Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:33, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных программ государства.
Задачи курсовой работы:
- охарактеризовать фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и систему организации;
- раскрыть особенности деятельности фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации;
- изложить перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………………3
1. Фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и система организации……………………………………………...…………5
1.1 Причины создания и основные этапы развития фондов обязательного медицинского страхования………………………………….5
1.2 Задачи и функции фондов обязательного медицинского страхования………………………………………………………………….9
1.3 Современная система организации фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации……………………12
2. Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации……………………………………16
2.1. Особенности поступления и расходования средств фондов обязательного медицинского страхования………………………………..16
2.2 Особенности поступления средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования………………………………..18
2.3 Особенности расходования средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования…………………………………21
3. Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………33
Список используемой литературы……..………………………………35
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и система организации……………………………………………..
1.1 Причины создания и основные этапы развития фондов обязательного медицинского страхования………………………………….5
1.2 Задачи и функции фондов обязательного медицинского страхования…………………………………………………
1.3 Современная система организации фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации……………………12
2.1. Особенности поступления и расходования средств фондов обязательного медицинского страхования………………………………..16
3. Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации………………………………………..26
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……..………………………………35
Введение.
Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг, возложенных на внебюджетные фонды государства – одну из форм перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения с целью обеспечения расширенного воспроизводства трудовых ресурсов, создания благоприятного морального климата для развития бизнеса и общеэкономических условий развития.
Фонд обязательного медицинского страхования занимает значительное место в структуре социальных внебюджетных фондов. Фонд обязательного медицинского страхования был создан Указом Президента РФ от 24.02.93 г. для финансового обеспечения закона РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и призвано обеспечить гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объемах и на условиях, соответствующих программ.
Цель курсовой работы - раскрыть роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных программ государства.
Задачи курсовой работы:
- охарактеризовать фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и систему организации;
- раскрыть особенности деятельности фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации;
- изложить перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
Объект исследования данной курсовой работы – деятельность фондов обязательного медицинского страхования для получения медицинской и лекарственной помощи.
Предмет исследования – финансирование социальной сферы.
1. Фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и система организации.
1.1. Причины создания и основные этапы развития фондов обязательного медицинского страхования.
В начале 21 столетия появилось значительное количество публикаций, в которых анализировалась в основном необходимость перехода к медицинскому страхованию. Медицинское страхование, как отмечают многие авторы, в широком смысле - это новые экономические отношения в здравоохранении в условиях рынка, то есть создание такой системы охраны здоровья и социального обеспечения, которая реально гарантировала бы всем жителям РФ свободно доступную квалифицированную медицинскую помощь, независимо от их социального положения и уровня доходов.
Развитие и формирование системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации проходило в несколько этапов.
1 этап (март 1861 г. - июнь 1903 г.). В 1861 г. был принят первый законодательный акт, вводивший элементы обязательного страхования в России. В соответствии с этим законом при казенных горных заводах учреждались товарищества, а при товариществах - вспомогательные кассы, в задачи которых входило: выдача пособий по временной нетрудоспособности, а также пенсий участникам товарищества и их семьям, прием вкладов и выдача ссуд. В 1866 г. был принят Закон, предусматривающий создание при фабриках и заводах больниц. Согласно этому Закону к работодателям, владельцам фабрик и заводов предъявлялось требование иметь больницы, число коек в которых исчислялось по количеству рабочих на предприятии: 1 койка на 100 работающих. Открывшиеся в 70-80-е годы XIX в. на крупных заводах больницы были малочисленными и не могли обеспечить всех нуждавшихся в медицинской помощи. В целом медицинская помощь фабрично-заводским рабочим была крайне неудовлетворительной.
2 этап (июнь 1903 г. - июнь 1912 г.). Особое значение в становлении обязательного медицинского страхования в России имел принятый в 1903 г. Закон "О вознаграждении граждан, потерпевших вследствие несчастного случая, рабочих и служащих, а равно членов их семейств на предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности". По данному Закону работодатель нес ответственность за ущерб, нанесенный здоровью при несчастных случаях на производстве, предусматривалась обязанность предпринимателя и казны выплачивать вознаграждения потерпевшим или членам их семей в виде пособий и пенсий.
3 этап (июнь 1912 г. - июль 1917 г.). В 1912 г. III Государственной Думой было сделано немало для социального обновления страны, в том числе 23.06.1912 г. был принят Закон о страховании рабочих на случай болезни и несчастных случаев. В декабре 1912 г. был учрежден Совет по делам страхования. В январе 1913 г. в Москве и Санкт-Петербурге открылись Присутствия по делам страхования. В январе 1914 г. начали появляться страховые товарищества по обеспечению рабочих при несчастных случаях. По Закону 1912 г. врачебная помощь за счет предпринимателя оказывалась участнику больничной кассы в четырех видах: первоначальная помощь при внезапных заболеваниях и несчастных случаях; амбулаторное лечение; родовспоможение; больничное (коечное) лечение с полным содержанием больного.
