Роль иностранных инвестиций в реформируемой экономике России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 03:20, дипломная работа

Описание работы

Одной из отличительных особенностей функционирования мирового хозяйства второй половины ХХ века является интенсивное развитие международных экономических отношений. Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации хозяйственной жизни, увеличении открытости национальных экономик, их взаимодополнении, переплетении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур. Становление открытой экономики - это объективная тенденция мирового развития.

Содержание

Введение 3

I. Инвестиции и экономический рост 5
1. Источники экономического роста
2. Сущность, роль и возможности инвестиций 9
1)Классификация инвестиций 10
2)Структура инвестиционного процесса, экономическое значение инвестирования. 15

II. Иностранные инвестиции и их место в инвестиционном процессе. 19
1.Преимущества международного инвестирования .
1) Риск и доходность иностранных инвестиций. 21
2) Корреляция между рынками. 25
2. Инвестиционный климат страны реципиента. Типы и методы иностранных инвестиций. 26
1). Инвестиционный климат и мотивы иностранных инвесторов
2). Классификация иностранных инвестиций. 27
3. Развивающиеся рынки и Россия 30
1)Общие характеристики развивающихся стран.
2)Социально-экономическое развитие России. 37

III.Анализ иностранных инвестиций в реформируемой российской экономике. 47
1.Факторы, сдерживающие приток иностранного капитала в экономику России. Инвестиционный климат России как страны реципиента. 48
2. Иностранные компании на российском рынке. 57
3.Количественный анализ иностранных инвестиций 64
1)Динамика поступления иностранных инвестиций.
2)Поступление инвестиций по отраслям экономики. 66
3)Региональное распределение иностранных инвестиций. 68
4)Основные инвесторы. 69
5)Инвестиционный доход. 71

Заключение 73

Приложения 75

Список литературы

Работа содержит 1 файл

роль иностранных инвестиций в реформируемой экономике россии(диплом) .doc

— 1.42 Мб (Скачать)

     1)Сохранение  политической нестабильности в  стране, ограничивавшее готовность  и способность власти собирать налоги. Наиболее резкое сокращение налоговых поступлений происходило как раз в моменты серьезного ослабления политических позиций федеральной исполнительной власти, а улучшение сбора налогов- в момент, когда власть временно консолидировалась.

      2)Угнетающее  воздействие несбалансированности  бюджета на состояние налоговой  базы. Несбалансированность бюджета  вела к росту долгов федерального  бюджета, что, в свою очередь,  обусловливало быстрый рост общего  уровня неплатежей, в том числе  и налоговых.

      3)Принципиальная  ограниченность возможности государства  (и особенно демократического) собирать  налоги сверх определенного уровня. Разумеется, количественно установить  этот уровень можно лишь весьма  условно. Однако опыт разных  стран мира показывает, что прослеживается связь между уровнем экономического развития той или иной страны и возможной налоговой (точнее, бюджетной) нагрузкой на экономику.

      Политический  характер бюджетного кризиса отражает несовместимость демократического режима, высокой доли изъятия доходов в государственный бюджет и невысокого уровня экономического развития страны.

      Ключевым  моментом балансирования бюджета должна была стать реструктуризация расходов, включая их сокращение, - вопрос исключительно  болезненный как с политической точки зрения, так и с социальной. Правительство в период 1997-1998гг. провело довольно решительные меры по наведению порядка в расходовании средств федеральных и местных бюджетов, а кабинетом С.Кириенко в июне-июле 1998г. была даже разработана и одобрена специальная программа. Однако, по существу, данные меры носили характер упорядочивания расходов, представляли собой попытки выявления и ликвидации нерациональных расходов, тогда как проблема была гораздо более сложной и одновременно ясной: государство должно было отказаться от значительной части своих обязательств, выполнение которых стало практически невозможно.

      На  пути решения этой задачи встали особенности  российской конституционной системы. Выяснилось, что препятствием здесь  служит заложенный в Конституцию 1993г. механизм формирования институтов власти. Режим сильной президентской республики предполагал, в частности, ограничение популистской и лоббистской активности законодательного корпуса. Однако на практике независимость от Думы не только ограждала правительство от популизма, но формировала для депутатов комфортную и политическую выигрышную ситуацию, когда парламент не несет ответственности за результаты реализуемого социально-экономического курса. Особенно ярко это проявлялось в процессе прохождения через Думу федерального бюджета.

