Роль и значение органов Федерального казначейства в осуществлении государственного финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение роли органов Федерального казначейства в осуществлении государственного финансового контроля.

Содержание

Введение3

1. Теоретические аспекты государственного финансового контроля – содержание, формы, способы5

2. Практика осуществления государственного финансового контроля органами Федерального казначейства9

3. Пути совершенствования государственного финансового контроля в органах Федерального казначейства16

Заключение23

Список использованной литературы25

Приложение27

Работа содержит 1 файл

Роль Казначейства в ГФК.docx

— 161.15 Кб (Скачать)

Усилению  государственного финансового контроля могут способствовать следующие меры.

  1. Создание полной, исключающей наличие противоречий базы осуществления финансового контроля.
  2. Четкое определение места и роли каждого звена в системе ГФК.
  3. Улучшение и систематизация информационного обеспечения контрольных органов.
  4. Усиление кадрового состава органов финансового контроля.
  5. Совершенствование методологической базы осуществления контрольных действий. [9, с. 12]

В этой связи целесообразно до принятия закона «О государственном финансовом контроле» образовать специальную  рабочую группу по разработке методологических аспектов государственного финансового контроля. По сути дела, речь идет о разработке основополагающего документа об основных принципах внешнего контроля за государственными финансами. Таким документом может быть Декларация руководящих принципов контроля (ДРПК), которая должна носить обязательный характер для всех контрольных органов. ДРПК может стать действенным инструментом рационального и эффективного управления финансовыми ресурсами и отправным моментом в создании более совершенной и эффективной системы государственного финансового контроля.

Таким образом, модернизированная система государственного финансового контроля на региональном уровне должна быть ориентирована на будущие события, а не только на прошлое, т.е. основной должна быть прогнозно-аналитическая функция. Эффективность и производительность достигаются только при условии, когда контролируется весь процесс, а не отдельные части. Необходимо контролировать формирование и исполнение бюджета, а не только результаты его исполнения. [7, с. 20]

В последние годы, особенно после  создания Федерального казначейства, достигнуты большие успехи в контроле за законностью и целевым расходованием бюджетных средств. Однако государственный финансовый контроль не должен ограничиваться лишь решением этих задач. Проведение налоговой реформы, важной составной частью которой является снижение уровня налоговой нагрузки на экономику, повышает актуальность задачи повышения эффективности использования бюджетных средств. Международный опыт говорит о том, что функции финансовых контролирующих органов должны быть значительно шире и включать в себя анализ эффективности тех или иных направлений государственной финансовой политики и разработку предложений по повышению эффективности этой политики. Возложение подобных дополнительных функций на органы финансового контроля оправдывается также такими соображениями, как отсутствие узковедомственных интересов при проведении соответствующего анализа и подготовке предложений. Рассмотрим подробнее несколько важных направлений необходимого расширения функций государственного финансового контроля.

Необходимо  особо подчеркнуть, что ключевой составляющей в процессе реализации мероприятий ведомственного контроля является наличие высококвалифицированного персонала, отвечающего самым жестким требованиям в части соблюдения этических норм и корректного служебного поведения.

В Федеральном  казначействе развитию «человеческого фактора» в сфере ведомственного контроля уделяется особое внимание. Например, в 2009 г. совместно с Академией народного хозяйства при Правительстве РФ был успешно реализован пилотный проект по повышению квалификации сотрудников контрольного аппарата ведомства, особенностью которого стало изучение не только широкого круга вопросов, связанных с их непосредственной деятельностью, но и проблем развития сектора государственного управления, процессного моделирования, системы БОР, служебной этики.

Начиная с 2010 г. по аналогичным учебным программам организовано дистанционное образование для соответствующей целевой аудитории. В текущем году такое обучение пройдут 1,2 тыс. сотрудников контрольных подразделений Федерального казначейства. [4, с. 198]

Важным  направлением данной работы является привлечение сотрудников территориальных  органов Федерального казначейства к проверкам в отношении других УФК, проводимым сотрудниками центрального аппарата ведомства. Только в 2009 г. более 400 человек стали участниками 30 выездных контрольных мероприятий. Как показывает практика, это способствует обмену опытом между органами Федерального казначейства как в сфере собственно организации и осуществления ведомственного контроля, так и в области совершенствования основной функциональной деятельности.