4 этап (июль 1917 г. - октябрь 1917 г.). После Февральской революции 1917 г. к власти пришло Временное правительство, которое с первых шагов своей деятельности начало реформы в области обязательного медицинского страхования (Новелла от 25.07.1917 г.), включающие следующие основные концептуальные положения: расширение круга застрахованных; предоставление права больничным кассам объединяться; полное самоуправление больничных касс работающими, без участия предпринимателей и т.д.
5 этап (октябрь 1917 г. - ноябрь 1921 г.). Советская власть начала свою деятельность по реформе социального страхования с Декларации Народного комиссара труда от 30 октября 1917 г. о введении в России "полного социального страхования". Основные положения Декларации были следующие: распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих; распространение страхования на все виды потери трудоспособности; возложение всех расходов по страхованию на предпринимателей и государство; возмещение полного заработка в случае утраты трудоспособности и безработицы.
6 этап (ноябрь 1921 г. - 1929 г.). C 1921 г. в стране была провозглашена новая экономическая политика (НЭП), и Правительство вновь обратилось к элементам страховой медицины, о чем свидетельствуют постановления Совета Народных Комиссаров и ВЦИК за период с 1921 по 1929 г. 15.11.1921г. издается Декрет "О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом", в соответствии с которым вновь вводится социальное страхование, распространяющееся на все случаи временной и стойкой утраты трудоспособности. По Постановлению Совета Народных Комиссаров № 19 ст. 124 от 23.03.1926 г. из всех средств социального страхования образовывались следующие операционные фонды: фонды, находящиеся в непосредственном распоряжении органов социального страхования; фонды медицинской помощи застрахованным (ФМПЗ), находящиеся в распоряжении органов здравоохранения.
7 этап (1929г. – июнь 1991 г.). Этот этап можно охарактеризовать как период государственного здравоохранения, в течение которого в силу объективной политической и экономической ситуации сформировался остаточный принцип финансирования системы охраны здоровья. Можно утверждать, что в 80-е годы в нашей стране сложился своеобразный кризис здравоохранения, который проявлялся особенно остро по следующим направлениям: здоровье, финансирование, материально-техническая база, кадры. Принятое в 1989 году "Положение о новом хозяйственном механизме в здравоохранении" было направлено на преодоление всех этих негативных моментов. Необходимо отметить, что концепция, заложенная в этом документе, в существенной мере копировала экономические решения относительно других отраслей экономики страны и возможно в малой степени учитывала специфику здравоохранения.
8 этап (июнь 1991 г. - по настоящее время). И лишь с принятием Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" 28 июня 1991 г. можно начать говорить о новом этапе в развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.
Предпосылками к принятию закона о медицинском страховании послужили: недостаточность финансирования здравоохранения; бесплатная бюджетная медицина автоматически увеличила обращаемость за медицинской помощью (на 60%); параллельно с увеличением обращаемости увеличилось количество врачей, объем проводимых исследований и росло число медицинских услуг (одновременно с ростом количественных показателей падали качественные показатели); бюджетная система здравоохранения, вводя новый метод вынуждена была отказываться от чего-то в рамках жесткого финансирования.
Таким образом, медицинское страхование в широком смысле - это новые экономические отношения в здравоохранении в условиях рынка, то есть такая система охраны здоровья и социального обеспечения, которая реально гарантирует всем жителям РФ свободно доступную квалифицированную медицинскую помощь, независимо от их социального положения и уровня доходов. Развитие и формирование системы обязательного медицинского страхования в РФ проходило в несколько, а точнее сказать в 8 этапов. Последний из которых - принятие Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" 28 июня 1991 г. - стал новым этапом в развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.
1.2. Задачи и функции фондов обязательного медицинского страхования.
Согласно Бюджетному кодексу РФ фонды обязательного медицинского страхования являются государственными внебюджетными фондами.
Термин внебюджетные фонды применяется к фондам денежных средств, образуемых вне какого-либо бюджета, т.е. за его границами. Государственный внебюджетный фонд – это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджета субъектов РФ.
Фонды обязательного медицинского страхования представляют собой централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.
Основными задачами фондов ОМС являются:
1) финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;
2) обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ;
3) аккумулирование финансовых средств Федерального фонда для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.
В целях выполнения основных задач фонды ОМС выполняют следующие функции:
1) осуществляют выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
2) разрабатывают и в установленном порядке вносят предложения о размере взносов на ОМС;
3) осуществляют в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств фонда ОМС;
4) осуществляют совместно контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды ОМС;
5) осуществляют контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе ОМС;
6) участвуют в разработке базовой программы ОМС граждан и т.д..
Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
Обязательное медицинское страхования является новым для российской системы видом социального страхования населения. Оно должно гарантировать всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи в пределах Федеральной и территориальных программ и финансировать профилактические мероприятия.
Федеральную программу обязательного медицинского страхования разрабатывает Министерство Здравоохранения РФ и утверждает Совет Министров РФ. На основе федеральной программы высшие органы субъектов РФ утверждают территориальные программы обязательного медицинского страхования, которые не могут ухудшать условия оказания медицинской помощи по сравнению с базовой программой.
Гарантированный перечень видов медицинской помощи, то есть базовая программа, включает:
1) первичную медико-санитарную помощь (лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи);