страхованию;

      в) должностное лицо или сотрудник  фонда совмещает свою работу с  работой в других организациях, в  ценные бумаги которых инвестированы  средства пенсионных накоплений либо на счета или в депозиты которых размещены средства пенсионных накоплений;

      г) должностное лицо или сотрудник  фонда, имеющие в соответствии с  внутренними документами фонда  доступ к ведению пенсионных счетов накопительной части трудовой пенсии, либо его близкий родственник, супруг, супруга, усыновители, усыновленные заключили с фондом договор об обязательном пенсионном страховании;

      д) близкие родственники, супруг, супруга, усыновители, усыновленные должностного лица или сотрудника фонда занимают руководящие должности в организациях, в ценные бумаги которых инвестированы средства пенсионных накоплений либо на счета или в депозиты которых размещены средства пенсионных накоплений;

      В Уставе НПФ «ТНК-Владимир» разрешение конфликтных ситуаций урегулировано  следующим образом:

      Лицом, заинтересованным в совершении фондом тех или иных действий, в том  числе сделок с другими организациями  и гражданами, признается исполнительный директор фонда, если он состоит с  этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, является участником, кредитором этих организаций либо состоит с этими гражданами в близких родственных отношениях или является кредитором этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для фонда, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано фондом, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом фонда. Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов Исполнительного директора и фонда.

      Исполнительный  директор обязан соблюдать интересы фонда, прежде всего в отношении  целей его деятельности, и не должен использовать возможности Фонда  или допускать их использование  в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами Фонда.

      В случае, если Исполнительный директор имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть фонд, а также в случае иного  противоречия интересов исполнительного  директора и фонда в отношении существующей или предполагаемой сделки:

- он  обязан сообщить о своей заинтересованности  совету фонда до момента принятия  решения о заключении сделки;

- сделка  должна быть одобрена советом  фонда. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований настоящего пункта, может быть признана судом недействительной.

      Как уже отмечалось, исполнительный директор несет перед фондом ответственность  в размере убытков, причиненных  им фонду.

      Аналогичные правила действуют и для иных заинтересованных лиц: заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы фонда, прежде всего в отношении целей его деятельности, и не должны использовать возможности Фонда или допускать их использование. Заинтересованные лица несут ответственность. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Роль НПФ в РФ  в системе Пенсионного  обеспечения на  перспективу

     3.1 Роль НПФ в системе  ПО на перспективу

     Добровольное  пенсионное обеспечение уже сейчас осуществляется в весьма разнообразных формах. К формам его реализации относятся как пенсионные системы отдельных организаций, отраслей экономики и территорий, созданные на базе существующих негосударственных пенсионных фондов, так и личное пенсионное обеспечение граждан, производящих в негосударственных пенсионных фондах накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение.

     В этом многообразии форм добровольного  пенсионного обеспечения заключается  его способность удовлетворить  различные потребности в пенсиях  в зависимости от уровня заработной платы, стажа и опыта работы. В результате, пенсионер получает возможность иметь совместно с обязательными видами пенсионного обеспечения ту пенсию, которую он пожелает и будет в состоянии заработать. В свете этого важно создание условий и предпосылок для развития институтов и инфраструктуры пенсионного самообеспечения граждан на основе стимулирования социального партнерства и индивидуальной инициативы.

     Опыт 90-х годов показывает, что даже в условиях запретительного налогообложения  существовал спрос на услуги по негосударственному пенсионному обеспечению и страхованию, однако главной проблемой его дальнейшего развития добровольного пенсионного обеспечения является недостаточный охват добровольным пенсионным обеспечением.

     Хотя  в ведущих отраслях промышленности 30 – 40% работающих являются участниками негосударственных пенсионных фондов, число участников в среднем по России в настоящее время составляет только 5,3% экономически активного населения.

     Для реализации потенциала общественной активности в области самообеспечения в старости необходимо проведение целого ряда организационных мероприятий и законодательных новаций по следующим направлениям:

  • создание экономических (налоговых и иных) стимулов для работодателей и граждан к участию в добровольных пенсионных системах;
  • развитие инфраструктуры рынков негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионного страхования;
  • совершенствование методов и форм государственного контроля и защиты прав участников этих рынков.