Реформа бюджетного процесса представляет собой важнейшую составную часть  необходимых преобразований, направленных на повышение эффективности использования  государственных средств. В настоящее  время бюджетный контроль всех уровней: ведомственный, региональный, муниципальный, государственный в лице Счетной  палаты России и Контрольно-ревизионного управления Министерства финансов России — осуществляется в значительной мере изолированно от других составляющих элементов бюджетного процесса. Пожалуй, лишь контроль Главного управления федерального казначейства за целевым использованием средств полностью вписан в бюджетный процесс. Контроль за исполнением бюджета остается в настоящее время в значительной степени за рамками бюджетного цикла. Контролирующие органы работают практически изолированно от министерств и ведомств, отвечающих за разработку бюджета государства. В то же время, выводы из результатов бюджетного контроля (если это выводы о результативности использования бюджетных ресурсов, а не о целевом характере) требуют их обязательного использования на стадии составления бюджета в следующем бюджетном цикле.

Результаты такого контроля должны быть в числе главных аргументов при изменении приоритетности тех  или иных видов расходов, при изменении  или сохранении параметров как доходов, таки расходов бюджета, при оценке предложений  по реформированию того или другого  сектора, получающего бюджетные  ресурсы. Органическое включение Счетной  палаты России и других контролирующих органов в ежегодный цикл бюджетного процесса, в реформирование самого бюджетного процесса, в совокупность реформам бюджетных отраслей видится  нам ключевым звеном, совершенно необходимым  для повышения эффективности  бюджетных расходов. Важнейшей частью работы органов государственного финансового  контроля, наряду с традиционными  проверками, целесообразно сделать  систематическую подготовку обзоров  бюджетных расходов во всех отраслях бюджетного сектора, которые должны стать органичным исходным элементом  каждого бюджетного цикла. [8, с. 154]

Итак, важнейшим направлением совершенствования  государственного финансового контроля в настоящее время является совершенствование  деятельности главных распорядителей бюджетных средств: их структуры, прав и полномочий, в частности, на стадии разработки бюджета и оценки результативности его исполнения. В связи с обсужденными выше направлениями реформы бюджетных организаций, роль главных распорядителей бюджетных средств в бюджетном процессе должна быть соответственно изменена: необходимо введение оценки их деятельности на основе разрабатываемых показателей результативности расходов.

Таким образом, для повышения эффективности  контрольной работы необходимо:

- наличие  единых законодательных норм  и правовых документов. Для эффективной деятельности ведомственного контроля в первую очередь необходим Федеральный закон об основах государственного финансового контроля, в котором найдут свое место отправные нормы контроля, осуществляемого ведомствами в сферах своего влияния. Следует внести изменения в Бюджетный кодекс РФ, разработать методические рекомендации по осуществлению внутреннего контроля, стандарты ведомственного контроля, в которых будут регламентированы права, обязанности и ответственность сотрудников службы ведомственного контроля;

- определение  единого для всех государственных  контрольных органов порядка осуществления контрольных функций и применения мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства, разработка классификатора, разделяющего нарушения на финансовые и процедурные, четкое разграничение понятий «нарушение» и «недостаток». С учетом этой классификации необходимо установить степень ответственности нарушителей законодательства;

- повышение  профессионального уровня специалистов, участвующих в проведении контрольных  мероприятий, совершенствование механизма распространения успешного опыта и положительных тенденций осуществления внутреннего контроля и аудита;

- внедрение  принципов аудита эффективности,  которые должны обеспечить высокую  его результативность, действенность и экономичность;

- автоматизация  процессов и процедур по основным  направлениям развития системы внутреннего контроля и аудита. [14, с. 112]

К сожалению, до настоящего времени  не существует концепции государственного финансового контроля, нет и четкой правительственной программы. Представляется, что в рамках долгосрочной правительственной программы должна существовать подпрограмма развития государственного финансового контроля с выделением соответствующего финансирования. Подобные программы должны существовать также на уровне субъектов Федерации. Необходимо создание системы государственного финансового контроля с элементами общего контроля и возрождением внутриведомственного контроля, причем одним из важных направлений модернизации системы ГФК является создание независимых научно-исследовательских и консалтинговых структур в сфере контроля.

