Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:11, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение роли органов Федерального казначейства в осуществлении государственного финансового контроля.
Введение3
1. Теоретические аспекты государственного финансового контроля – содержание, формы, способы5
2. Практика осуществления государственного финансового контроля органами Федерального казначейства9
3. Пути совершенствования государственного финансового контроля в органах Федерального казначейства16
Заключение23
Список использованной литературы25
Приложение27
2. Текущий контроль — проводится в ходе исполнения бюджета. Это основной вид бюджетного контроля, в ходе которого проверяется правильность исполнения смет расходов бюджетными учреждениями, своевременность уплаты налогов и осуществления платежей. В ходе текущего контроля выявляется степень соблюдения финансовых норм и нормативов, установленных показателей по формированию и использованию бюджетного и внебюджетного фондов. Он проводится с целью предотвращения нарушений финансовой дисциплины, возможных потерь и злоупотреблений. [19, с. 175]
3. Текущий контроль может осуществляться также в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления, в ходе парламентских слушаний, по депутатским запросам;
4. Последующий контроль происходит в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов. Его смысл состоит в том, чтобы проанализировать, насколько реалистичным явилось исполнение бюджета, выявить причины отклонения отчетных данных от запланированных с тем, чтобы учесть это при составлении бюджета на следующий год. Эта форма контроля осуществляется путем анализа финансовых отчетов и балансов.
Итак, государственный финансовый
контроль - феномен, имеющий глубокие
исторические корни. Ни одно государство
в мире не отказывается от рычагов
управления, т.е. целенаправленного
воздействия на рыночные отношения,
необходимые для поддержания
социальной стабильности. Поэтому на
переходном этапе развития России особое
место занимает создание эффективной
системы государственного финансового
контроля, служащей одной из главных
предпосылок качественного
2. Практика осуществления
контроля органами Федерального казначейства
Федеральное казначейство в общем ряду государственных органов, наделенных полномочиями по осуществлению ГФК, занимает свое особенное место.
Для того, что бы понять особенности полномочий в области ГФК, которыми наделено Федеральное казначейство, рассмотрим контрольную составляющую деятельности Федерального казначейства с одной из существующих позиций по данному вопросу рис. 2. (приложение 2). [15, с. 19]
В соответствии с этой позицией, Федеральное казначейство осуществляет как вневедомственный, так и ведомственный финансовый контроль.
Эти полномочия, закрепленные за Федеральным казначейством можно считать первой чертой, отличающей его от остальных участников ГФК, которые осуществляют либо разрешительную деятельность (этап предварительного контроля), либо надзорные функции (этап последующего контроля). Поэтому не случайно, одним из социально значимых результатов деятельности Федерального казначейства является сумма бюджетных средств, сохраненных (а не, например, возвращенных или восстановленных) Федеральным казначейством в бюджетах бюджетной системы в ходе предварительного и текущего финансового контроля от необоснованного и нецелевого использования.
В сфере финансового контроля органы казначейства имеют следующие права:
Что касается проведения вневедомственного последующего контроля, то он прямо не предусмотрен в полномочиях Федерального казначейства ни Бюджетным кодексом, ни Положением о Федеральном казначействе. Однако, в рамках правоприменительных функций по обеспечению исполнения федерального бюджета, установленных Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314, требованиями Минфина России по составлению и представлению бюджетной (бухгалтерской) отчетности предусмотрено обязательное заверение отчетов ГРБС, РБС и получателей средств федерального бюджета органами Федерального казначейства, которое не возможно без проведения контрольных действий, а в связи с тем, что по времени заверение отчетности осуществляется после совершения операций (осуществления платежей и т.д.), то эту процедуру можно отнести к последующему контролю.
Таким образом, можно выделить отличительную особенность Федерального казначейства как единственного органа осуществляющего все формы вневедомственного финансового контроля, предусмотренного Бюджетным кодексом Российской Федерации (в отличие от остальных участников ГФК, которые осуществляют только один из видов финансового контроля или надзора). [23, с. 187]
При проведении вневедомственного финансового контроля Федеральное казначейство выступает и как субъект (как орган ГФК) и как объект (в качестве ГРБС или РБС).
В соответствии
с требованиями ст. 158 Бюджетного кодекса
Российской Федерации, имеющиеся в
структуре Федерального казначейства
подразделения внутреннего
Сегодня структура контрольных органов Федерального казначейства состоит из управления внутреннего контроля и аудита центрального аппарата и отделов внутреннего контроля управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (далее - УФК) рис. 3. (приложение 3).
