Роль налогов в формировании государственных доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 01:02, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы - рассмотрение роли налогов в формировании государственных доходов, а также его анализ и прогнозы.
Предмет исследования – теоретические аспекты налогов, их роли в формировании государственных доходов.
Объект исследования – налоги и государственные доходы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА 5
1.1. Доходы государства и методы их мобилизации 5
1.2. Классификация доходов бюджета 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 14
2.1. Анализ и оценка формирования доходов федерального бюджета 14
2.2. Прогноз доходов федерального бюджета в 2012 году 20
2.3. Прогноз доходов федерального бюджета в 2013 году 21
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011 – 2013 ГОДЫ И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа_Роль налогов в формировании госуд. доходов (1).docx

— 126.04 Кб (Скачать)

     Государственный долг Российской Федерации за 2010 год  увеличился на 28,6 % и на 1 января 2011 года составил 4,1 трлн рублей (9,3 % ВВП), в том числе государственный внутренний долг - 2,9 трлн. рублей, или 84 % установленного верхнего предела на 1 января 2011 года, государственный внешний долг - 1,2 трлн рублей (40,0 млрд долларов США), или 75,5 % соответственно.

     Консолидированный внешний долг Российской Федерации, по оценке Банка России, за 2010 год  увеличился на 21,2 млрд долларов США, или на 4,6 %, и составил 488,7 млрд долларов США.

     Международные резервы Российской Федерации увеличились  за 2010 год на 39,9 млрд долларов США, или на 9,1 %, и составили по состоянию на 1 января 2011 года 479,4 млрд долларов США, что на 9,3 млрд долларов США, меньше консолидированного внешнего долга Российской Федерации.

     Международные резервы Российской Федерации без  учета средств Резервного фонда  и ФНБ увеличились на 78,1 млрд долларов США, или на 27,2 %, и составили 365,5 млрд долларов США, что на 123,2 млрд долларов США меньше консолидированного внешнего долга Российской Федерации. Таким образом, консолидированный внешний долг в начале и конце 2010 года превышал объем международных резервов Российской Федерации.

     Ниже  представлена динамика доходов федерального бюджета, на которой хорошо видно, что  объем доходов каждый год растет. Так, что в 2010 году этот показатель составлял 7875 млрд.руб., а уже в 2011 – 8844, млрд.руб. [20]

Источник: Данные Министерства финансов РФ. Данные Федерального казначейства

Рис. 1. Динамика доходов  федерального бюджета 

     Рассмотрим  структуру доходов федерального бюджета в 2011 году по видам доходных источников. 

Источник: Данные Федерального казначейства

Рис. 2. Структура доходов федерального бюджета в 2011 году по видам доходных источников, % 

Источник: Данные Федерального казначейства

Рис. 3. Структура доходов федерального бюджета в 2011 году по видам доходных источников, млрд.руб.

     Из  диаграммы видно, что большая  часть доходов формируется от внешнеэкономической деятельности (36%), далее следуют налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (20,8%), и, наконец, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Оставшиеся виды доходных источников государства составляют: 11,3 % - налоги на товары, ввозимые на территорию РФ,  3,5 % - доходы от использования имущества, находящейся в государственной и муниципальной собственности, и 9,2% -прочее.[20]

2.2. Прогноз доходов  федерального бюджета  в 2012 году

 
 

     В 2012 году доходы федерального бюджета  прогнозируются в объеме 9 503,5 млрд. рублей (17,0% к ВВП). [20]

     Нефтегазовые  доходы федерального бюджета прогнозируются в 2012 году в сумме 4 390,0 млрд. рублей (7,9% к ВВП). Нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2012 году прогнозируются в сумме 5 113,5 млрд. рублей (9,1% к ВВП).

     В структуре доходов федерального бюджета прогнозируется поступление  налоговых доходов в сумме 5 341,1 млрд. рублей (9,6% к ВВП), неналоговых  доходов - в сумме 4 160,6 млрд. рублей (7,4% к ВВП), а также безвозмездных  поступлений – в сумме 0,7 млрд. рублей (0,001% к ВВП) и целевых отчислений от всероссийских государственных  лотерей - в сумме 1,1 млрд. рублей (0,002% к ВВП).

     По  сравнению с прогнозом доходов  федерального бюджета на 2011 год прогнозируемые в 2012 году доходы увеличатся на 658,9 млрд. рублей. Данные приведены в таблице 10.

     Основные  факторы, повлиявшие на увеличение прогноза доходов федерального бюджета на 2012 год, приведены в таблице 1. 

Таблица 1 – Прогноз доходов  федерального бюджета  в 2012 году

  млрд.руб.
Прогноз доходов федерального бюджета на 2011 год 8844,6
Прогноз доходов федерального бюджета на 2012 год 9503,5
Отклонение: 658,9
в том  числе:  
Макроэкономические  показатели (всего) 568,1
в том  числе:  
Изменение ВВП 359,3
Изменение курса доллара США 28,8
Изменение мировых цен на нефть марки "Юралс" 187
Изменение экспортных цен на газ 9,7
Изменение объемов импорта 72,7
Изменение объемов экспорта -72,2
Прочие -17,5
Факторы, не связанные с макроэкономическими  показателями (всего) 90,8
в том  числе:  
Изменение законодательства 180,4
Прочие -89,6
из  них:  
Доходы  от управления средствами Резервного Фонда и национального благосостояния -16,4
Доходы  от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации -20
Разовые платежи за пользование недрами -48,7
 

Источник: Министерство финансов РФ

2.3. Прогноз доходов  федерального бюджета  в 2013 году

 

     В 2013 году доходы федерального бюджета  прогнозируются в объеме 10 379,9 млрд. рублей (16,8% к ВВП).[20]

     Нефтегазовые  доходы федерального бюджета прогнозируются в 2013 году в сумме 4 653,2 млрд. рублей (7,5% к ВВП). Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2013 году прогнозируются в сумме 5 726,7 млрд. рублей (9,3% к ВВП).

