Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 01:02, курсовая работа
Цели и задачи работы - рассмотрение роли налогов в формировании государственных доходов, а также его анализ и прогнозы.
Предмет исследования – теоретические аспекты налогов, их роли в формировании государственных доходов.
Объект исследования – налоги и государственные доходы.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА 5
1.1. Доходы государства и методы их мобилизации 5
1.2. Классификация доходов бюджета 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 14
2.1. Анализ и оценка формирования доходов федерального бюджета 14
2.2. Прогноз доходов федерального бюджета в 2012 году 20
2.3. Прогноз доходов федерального бюджета в 2013 году 21
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011 – 2013 ГОДЫ И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35
Государственный долг Российской Федерации за 2010 год увеличился на 28,6 % и на 1 января 2011 года составил 4,1 трлн рублей (9,3 % ВВП), в том числе государственный внутренний долг - 2,9 трлн. рублей, или 84 % установленного верхнего предела на 1 января 2011 года, государственный внешний долг - 1,2 трлн рублей (40,0 млрд долларов США), или 75,5 % соответственно.
Консолидированный внешний долг Российской Федерации, по оценке Банка России, за 2010 год увеличился на 21,2 млрд долларов США, или на 4,6 %, и составил 488,7 млрд долларов США.
Международные резервы Российской Федерации увеличились за 2010 год на 39,9 млрд долларов США, или на 9,1 %, и составили по состоянию на 1 января 2011 года 479,4 млрд долларов США, что на 9,3 млрд долларов США, меньше консолидированного внешнего долга Российской Федерации.
Международные резервы Российской Федерации без учета средств Резервного фонда и ФНБ увеличились на 78,1 млрд долларов США, или на 27,2 %, и составили 365,5 млрд долларов США, что на 123,2 млрд долларов США меньше консолидированного внешнего долга Российской Федерации. Таким образом, консолидированный внешний долг в начале и конце 2010 года превышал объем международных резервов Российской Федерации.
Ниже представлена динамика доходов федерального бюджета, на которой хорошо видно, что объем доходов каждый год растет. Так, что в 2010 году этот показатель составлял 7875 млрд.руб., а уже в 2011 – 8844, млрд.руб. [20]
Источник: Данные Министерства финансов РФ. Данные Федерального казначейства
Рис. 1.
Динамика доходов
федерального бюджета
Рассмотрим
структуру доходов федерального
бюджета в 2011 году по видам доходных
источников.
Источник: Данные Федерального казначейства
Рис. 2.
Структура доходов федерального
бюджета в 2011 году по
видам доходных источников, %
Источник: Данные Федерального казначейства
Рис. 3. Структура доходов федерального бюджета в 2011 году по видам доходных источников, млрд.руб.
Из диаграммы видно, что большая часть доходов формируется от внешнеэкономической деятельности (36%), далее следуют налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (20,8%), и, наконец, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Оставшиеся виды доходных источников государства составляют: 11,3 % - налоги на товары, ввозимые на территорию РФ, 3,5 % - доходы от использования имущества, находящейся в государственной и муниципальной собственности, и 9,2% -прочее.[20]
В 2012 году доходы федерального бюджета прогнозируются в объеме 9 503,5 млрд. рублей (17,0% к ВВП). [20]
Нефтегазовые доходы федерального бюджета прогнозируются в 2012 году в сумме 4 390,0 млрд. рублей (7,9% к ВВП). Нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2012 году прогнозируются в сумме 5 113,5 млрд. рублей (9,1% к ВВП).
В структуре доходов федерального бюджета прогнозируется поступление налоговых доходов в сумме 5 341,1 млрд. рублей (9,6% к ВВП), неналоговых доходов - в сумме 4 160,6 млрд. рублей (7,4% к ВВП), а также безвозмездных поступлений – в сумме 0,7 млрд. рублей (0,001% к ВВП) и целевых отчислений от всероссийских государственных лотерей - в сумме 1,1 млрд. рублей (0,002% к ВВП).
По сравнению с прогнозом доходов федерального бюджета на 2011 год прогнозируемые в 2012 году доходы увеличатся на 658,9 млрд. рублей. Данные приведены в таблице 10.