Основная  проблема неэффективности системы  государственного финансового контроля на региональном уровне заключается в том, что до настоящего времени нет четкого определения роли и места каждого контрольного органа, отсутствует четкое разграничение сфер их деятельности, имеет место нерациональное разделение обязанностей между субъектами контроля, неоправданное дублирование их функций и параллелизм в работе. В то же время, в целях обеспечения необходимой целостности системы органов ГФК представляется неоправданным создание жесткой вертикали с выделением приоритетных функций одному контролирующему органу, стоящему над всеми и контролирующему деятельность остальных контролирующих органов. В основу построения системы ГФК в регионах должен быть положен принцип взаимного контроля органов, а не принцип жесткой вертикали. Такой подход позволит избежать злоупотреблений полномочиями. Имеет смысл существование в регионе различных самостоятельных контрольных органов, при одновременном создании на территории субъекта Российской Федерации органа, координирующего деятельность последних (единого органа региональных органов внешнего контроля государственных финансов).

Изложенное позволяет сформулировать ряд рекомендаций для государственных органов, в целях успешной реализации предложенной концепции в области государственного финансового контроля на уровне субъекта Федерации. [12, с. 427]

  1. Разработка законодательства о государственном финансовом контроле, включающее законодательное закрепление на федеральном уровне основных полномочий региональных контрольно-счетных органов.
  2. Определение и закрепление на федеральном уровне основных признаков, применяемых при квалификации нарушений, выявляемых в процессе реализации контрольных функций незаконного, неэффективного и нерационального использования бюджетных средств.

3. Закрепление за контрольно-счетными органами полномочий по применению мер принуждения за нарушения бюджетного законодательства.

4. Совершенствование законодательства об административных правонарушениях в направлении включения в него необходимых положений об ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Отсутствие применения контрольно-счетными органами мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства влечет за собой их безнаказанность.

Совершенствование государственного финансового контроля неразрывно связано с повышением качества проводимых ревизий и проверок. Качественному росту нашей работы не хватает системности и нормативной  обеспеченности. [5, с. 87]

В современных  условиях усиление контроля сдерживается в первую очередь, тем, что эта  работа не имеет концептуальной основы, определенной государством. Нет концепции  государственного (муниципального) финансового  контроля, нет Закона о государственном  финансовом контроле в Российской Федерации, в 9 разделе Бюджетного кодекса, посвященного Государственному финансовому контролю вы не найдете определения – что  же такое государственный (муниципальный) финансовый контроль. В результате изменений, внесенных Бюджетный  кодекс, исчезло понятие ревизии  как одного из основных методов финансового  контроля. 

 

Заключение

 

Реформирование бюджетного процесса и системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны. Правительство Российской Федерации предпринимает определенные шаги для реализации поставленных задач  по переходу от управления бюджетными затратами к управлению результатами. Органам исполнительной власти поставлена задача, повысить эффективность управления и использования ресурсов путем  кардинального улучшения своей  деятельности.

Рассматривая государственный  финансовый контроль (ГФК) как функцию государственного управления финансовыми потоками, следует отметить, что эта функция в определенной степени осуществляется всеми органами власти и управления, независимо от характера их основной деятельности. Это связано с тем, что государственный финансовый контроль является объективной необходимостью воспроизводственного процесса, обусловленной сущностью финансов, поэтому он не может осуществляться в изолированном виде. Объем контрольной деятельности, ее формы и методы, охват контрольными мероприятиями различных отраслей экономики зависят от границ сферы управления и статуса органа, осуществляющего контрольные полномочия в рамках государственного финансового контроля. Эта отличительная особенность государственного финансового контроля заставляет достаточно требовательно подходить к его конкретизации относительно каждого уровня управления и каждого органа, наделенного соответствующими контрольными полномочиями, чтобы избежать параллелизма и дублирования.

Информация о работе Роль и значение органов Федерального казначейства в осуществлении государственного финансового контроля