     Более того, в данных конституционных условиях у депутатов не только отсутствует  желание разделить ответственность  с правительством за социальные последствия  принятия нереального бюджета. У  оппозиционного большинства Думы возникает стимул к противоположным действиям. Экономическая  нестабильность является серьезным фактором политической нестабильности и создает благоприятные условия для победы оппозиции на парламентских и президентских выборах. 

     В последние годы положение России в мировом хозяйстве резко изменилось. С осени 1997года Россия жила под угрозой финансово-экономического краха. Кризис развивающихся рынков постепенно подбирался к России, угнетающе воздействую как на государственные финансы, так и на общее состояние деловой активности. Долгое время назревавший и в конце концов разразившейся в августе 1998г. кризис уже признан наиболее острым финансовым катаклизмом по крайней мере с осени 1991г.

     Поведение рынка после кризиса очень  образно описал в своей книге  «Как играть и выигрывать на бирже» Александр Элдер, директор Нью-Йоркской консультационной фирмы Financial Trading : «Когда вы споткнулись и упали на лестнице, можно потереть ушибленную коленку и подниматься дальше. Может быть, конечно, с меньшей резвостью. Совсем другое дело, если вы падаете с третьего этажа...».

     Непосредственными следствиями экономического кризиса стали понесенные многими экономическими субъектами значительные финансовые потери, временный паралич платежно-расчетной системы, фактическое прекращение внешнего кредитования российских компаний и государств, резкое ускорение спада реального производства, масштабное сворачивание деятельности в наиболее рыночно продвинутых секторах российской экономики (банковском, информационно-издательском, рекламном, торговом), заметное увеличение безработицы, причем среди наиболее квалифицированной, энергичной и предприимчивой части населения, существенное сокращение реальных доходов, снижение уровня жизни населения.

     Хотя, очевидно, еще далеко не все порожденные  кризисом перемены в социально-политической ситуации успели обрести четкие очертания, тем не менее кризис привел к замене действовавшего пять месяцев правительства новым кабинетом, уже недвусмысленно объявившем о смене целей, приоритетов  и инструментов экономической политики. Произошел и весьма мощный сдвиг как в общественном сознании, так и в практической деятельности властей в сторону активизации вмешательства государства в экономическую жизнь страны, всестороннего усиления государственного регулирования.

     В силу значимости происшедшего рассмотрение природы, причин и особенностей нынешнего российского финансового кризиса представляет большой научный и практический интерес. Проведенный специалистами анализ позволяет сделать вывод о том, что главную ответственность за развертывание финансового кризиса действительно несут правительство РФ, осуществлявшее бюджетную политику, и ЦБР, проводивший денежно-кредитную и валютную политику.

      Разумеется, существовал и существует набор  экзогенных факторов, обусловивших дестабилизацию финансово-экономической обстановки в России. Это - начавшийся в Азии и вскоре охвативший весь мир финансовый кризис, а также падение мировых цен на энергоресурсы и сырье - важнейшие статьи российского экспорта. Однако подобная уязвимость российской экономики- результат собственных, внутренних проблем функционирования экономико-политической системы.

     Одной из главных проблем явилась несбалансированность государственных финансов. Начиная  с 1995г. процесс макроэкономической стабилизации- снижение темпов инфляции, обменного курса рубля, процентных ставок- осуществлялся за счет проведения жесткой денежной политики на фоне высокого уровня бюджетного дефицита, составлявшего от 11,8% в 1994г. до 3,9% в первой половине 1998г. Значительный дефицит государственных финансов привел к быстрому росту государственного долга и расходов на его обслуживание, одновременно снижая величину национальных сбережений и уменьшая текущее сальдо платежного баланса.

      Начиная с 1995г. стал быстро нарастать внутренний государственный долг за счет заимствований на рынке ценных бумаг. К середине 1998г. внутренний долг возрос до 25,6%ВВП. Увеличение внутреннего долга потребовало повышения расходов на его обслуживание. К 1998г. они превратились в одну из наиболее крупных расходных статей федерального бюджета. В 1996г. их величина достигла 4,8% ВВП, в первом полугодии 1998г.-3,9% ВВП.

