Роль и значение органов Федерального казначейства в осуществлении государственного финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 13:11, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение роли органов Федерального казначейства в осуществлении государственного финансового контроля.

Содержание

Введение3

1. Теоретические аспекты государственного финансового контроля – содержание, формы, способы5

2. Практика осуществления государственного финансового контроля органами Федерального казначейства9

3. Пути совершенствования государственного финансового контроля в органах Федерального казначейства16

Заключение23

Список использованной литературы25

Приложение27

Работа содержит 1 файл

Роль Казначейства в ГФК.docx

— 161.15 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный технический  университет им. И.И. Ползунова»

 

Институт экономики  и управления

Кафедра "Экономика, финансы и кредит"

 

 

 

Курсовая работа защищена с оценкой ___________

 

 

   Руководитель ___________________С.Е.Гусев

      работы                        подпись

 

    «_____»____________2011 г.

   
   

«Роль и значение органов Федерального казначейства в осуществлении государственного финансового контроля»

 

Пояснительная записка

к курсовой работе

 

по дисциплине «Государственный муниципальный финансовый контроль»

 

 

 

Студент группы                     ФК-72                                                             С.Е. Бурыгин   

                                                                              

 
   

                                   

 

                    

 

 

 

Руководитель работы           проф., д.э.н.                                                       С.И.Гусев

                                  должность, ученая степень                       

                    

 

 

 

 

 

БАРНАУЛ  2011

 

Содержание

Введение3

1. Теоретические аспекты государственного  финансового контроля – содержание, формы, способы5

2. Практика осуществления государственного финансового контроля органами Федерального казначейства9

3. Пути  совершенствования государственного  финансового контроля  в органах Федерального казначейства16

Заключение23

Список использованной литературы25

Приложение27

 

 

Введение

 

В настоящее время в России складывается новый тип государственности. Успешное реформирование российской экономики  кроме всего прочего предполагает и учет теории и практики в отношении  основных функций системы государственного управления на всех его уровнях. Например, одна из основных функций государственного управления — создание и поддержание  эффективной финансовой системы  и, соответственно, адекватной системы  финансового контроля.

Ни одна из острейших социально-экономических  проблем не будет решена, ни о  каком возрождении российской государственности  не может быть и речи, пока не будет  наведен должный порядок в  бюджетно-финансовой сфере, пока системе  государственного финансового контроля не будет придана надлежащая стабильность. Поэтому эффективный и действенный  финансовый контроль является необходимым  условием сильной власти, важнейшим  фактором государственного строительства.

Финансовый  контроль раскрывает новые явления  в экономической деятельности различных  звеньев экономики, определяет их закономерность с целью совершенствования этой деятельности на научной основе. На всех стадиях общественного воспроизводства, охватывающего производство, распределение, обмен и потребление продукта, финансовый контроль изучает производительные силы и производственные отношения  с целью выявления противоречий и их регулирования со стороны  общества.

Проблема развития и совершенствования  государственного финансового контроля в современных рыночных условиях приобрела для государства одно из важнейших значений, стала объективной  необходимостью формирования и становления  целостной бюджетной политики государства. Центральное место в финансовой системе Российской Федерации занимает бюджетная система, посредством  которой образуются денежные фонды  в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных  образований. Важное значение для выделения видов финансового контроля имеет система финансового законодательства, поскольку специализация правовых актов обусловливает четкую структуризацию финансового контроля и органов, его осуществляющих: бюджетное законодательство определяет бюджетный контроль, законодательство о налогах и сборах - налоговый контроль, таможенное и валютное законодательство - таможенный и валютный контроль, банковское законодательство - банковский контроль и т.д. Бюджетный контроль занимает центральное место в системе государственного финансового контроля Российской Федерации.

Значимость государственного финансового  контроля в развитии общества и особая роль Федерального казначейства в сборе  и контроле за поступлением и расходованием всех бюджетных и внебюджетных средств государства предопределяет выбор темы работы и её актуальность.

Целью написания  данной работы является изучение роли органов Федерального казначейства в осуществлении государственного финансового контроля.

Для достижения цели в работе решаются следующие  задачи:

    • описываются теоретические аспекты государственного финансового контроля – содержание, формы, способы;
    • изучается практика осуществления государственного финансового контроля органами Федерального казначейства;
    • выявляются пути совершенствования государственного финансового контроля в органах Федерального казначейства.

Объектом  изучения настоящей работы является государственный финансовый контроль. Предметом роль органов Федерального казначейства в осуществлении государственного финансового контроля. 

При написании  данной работы были использованы современные  литературные источники в области  государственных и муниципальных  финансов.

 

1. Теоретические аспекты государственного  финансового контроля – содержание, формы, способы

 

Финансовый  контроль является неотъемлемым элементом  управления финансами и денежными потоками с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций. Финансовый контроль прямо и непосредственно вытекает из контрольной функции финансов. Но если в контрольной функции выражается сущность финансов, то финансовый контроль — это регламентированная деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов.

