Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:33, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных программ государства.
Задачи курсовой работы:
- охарактеризовать фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и систему организации;
- раскрыть особенности деятельности фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации;
- изложить перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………………3
1. Фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и система организации……………………………………………...…………5
1.1 Причины создания и основные этапы развития фондов обязательного медицинского страхования………………………………….5
1.2 Задачи и функции фондов обязательного медицинского страхования………………………………………………………………….9
1.3 Современная система организации фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации……………………12
2. Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации……………………………………16
2.1. Особенности поступления и расходования средств фондов обязательного медицинского страхования………………………………..16
2.2 Особенности поступления средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования………………………………..18
2.3 Особенности расходования средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования…………………………………21
3. Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………33
Список используемой литературы……..………………………………35
Таблица 2.
Расходование средств Федерального фонда ОМС
(миллионов рублей)
| 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
1. Расходование | 158177 | 168706 | 130037 | 110851 |
2. Абсолютный прирост, базисный | - | 10529 | -28140 | -47326 |
3. Темпы прироста, базисные | - | 67% | 44% | 43% |
4. Абсолютный прирост, цепной | - | 47900 | 38770 | 10529,00 |
5. Темпы прироста, цепные | - | 67% | 32% | 7% |
6. Субсидии на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС | 29266 | 38133 | 41823 | 71279 |
7. В процентах к Расходованию | 41% | 32% | 26% | 42% |
8. Абсолютный прирост, базисный | - | 8867 | 12557 | 42013 |
9. Темпы прироста, базисные | - | 30% | 43% | 144% |
10. Абсолютный прирост, цепной | - | 8867 | 3690 | 29456 |
11. Темпы прироста, цепные | - | 30% | 10% | 70% |
12. Средства, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оказание работающим гражданам первичной медико-санитарной помощи, оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни | - | 12934 | 15144 | 16661 |
13. В процентах к Расходованию | - | 11% | 10% | 10% |
14. Абсолютный прирост, базисный | - | - | 2210 | 3727 |
15. Темпы прироста, базисные | - | - | 17% | 25% |
16. Абсолютный прирост, цепной | - | - | 2210 | 1517 |
17. Темпы прироста, цепные | - | - | 17% | 10% |
Таким образом, анализируя данные таблицы, установили, что в рассматриваемом периоде наблюдается рост расходов, как в абсолютных, так и в относительных показателях. Причем к 2010 г. темпы прироста расходов снизились почти на 40000, что говорит об уменьшение расходов государства на здравоохранение. Так же если рассматривать цепные темпы прироста, то здесь также наблюдается достаточно сильный спад. А значит, начиная с 2009 г., расходы на здравоохранение постепенно уменьшаются относительно предшествующих лет.
Далее рассматривая динамику субсидий на выполнение территориальных программ ОМС, следует отметить рост показателей, как в абсолютных, так и в относительных показателях. Что касается доли субсидий в расходовании средств, то можно отметить, что дважды происходила смена динамики. Так, в 2008 г. темпы роста повышаются, а в 2009 г. значительно снижаются. Кроме того цепные показатели ведут себя таким же образом, что свидетельствует о нестабильности экономического развития регионов.
И наконец, анализируя расходы на оказание работающим гражданам первичной медико-санитарной помощи, оплату медицинской помощи женщинам в период беременности и т.д., можно отметить плавный, незначительный рост абсолютных и относительных показателей. Однако, что касается роли данных видов расходов в общем расходовании, то можно заметить, что доля их осталась на том же уровне и даже незначительно снизилась. Возможно, это свидетельствует о снижении рождаемости. Это подтверждает и динамика цепных показателей.
3. Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
Решением Правления Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 24 апреля 2009 года утвержден «Перспективный план работы Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009-2010 годы».
Перспективный план работы Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлен на своевременное и в полном объеме перечисление дотации на выполнение территориальных программ ОМС, а также субсидии на реализацию мероприятий нацпроекта «Здоровье», в части проведения дополнительной диспансеризации работающих и детей-сирот, а перечисление в Фонд социального страхования межбюджетных трансфертов на оплату «родовых сертификатов».
Для принятия управленческих решений Фондом ежемесячно осуществлять мониторинг исполнения территориальных программ ОМС, анализ деятельности субъектов системы ОМС и защиты прав застрахованных, мониторинг поступлений в ТФОМС налоговых платежей и взносов на ОМС неработающего населения, а также учет данных по проведению диспансеризации работающих граждан и детей-сирот.
Научно-исследовательская деятельность и подготовка кадров осуществлять в соответствии с утвержденными планами. В рамках соответствующего обучения повысить квалификацию более 800 специалистов территориальных фондов.
Результаты научно-исследовательских работ являются основой для подготовки нормативных правовых документов, направленных на совершенствование системы ОМС.
Основными нормативными документами, направленными на развитие и модернизацию системы ОМС являются:
- приказ Фонда о межтерриториальных расчетах, устанавливающего источник финансирования по межтерриториальным расчетам, условия их осуществления, а также форматы, структуры и порядки ведения реестров и соответствующих актов сверки,
- приказ об обеспечении информированности прав граждан при получении медицинской помощи в условиях ОМС, предусматривающий унификацию подходов к обеспечению информированности со стороны территориальных фондов ОМС и СМО,
- законопроекты об обязательном медицинском страховании, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации, работа над которыми завершается в Министерстве здравоохранения после чего документы будут представлены на обсуждение на Правление ФОМС,
- в установленные сроки принимать нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию нацпроекта «Здоровье».
Перспективы развития ОМС планируется реализовать по нескольким основным направлениям:
1. Увеличение финансирования фондов и всей отрасли здравоохранения.