Общее методологическое и методическое руководство организацией и процессами ведомственного контроля осуществляет руководитель Федерального казначейства через Центральный аппарат Федерального казначейства, а непосредственное через Управление внутреннего контроля и аудита и руководителей УФК. [13, с. 10]
В рамках
методологии проведения ведомственного
контроля для УФК, Федеральное казначейство
определило функции подразделений
внутреннего контроля в территориальных
органах, разработало правила проведения
проверок подчиненных подразделений
в порядке внутреннего
Бюджетный контроль, как и финансовый контроль в целом, по времени проведения подразделяется на предварительный, текущий и последующий.
Предварительный контроль – проводится на стадии санкционирования расходов в момент контроля и учета принятия бюджетными учреждениями обязательств и препятствует принятию бюджетными учреждениями обязательств, не обеспеченных назначениями. [16, с. 13]
Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики. На микроуровне это процесс разработки финансовых планов и смет, кассовых и кредитных заявок, финансовых разделов бизнес-планов, составление учредительных договоров, договоров о совместной деятельности. Так, при выделении средств федерального бюджета на содержание бюджетной организации до утверждения сметы доходов и расходов проверяется обоснованность представляемых расчетов о предстоящих расходах и ожидаемых доходах. Аналогичные проверки проводятся при выделении на возвратной основе средств на выполнение федеральных целевых программ.
Для осуществления предварительного и текущего контроля по исполнению расходной части федерального бюджета в органах казначейства открываются и ведутся лицевые счета учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Лицевой счет – это регистр аналитического учета органа казначейства, предназначенный для отражения в учете лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объемов финансирования и кассовых расходов, осуществляемых в процессе исполнения расходов соответствующего бюджета главными распорядителями и получателями. Лицевые счета подразделяются на следующие виды: лицевой счет распорядителя средств, лицевой счет получателя средств. Лимит бюджетных обязательств – предельный объем прав получателя на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета. [18, с. 205]
Предварительный контроль осуществляется в несколько этапов.
Этап 1. Распорядители и получатели средств федерального бюджета представляют в органы федерального казначейства уведомления об утвержденных лимитах бюджетных обязательств. После проверки уведомлений на соответствие требованиям бюджетного законодательства лимиты бюджетных обязательств учитываются на лицевом счете распорядителя или бюджетополучателя и являются основанием для санкционирования их расходов.
Этап 2. Органы федерального казначейства ведут работу по учету принятых бюджетных обязательств бюджетополучателями, финансируемых за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, на этапе предварительного контроля органы федерального казначейства учитывают на лицевых счетах бюджетополучателей утвержденные лимиты бюджетных обязательств, а также принимают к учету договоры, определяющие размеры долговременных бюджетных обязательств на финансовый год. [22, с. 23]
Текущий контроль осуществляют территориальные органы федерального казначейства на стадии финансирования расходов с лицевых счетов бюджетополучателей по платежным документам после проверки соответствующих документов, подтверждающих правомерность расхода в пределах сметных назначений. Это контроль за оперативной, текущей деятельностью. Он состоит в регулярной проверке соблюдения финансовой дисциплины субъектами хозяйствования, распорядителями бюджетных ассигнований, т.е. соблюдения бюджетных норм и нормативов, целевого использования средств бюджета.
Текущий контроль проводит операционная группа отдела платежей, где открываются лицевые счета бюджетополучателей. Такой контроль предусматривает проверку:
В случае нарушения какого-либо из перечисленных пунктов проверки платежный документ к исполнению не принимается и возвращается бюджетополучателю с указанием причин отказа.
Последующий контроль за использованием средств федерального бюджета, возложенный на органы федерального казначейства в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, заключается в рассмотрении и утверждении отчетов об исполнении бюджета. Одной из задач федерального казначейства выступает анализ баланса исполнения федерального бюджета.
Деятельность органов Федерального казначейства также является подконтрольной и может быть проверена со стороны других уполномоченных органов:
Таким образом,
можно сделать вывод, что в
работе органов федерального казначейства
произошел определенный сдвиг с
последующего контроля в пользу предварительного
и текущего. Значительно смягчились
санкции за нарушение бюджетного
законодательства и сделан упор на
предварительные (профилактические) меры.
В состав Управления федерального казначейства
входят следующие структурные
3. Пути совершенствования
контроля в органах
Важнейшим направлением повышения эффективности системы управления органами государственной власти является совершенствование системы ведомственного контроля – в направлении перехода от традиционно пассивного, констатирующего контроля к его активным формам, например, к контрольно-аналитическому обеспечению управления информацией и обоснованию организационных и управленческих решений, к выявлению резервов повышения эффективности деятельности органов государственной власти. Поэтому в настоящее время особенно актуальны вопросы организации ведомственного контроля, направления его совершенствования и повышения эффективности контрольных мероприятий.