Основные
факторы, повлиявшие на увеличение прогноза
доходов федерального бюджета на
2012 год, приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Прогноз доходов федерального бюджета в 2012 году
млрд.руб. | |
Прогноз доходов федерального бюджета на 2011 год | 8844,6 |
Прогноз доходов федерального бюджета на 2012 год | 9503,5 |
Отклонение: | 658,9 |
в том числе: | |
Макроэкономические показатели (всего) | 568,1 |
в том числе: | |
Изменение ВВП | 359,3 |
Изменение курса доллара США | 28,8 |
Изменение мировых цен на нефть марки "Юралс" | 187 |
Изменение экспортных цен на газ | 9,7 |
Изменение объемов импорта | 72,7 |
Изменение объемов экспорта | -72,2 |
Прочие | -17,5 |
Факторы,
не связанные с |
90,8 |
в том числе: | |
Изменение законодательства | 180,4 |
Прочие | -89,6 |
из них: | |
Доходы
от управления средствами Резервного
Фонда и национального |
-16,4 |
Доходы от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации | -20 |
Разовые платежи за пользование недрами | -48,7 |
Источник: Министерство финансов РФ
В 2013 году доходы федерального бюджета прогнозируются в объеме 10 379,9 млрд. рублей (16,8% к ВВП).[20]
Нефтегазовые доходы федерального бюджета прогнозируются в 2013 году в сумме 4 653,2 млрд. рублей (7,5% к ВВП). Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2013 году прогнозируются в сумме 5 726,7 млрд. рублей (9,3% к ВВП).
В
структуре доходов федерального
бюджета прогнозируется поступление
налоговых доходов в сумме 5 959,4
млрд. рублей (9,6% к ВВП), неналоговых
доходов - в сумме 4 419,1 млрд. рублей (7,2%
к ВВП), а также безвозмездных
поступлений – в сумме 0,7 млрд.
рублей (0,001% к ВВП) и целевых отчислений
от всероссийских государственных
лотерей - в сумме 0,7 млрд. рублей (0,001%
к ВВП). Данные приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Основные факторы, повлиявшие на увеличение прогноза доходов федерального бюджета на 2013 год
млрд.руб. | |
Прогноз доходов федерального бюджета на 2012 год | 9503,5 |
Прогноз доходов федерального бюджета на 2013 год | 10379,9 |
Отклонение: | 876,4 |
Из них: | |
Макроэкономические показатели (всего) | 616,7 |
Изменение ВВП | 381 |
Изменение курса доллара США | 51 |
Изменение мировых цен на нефть марки "Юралс" | 74 |
Изменение экспортных цен на газ | 8,6 |
Изменение объемов импорта | 121,1 |
Изменение объемов экспорта | -30,9 |
Прочие | 11,6 |
Факторы, не
связанные с |
259,7 |
в том числе: | |
Изменение законодательства | 250,1 |
Прочие | 9,6 |
Источник: Министерство финансов РФ
Таким
образом, по сравнению с прогнозом
доходов федерального бюджета на
2012 год прогнозируемые в 2013 году доходы
увеличатся на 876,4 млрд. рублей.
Бюджетная политика как составная часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.
Необходимо ясное понимание последствий реализации любых мер бюджетной политики с точки зрения их влияния на темпы продвижения к достижению поставленных целей.
Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных ограничений.
Исходя из этого, необходимо решение следующих задач.
Первое. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. Уже в предыдущем бюджетном послании ставилась задача ограничения и последовательного снижения размеров дефицита. Она остается актуальной, тем более в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления.
Предлагается исходить из необходимости сокращения в 2013 году дефицита федерального бюджета не менее чем в два раза по сравнению с уровнем 2009 года.
В
среднесрочной перспективе
Второе. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.
Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в достижении поставленных целей государственной политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств.
Предстоит трезво оценить приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными возможностями. Только комплексный подход к принятию стратегических решений, в полной мере учитывающий уроки кризиса, новые внутренние и внешние условия развития российской экономики, позволит перераспределить ресурсы в пользу эффективных направлений государственной политики.
В кризисный период задача составления долгосрочных планов финансового развития отошла на второй план. С нормализацией экономической жизни следует вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития, которые должны предусматривать в том числе и сценарии возможного повторного ухудшения экономической конъюнктуры.
Для
разработки долгосрочной бюджетной
стратегии потребуется
Нужно
ввести четкие правила оценки объема
действующих расходных
Практика занижения при рассмотрении новых инициатив их финансовой оценки с последующим ежегодным увеличением расходов по уже принятым и, казалось бы, тщательно обоснованным решениям является недопустимой.
Любое предлагаемое новое решение должно быть проанализировано с точки зрения возможностей его финансового обеспечения и вклада в достижение стратегических целей развития страны.
Третье. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.
Правительство
Российской Федерации работает над
созданием комплекса
Информация о работе Роль налогов в формировании государственных доходов