     В структуре доходов федерального бюджета прогнозируется поступление  налоговых доходов в сумме 5 959,4 млрд. рублей (9,6% к ВВП), неналоговых  доходов - в сумме 4 419,1 млрд. рублей (7,2% к ВВП), а также безвозмездных  поступлений – в сумме 0,7 млрд. рублей (0,001% к ВВП) и целевых отчислений от всероссийских государственных  лотерей - в сумме 0,7 млрд. рублей (0,001% к ВВП). Данные приведены в таблице 2. 

Таблица 2 - Основные факторы, повлиявшие на увеличение прогноза доходов  федерального бюджета  на 2013 год

  млрд.руб.
Прогноз доходов  федерального бюджета на 2012 год 9503,5
Прогноз доходов  федерального бюджета на 2013 год 10379,9
Отклонение: 876,4
Из них:  
Макроэкономические  показатели (всего) 616,7
Изменение ВВП  381
Изменение курса доллара США 51
Изменение мировых цен на нефть марки "Юралс" 74
Изменение экспортных цен на газ 8,6
Изменение объемов импорта 121,1
Изменение объемов экспорта -30,9
Прочие 11,6
Факторы, не связанные с макроэкономическими  показателями (всего) 259,7
в том числе:  
Изменение законодательства 250,1
Прочие 9,6
 

Источник: Министерство финансов РФ

     Таким образом, по сравнению с прогнозом  доходов федерального бюджета на 2012 год прогнозируемые в 2013 году доходы увеличатся на 876,4 млрд. рублей. 

 

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011 – 2013 ГОДЫ И ДАЛЬНЕЙШУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

 

     Бюджетная политика как составная часть  экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней модернизации экономики, создание условий  для повышения ее эффективности  и конкурентоспособности, долгосрочного  устойчивого развития, на улучшение  инвестиционного климата, достижение конкретных результатов.

     Необходимо  ясное понимание последствий  реализации любых мер бюджетной  политики с точки зрения их влияния  на темпы продвижения к достижению поставленных целей.

     Новые расходные обязательства должны приниматься только на основе тщательной оценки их эффективности и при  наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в пределах принятых бюджетных  ограничений.

     Исходя  из этого, необходимо решение следующих  задач.

       Первое. Обеспечение макроэкономической стабильности, которая предусматривает в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции. Уже в предыдущем бюджетном послании ставилась задача ограничения и последовательного снижения размеров дефицита. Она остается актуальной, тем более в условиях, когда цены на нефть находятся на достаточно высоком уровне, а экономика демонстрирует некоторые признаки восстановления.

     Предлагается исходить из необходимости сокращения в 2013 году дефицита федерального бюджета не менее чем в два раза по сравнению с уровнем 2009 года.

     В среднесрочной перспективе следует  ограничить использование нефтегазовых доходов, ориентируясь на обеспечение  сбалансированности федерального бюджета  при разумных прогнозных оценках  стоимости нефти.

       Второе. Координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования.

     Стратегическое  планирование остается слабо увязанным  с бюджетным планированием, отсутствует  достоверная оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования) во взаимосвязи с их ролью в  достижении поставленных целей государственной  политики, а также оценка всех длящихся расходных обязательств.

     Предстоит трезво оценить приоритетность стратегических задач, сопоставив их с реальными  возможностями. Только комплексный  подход к принятию стратегических решений, в полной мере учитывающий уроки  кризиса, новые внутренние и внешние  условия развития российской экономики, позволит перераспределить ресурсы  в пользу эффективных направлений  государственной политики.

     В кризисный период задача составления  долгосрочных планов финансового развития отошла на второй план. С нормализацией  экономической жизни следует  вернуться к разработке долгосрочных планов экономического развития, которые  должны предусматривать в том числе и сценарии возможного повторного ухудшения экономической конъюнктуры.

     Для разработки долгосрочной бюджетной  стратегии потребуется расширение горизонта и повышение надежности экономических прогнозов, которые  должны быть основаны на разумных оценках  конъюнктурных параметров и макроэкономических показателей, зависящих от бюджетных  расходов.

     Нужно ввести четкие правила оценки объема действующих расходных обязательств и процедуры принятия новых расходных  обязательств, предусмотрев повышение  ответственности за достоверность  их финансово-экономических обоснований.

     Практика  занижения при рассмотрении новых  инициатив их финансовой оценки с последующим ежегодным увеличением расходов по уже принятым и, казалось бы, тщательно обоснованным решениям является недопустимой.

     Любое предлагаемое новое решение должно быть проанализировано с точки зрения возможностей его финансового обеспечения  и вклада в достижение стратегических целей развития страны.

       Третье. Обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов.

     Правительство Российской Федерации работает над  созданием комплекса взаимосвязанных  мер по повышению эффективности  всей системы государственного управления. Эти вопросы нашли отражение  в Программе повышения эффективности  бюджетных расходов на период до 2012 года, в основу которой положены программно-целевые принципы деятельности органов исполнительной власти всех уровней, включая расширение их самостоятельности и усиление ответственности за принятые решения. С 2012 года значительная часть федерального бюджета должна быть представлена в виде комплекса долгосрочных государственных программ.

Информация о работе Роль налогов в формировании государственных доходов