В сценарии инновационного развития в условиях высоких темпов экономического роста ожидается значительное повышение не только государственных, но и частных расходов на здравоохранение. Расходы государства на здравоохранение к 2010 году увеличатся до 4,8% ВВП, частные расходы – до 1,1-1,5% ВВП. При этом дифференциация регионов по уровню финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней на душу населения сократится с 4-5 раз до 2 раз.
2. Пересмотр законодательства в области тарифов отчислений в социальные фонды в сторону увеличения тарифа на ОМС.
3. Формирование новых подходов для планирующегося значительного вброса денег в систему ОМС (увеличение % ВВП на здравоохранение, трансформация нацпроектов в долгосрочные программы, введение одноканального финансирования) и как один из наиболее реальных путей – введение накопительных счетов граждан России.
4. Обеспечение сбалансированности объемов медицинской помощи Базовой (территориальной) программы ОМС с ее финансовыми ресурсами.
Механизмы осуществления этого важного перспективного направления следующие:
- увеличение ставки ЕСН в части, зачисляемой в систему ОМС с учетом стоимости «страхового года» работающих граждан;
- отказ от регрессивной шкалы налогообложения фонда оплаты труда (ФОТ) налогоплательщика и переход к плоской шкале налогообложения фонда оплаты труда, независимо от размеров оплаты труда;
- установление четких требований к размеру и механизмам уплаты страховых взносов за неработающее население, вносимых из региональных бюджетов;
- установление единого порядка определения субсидий и дотаций регионам не только из средств ФОМС, но и федерального бюджета.
- увеличение доли государственного финансирования здравоохранения в ближайшие годы не менее чем в 2,5 раза.
5. Внедрение единых, наиболее эффективных способов оплаты медицинской помощи:
- отказ от методов сметного финансирования сети медицинских организаций;
- переход от метода ретроспективного возмещения расходов на медицинскую помощи (метод «зарабатывания»), не позволяющего достаточно четко контролировать затраты, к методу предварительной оплаты согласованных (планируемых) объемов медицинской помощи, сориентированных на конкретный результат по критериям доступности и качества оказанной МП;
- в первичной медико-санитарной помощи – сочетание подушевого метода финансирования прикрепленного населения с ориентацией на заинтересованность медицинских работников в улучшении показателей здоровья населения, доступности и результативности не только амбулаторно-поликлинической, но и стационарной медицинской помощи.
6. Осуществление действенного государственного регулирования платных медицинских услуг.
Государственное регулирование платных услуг предполагает четкое определение перечня медицинских услуг, превосходящие медицинскую помощь в рамках государственных гарантий, могут быть получены гражданами на платной основе.
7. Развитие солидарных форм оплаты медицинских услуг.
В рамках нового законодательства по ОМС планируется предложить населению более солидарные формы участия в покрытии расходов на медицинскую помощь. Это прежде всего форма страхового взноса гражданина в страховой фонд по дополнительным программам медицинского страхования. Дополнительные программы будут реализоваться на тех же условиях, как и базовая программа ОМС (общая для всего населения страны), то есть являться максимально солидарными и регулируемыми. Используемые в системе ОМС финансовые механизмы, прежде всего регулируемые цены на медицинские услуги, распространяются и на дополнительные программы, делая их более доступными для населения.
Дополнительные программы целесообразно формировать прежде всего по наиболее обременительным для семейных бюджетов видам медицинской помощи, например, лекарственной и стоматологической. Не только льготник, но и обычный гражданин может присоединиться к действующей программе льготного лекарственного обеспечения. Если развивать это обеспечение действительно по страховому принципу и с большим кругом участников (например, миллион человек застрахованных), то население получит право на пакет лекарственных средств стоимостью, как минимум, в 3-4 раза выше, чем размер страхового взноса.
8. Совершенствование деятельности СМО в системе ОМС.
Для совершенствования деятельности СМО в системе обязательного медицинского страхования предлагается ряд действенных мер следующего порядка:
8.1. Создать условия для заинтересованного участия СМО в защите прав застрахованных и эффективном использовании ресурсов ЛПУ путем создания конкурентной среды между СМО за застрахованных.
8.2. Обеспечить реальное участие СМО в планировании и организации медицинской помощи населению с целью эффективного использования материальных и кадровых ресурсов медицинских организаций, а следовательно – существенного повышения эффективности системы ОМС.
8.3. Реализовать систему разделения финансовых рисков между ТФОМС и СМО.
8.4. Обеспечить сбалансированность финансовых обязательств СМО в системе ОМС. Без этого система ОМС будет обречена на дальнейшую профанацию страхового принципа. Без такой сбалансированности невозможно сделать СМО реальным носителем финансовых рисков. Он так и останется индифферентным транслятором государственных средств от территориального фонда ОМС в медицинское учреждение.
8.5. Правила работы страховщиков и оплаты ими работы медицинских организаций должны стимулировать и тех, и других к более эффективному использованию ресурсов. Лучший способ для этого – развитие конкурентной модели страхования – то есть создать конкуренцию между СМО и между медицинскими организациями везде, где такая конкуренция осмысленна. Но для того, чтобы этого добиться, потребуется много усилий. Прежде всего, от государства. В мировой практике пока доминирует модель «одного покупателя», в роли которого выступает либо государственный, либо частный страховщик. Эта модель проще, но и потенциал роста эффективности в такой модели меньше.
9. Совершенствование деятельности медицинских организаций.
9.1. В финансировании медицинских организаций из государственных источников планируется финансирование медицинских учреждений по результатам их работы. Из бюджета целесообразно финансировать лишь наиболее дорогостоящие высокотехнологичные виды помощи, а также часть социально значимых услуг (например, психиатрическую помощь в стационарных условиях).