      Одновременно  началось широкое использование  заимствований на внешних финансовых рынках. С помощью следующей таблицы  можно увидеть рост внешнего долга РФ. 

                               Динамика внешнего долга.

                                                                                                           Таблица 3.1. 

  Долг СССР

млрд.долл

Долг РФ

млрд.долл.

Обслуживание,

% к ВВП

1992г 104,9 2,8 0,7
1993г 103,7 9,0 0,3
1994г 108,6 11,3 0,5
1995г 103,0 17,4 0,9
1996г 100,8 24,2 0,9
1997г 97,8 33,0 0,7
1998г15 95,0 55,0 1,2
 

      Ситуация, при которой государственные  заимствования требовали значительно  больше ресурсов, чем составляла величина внутренних ликвидных сбережений, предопределила решение о допуске нерезидентов на рынок внутреннего государственного долга. По данным Минфина РФ , в апреле 1998г. доля нерезидентов составляла около 28% рынка. Доступ нерезидентов на рынок внутреннего государственного долга позволил решить задачу снижения процентных ставок в российской экономике, тем самым уменьшая нагрузку на бюджет в части расходов на обслуживание государственного долга. Одновременно широкое участие иностранных инвесторов в финансировании дефицита государственного бюджета резко усилило зависимость экономики России от конъюнктуры мировых финансовых рынков.

      Но  существенное ослабление контроля за иностранными капиталом и соответствующее снижение стоимости обслуживания государственного долга создали у правительства иллюзию отсутствия проблем с обеспечением финансирования дефицита государственного бюджета, по крайней мере в среднесрочной перспективе. С этой точки зрения допуск нерезидентов на рынок внутреннего долга увеличил риск выбора мягкой бюджетной политики, не предполагавшей резкого снижения бюджетного дефицита и соответственно потребностей в государственных заимствованиях. 

      Инфляция  составляет важную часть экономики в связи с ее воздействием на процентные ставки, обменные курсы, стоимость жизни и общее доверие к политической и экономической системам страны.

     В условиях высокой инфляции фирмам трудно планировать будущую деятельность и вести прибыльные операции. Компании должны менять цены почти ежедневно, чтобы сохранить достаточный поток наличности для возмещения товарно-материальных запасов и поддержки деятельности фирмы. Точный прогноз инфляции труден, поэтому фирмы выпускают продукцию с заниженной или завышенной ценой, что приводит к нехватке денежных средств или к такой цене, которая оказывается слишком высокой, чтобы можно было сохранить свою долю рынка.

      Инфляция  приводит к политической дестабилизации. Если правительство пытается контролировать ее путем регулирования заработной платы, реальные доходы населения снижаются и наступает безысходность. Если правительство решает ничего не предпринимать, страна рискует ухудшить экономику до такой степени, что реальные доходы все равно уменьшатся. Введение финансовых ограничений ставит правительство в уязвимую позицию и, самое главное, трудно осуществимо.

      Изменение цен по секторам экономики России в 1998г. приведены ниже: 
 
 
 

                                                                                                             Таблица 3.2. 

Изменение цен по секторам экономики  России. 

                                                                                         на конец года в процентах

  К предыдущему  месяцу Октябрь 1998г. к Справочно
  август сентябрь октябрь октябрю

1997г

декабрю

1997г.

октябрь 97г. к декабрю 96г.
Индекс  потребительских цен 103,7 138,4 104,5 158,8 156,4 109,3
Индекс  цен производи-телей промышленной продукции 98,8 107,4 105,9 112,4 112,0 107,3
Индекс тарифов на грузовые перевозки 100,6 105,0 101,0 112,2 111,6 100,4
 
 

      В течение 1998г. темпы роста потребительских  цен опережали изменение цен  производителей промышленной продукции, однако в октябре прирост цен  производителей был выше, чем на потребительские товары и услуги.(см.рис.3.1.) 
 
 

                                                                                                          Рис 3.1.

   
 
 

     Динамика  потребительских цен по группам  товаров и услуг приведена  ниже: 
 
 
 

Информация о работе Роль иностранных инвестиций в реформируемой экономике России