     Очевидно, что основой экономического стимулирования развития данной сферы является установление для всех субъектов негосударственного пенсионного обеспечения и страхования налогового режима, способствующего ускоренному росту пенсионных накоплений и предполагающего налогообложение выплат из пенсионных систем при освобождении от налогов взносов и дохода от их инвестирования.

     Настолько же важным является также предоставление возможности размещать пенсионные резервы негосударственных пенсионных фондов в инвестиционные проекты, обеспеченные государственными гарантиями.

     С выходом «Программы пенсионной реформы  в РФ» благополучие НПФ попало в зависимость от того, удастся  ли фонду стать уполномоченным по обслуживанию обязательного накопительного уровня государственной пенсии. В  Программе записано, что для развития конкуренции, повышения эффективности инвестирования пенсионных резервов предполагается после 2005г. предоставить гражданам возможность по своему выбору направлять часть обязательных страховых пенсионных взносов на именные накопительные пенсионные счета, открываемые ими в уполномоченных негосударственных пенсионных фондах. В уполномоченные НПФ планируется также перечислять страховые взносы по дополнительному тарифу. Как уже говорилось, через такие фонды должны формироваться на накопительной основе льготные пенсии для лиц, имеющих на 1 января 2000 г. менее половины минимального стажа, необходимого для досрочного выхода на пенсию.

     Поскольку Пенсионный фонд с трудом справляется  с существующими выплатами государственных  пенсий, ему в помощь потребуются новые институты. Но времени на их создание «с нуля» не остается ни по демографическим, ни по экономическим причинам. А основные плательщики взносов (накопительных и страховых) в Пенсионный фонд уже обзавелись собственными НПФ и готовы к подобным дополнительным услугам.

     Перспективы НПФ во многом зависят также от того, будут ли им предоставлены  налоговые льготы и какие именно. Долгое время налоговый климат не способствовал развитию НПФ. В цепочке "предприятие – НПФ – компания по управлению активами" было тройное налогообложение. Допустим, директор предприятия захотел сотрудничать с НПФ. Для этого он должен показать прибыль и заплатить с нее налог. Затем составить список участников, из чистой прибыли перечислить деньги на их счета в НПФ. С этих денег брался 12-процентный подоходный налог. После всех отчислений (в местный бюджет и т.п.) оставалось 50, а то и 30%. То же и с инвестиционными доходами фондов: сначала с них взимались налоги в управляющей компании, затем в самом фонде, а при начислении средств на именные счета – еще и подоходный налог.

     Обновленная Инструкция Госналогслужбы № 35 по применению закона "О подоходном налоге с  физических лиц" позволяет удерживать подоходный налог с сумм, выплаченных  человеку (в данном случае - с пенсионных выплат), а не начисленных ему (т.е. не взносы предприятия). Предприятиям разрешено частично (в размере 1% реализуемой продукции) относить на себестоимость взносы в НПФ, имеющие лицензию. В «Программе пенсионной реформы в РФ» продекларирована необходимость освободить взносы на добровольное дополнительное пенсионное обеспечение от подоходного налога и налогообложения прибыли в пределах установленного норматива; полностью или частично освободить доходы от операций с пенсионными резервами от налога на прибыль и на прирост капитала; взимать подоходный налог не с пенсионных взносов, а с пенсионных выплат. Осталось воплотить эти пожелания в жизнь.

     По  негосударственным пенсионным фондам больно ударил дефолт, объявленный  государством в августе 1998 г., поскольку  их управляющие для снижения общего риска портфеля держали часть средств в госбумагах. НПФ (как паевым инвестиционным фондам и страховым компаниям) удалось добиться от Министерства финансов улучшенного режима: 30% их вложений в ГКО погашаются "живыми" деньгами, 20% - инвестиционными бумагами, 50% – доходными бумагами с ежегодно понижающейся доходностью (от 30 до 15% годовых). Это вселяет надежду, что финансовое положение фондов улучшится.

     Специалисты подсчитали, что охват негосударственным  пенсионным обеспечением 10% работающего населения потребует эффективной работы 0,8-1 тыс. НПФ, 20% - 1,5-2 тыс., 30% - 2-2,5 тыс. Сегодня эффективно действуют далеко не все из 296 фондов, а их услугами, которых пользуются 2,5-3% всех работников. Понятно, что нужно не просто много новых НПФ, а таких, которые могут способствовать распространению НПО.

Информация о работе Роль негосударственных пенсионных фондов в пенсионном обеспечении граждан