Финансовый контроль можно разделить  на две взаимосвязанные сферы: государственный и негосударственный контроль.

Государственный контроль — это  неотъемлемая часть государственного устройства, одна из важнейших функций управления страной, обязательное условие нормального функционирования финансово-кредитной системы. Во многом это обусловлено тем, что именно на государственные органы ложится большое количество функций по защите финансовых прав и интересов членов общества, использование различных способов предотвращения и предупреждения злоупотреблений и краж. [11, с. 12]

Государственный финансовый контроль — это комплексная  система экономико-правовых действий конкретных органов власти и управления, базирующаяся на конституции и других законах государства. Его назначение — отслеживать стоимостные пропорции распределения валового национального продукта, он распространяется на все каналы движения денежных ресурсов, так или иначе связанных с формированием государственных средств, полнотой и своевременностью их поступления и целевым использованием.

Главная цель государственного контроля —  максимизация поступления денежных средств в казну и недопущение их нецелевого расходования.

Государственный финансовый контроль в России осуществляется в целях обеспечения проведения единой финансовой, бюджетной, денежно-кредитной, налоговой, валютной и инвестиционной политики, обеспечения экономической безопасности и защиты финансовых интересов государства, а также его граждан и субъектов хозяйствования. [2, с. 123]

Достижение  поставленных перед государственным  и муниципальным финансовым контролем  целей требует реализации определенных задач, которые можно свести к  следующему:

  • проведение проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными органами всеми субъектами финансовых правоотношений;
  • проверка правильности использования государственными и муниципальными учреждениями денежных средств;
  • проверка соблюдения правил совершения различных финансовых операций, расчетов, хранения денежных средств;
  • выявление внутренних резервов производства, более экономного и эффективного расходования материальных и денежных ресурсов;
  • предупреждение и предотвращение возможных нарушений финансового законодательства и финансовой дисциплины;
  • проверка законности в деятельности государственных и муниципальных органов, участвующих в финансовой деятельности.

Результатом реализации названных задач является достижение правопорядка в процессе осуществления финансовой деятельности. Финансовый контроль обеспечивает обратную связь, что является необходимым  условием принятия правильных управленческих решений.

В настоящее  время система ГФК может быть представлена совокупностью контролирующих органов президентского контроля, законодательной  и исполнительной ветвей власти, в  качестве вневедомственного и подразделений ведомственного контроля, подчиненных главным распорядителям (ГРБС) и распорядителям (РБС) средств федерального бюджета, которые схематично изображены на рис. 1. (приложение 1). [6, с. 164]

Государственные контролеры, прежде всего, проверяют  соблюдение финансовой дисциплины, т.е. неукоснительность исполнения всех установленных предписаний государства в отношении использования государственных средств, включая бюджетные ресурсы, внебюджетные фонды, средства центрального банка, органов местного самоуправления и т.д. Контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки главным образом в государственном секторе экономики. Сфера частного и корпоративного бизнеса подвержена государственному контролю лишь отчасти, по определенному кругу вопросов — таких, как налогообложение, пользование государственными ресурсами. [17, с. 59]

Государственный финансовый контроль представляет собой регламентированную деятельность государственных органов власти и управления по проверке финансовых операций, связанных с образованием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов. Поэтому государственные контролеры наделены правом осуществлять ревизии и проверки как в государственном секторе, так и в сфере частного и корпоративного бизнеса. [24, с. 176]

Государственный финансовый контроль включает контроль за:

    1. Исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
    2. Организацией денежного обращения;
    3. Использованием кредитных ресурсов;
    4. Состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов;
    5. Предоставлением финансовых, налоговых льгот и преимуществ.

Бюджетный контроль — это составная часть государственного финансового контроля, представляющая собой деятельность уполномоченных государственных органов по проверке законности, целесообразности и эффективности действий при образовании, распределении и использовании централизованных денежных средств государства и местных органов власти. [20, с. 164]

Основными задачами бюджетного контроля являются:

    1. Контроль за соблюдением действующего бюджетного и налогового законодательства;
    2. Обеспечение правильности составления и исполнения бюджета;
    3. Обеспечение своевременности и полноты выполнения обязательств гражданами и хозяйствующими субъектами перед государственным бюджетом;
    4. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств и средств внебюджетных фондов;
    5. Проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;
    6. Контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;
    7. Выявление резервов роста доходов бюджетов разных уровней;
    8. Обеспечение сохранности государственной собственности.

Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля:

1. Предварительный контроль—осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов разных уровней. Он используется для повышения реалистичности планов, обоснованности финансовых программ, смет расходов. Он позволяет определить наиболее эффективные способы удовлетворения потребностей государства при имеющихся ограниченных ресурсах, позволяет избежать нецелевого использования бюджетных средств;

Информация о работе Роль и значение органов Федерального казначейства в осуществлении государственного финансового контроля