Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 10:33, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть роль Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных программ государства.
Задачи курсовой работы:
- охарактеризовать фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и систему организации;
- раскрыть особенности деятельности фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации;
- изложить перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
Введение………………………………………………………………………3
1. Фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и система организации……………………………………………...…………5
1.1 Причины создания и основные этапы развития фондов обязательного медицинского страхования………………………………….5
1.2 Задачи и функции фондов обязательного медицинского страхования………………………………………………………………….9
1.3 Современная система организации фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации……………………12
2. Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации……………………………………16
2.1. Особенности поступления и расходования средств фондов обязательного медицинского страхования………………………………..16
2.2 Особенности поступления средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования………………………………..18
2.3 Особенности расходования средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования…………………………………21
3. Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………33
Список используемой литературы……..………………………………35
2) скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь (несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния и заболевания);
3) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь (предоставляется при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий).
Отношения, складывающиеся в результате осуществления обязательного медицинского страхования, входят в предмет права социального обеспечения. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных программами обязательное медицинского страхования.
Таким образом, цель фондов обязательного медицинского страхования заключается в том, чтобы гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия (диспансеризацию, вакцинацию и др.).
1.3. Современная система организации фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации.
Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных, как уже было сказано выше, в статье 41 Конституции РФ.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды ОМС.
В настоящее время в Российской Федерации созданы как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения Федеральный фонд ОМС и 84 территориальных фондов ОМС для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования как составной части государственного социального страхования.
Стратегическим направлением деятельности ФОМС является обеспечение исполнения на территории РФ Закона о медицинском страховании граждан в РФ, а также развитие и совершенствование нормативно-методической базы ОМС.
Во исполнение установленных функций, ФОМС осуществляет аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС, выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы ОМС путем направления ТФОМС финансовых средств на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС, национальный проект «Здоровье» и т.д. Расходование средств ФОМС осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом.
Для начала рассмотрим структуру Федерального фонда ОМС.
Рис.1. Структура ФОМС.
Здесь Председателем является Юрин Андрей Владимирович, который осуществляет в полном объеме руководство деятельностью ФОМС, координирует и контролирует деятельность заместителей директора, а также их взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти, иными организациями, осуществляет контроль и координацию деятельности управлениями.
Федеральный фонд ОМС реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Федеральный фонд ОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением.
Федеральный фонд ОМС является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, счета в учреждениях Центрального банка РФ и других кредитных организациях, печать со своим наименованием, штампы и бланки установленного образца.
Перейдем к рассмотрению Территориального фонда ОМС. В частности рассмотрим структуру организации Тульского территориального фонда ОМС. Тульский территориальный фонд ОМС был создан решением Малого Совета Тульского областного Совета народных депутатов от 25.05.1993 в соответствии с Законом о медицинском страховании граждан в РФ. Исполнительный директор Федорченко Борис Николаевич, назначен на должность на основании Постановления Главы Администрации Тульской области от 16.09.1994 № 455.
Полное наименование Фонда - Тульский территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Сокращенное наименование Фонда - ТТФОМС. Местонахождение Фонда: 300041, г. Тула, Красноармейский проспект, дом 7.
ТТФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением. Фонд подотчетен соответствующим органам законодательной (представительной) и исполнительной власти Тульской области и в соответствии с Положением выполняет установленные задачи и функции.
Рис.2. Структура Тульского территориального фонда ОМС.
Таким образом, Фонд обязательного медицинского страхования РФ образованный в соответствии с Законом РФ о медицинском страховании граждан в РФ, является правовой, экономической и организационной основой медицинского страхования, направленного на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников.
В 2009 году в Российской Федерации в системе обязательного медицинского страхования работало по договорам 8142 медицинских учреждений, (на 52 медицинских организаций больше, чем в 2008 году).
В медицинские организации поступило 491, 5 млрд. рублей (в 2008 г.- 419,2 млрд. рублей), в т.ч. на оплату территориальной программы обязательного медицинского страхования 486,0 млрд. рублей. Структура системы ОМС была представлена 84 территориальными фондами ОМС, 106 страховыми медицинскими организациями (СМО) и 246 филиалами СМО.
Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, составила 142,3 млн. человек; в том числе 58,8 млн. работающих граждан, застрахованных 9 млн. работодателей, и 83,4 млн. неработающих граждан.
Страховые медицинские организации осуществляли обязательное медицинское страхование в 82 субъектах Российской Федерации и г. Байконур. В Чукотском автономном округе страховые медицинские организации не работают.
Из общей численности застрахованных страховыми медицинскими организациями на долю 14 наиболее крупных страховых медицинских организаций приходится свыше 72 % застрахованных, из которых страховой компанией ЗАО МАСК “МАКС-М“ застраховано 21,1 млн. человек, или 15,2% от общей численности застрахованных, СМК ОАО “РОСНО-МС“ – 15,7млн. человек (11,2%), “ОАО СК СОГАЗ - Мед“ – 11,4 млн. человек (8,2%).
В структуре поступлений средств основную долю составляют страховые платежи – 457,3 млрд. рублей или 98,0 %. Из них на ведение дела поступило 7,6 млрд. рублей, или 1,6 %. В общей сумме расходов страховых медицинских организаций 451,6 млрд. рублей (97,0%) израсходовано на оплату медицинской помощи, оказанной гражданам в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Расходы на ведение дела составили 7,97 млрд. рублей, что на 0,9 млрд. рублей больше, чем в 2008 году.
При росте расходов средств на ведение дела в абсолютном выражении, их доля в структуре расходов осталась на уровне 2008 года и составила 1,7%.
Основными источниками доходов бюджетов ТФОМС являются налоги, в том числе единый социальный налог в части, зачисляемой на счета ТФОМС, и страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В 2009 году в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования поступило 551,5 млрд. рублей, что на 14,5 млрд. рублей (2,7%) больше, чем в 2008 году. Поступления налоговых платежей составили 162,3 млрд. рублей (в том числе единого социального налога – 153,1 млрд. рублей), что на 140 млн. рублей меньше, чем в 2008 году. Поступление средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению с 2008 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. рублей.
В 2009 году поступление налоговых платежей в среднем по Российской Федерации на одного работающего гражданина составило 2 682,6 рубля (без учета районного коэффициента – 2315,6 рубля, или 57,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля на 2009 год); страховых взносов на одного неработающего - 2445,7 рубля (без учета районного коэффициента - 2111,1 рубля, или 52,0% подушевого норматива финансирования 4059,6 рубля, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2008 №913 "О программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2009 год).
Доходная часть Федерального фонда обязательного медицинского страхования формируется за счет:
отчислений от единого налога при упрощенной системе налогообложения;
отчислений от сельхозналога;
отчислений от единого налога на вмененный доход;
взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
ассигнований из федерального бюджета на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования
доходов от размещения временно свободных средств Фонда и нормированного запаса;
добровольных взносов юридических и физических лиц.
Поступление единого социального налога являлось основным видом доходов Федерального фонда ОМС. До 2009 г. основная ставка ЕСН, зачисляемого в Федеральный фонд ОМС, составляла 1,1%.
В качестве источника доходов используются средства федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.
Рассмотрим подробнее поступление средств Федерального фонда ОМС за период с 2007 по 2010 гг.
Рис.3. Поступление средств ФФОМС за 2007-2010 гг.
Таблица 1.
Поступление средств Федерального фонда ОМС.
(миллионов рублей)
| 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
1. Поступление | 157817 | 162621 | 126562 | 105851 |
2. Абсолютный прирост, базисный | - | 4804 | -31255 | -51966 |
3. Темпы прироста, базисные | - | 96% | 73% | 51% |
4. Абсолютный прирост, цепной | - | 4804 | -26451 | -47162 |
5. Темпы прироста, цепные | - | 96% | 26% | 3% |
6. Налоги, страховые взносы | 31708 | 55772 | 71809 | 89293 |
7. В процентах к Поступлению | 38% | 44% | 46% | 55% |
8. Абсолютный прирост, базисный | - | 24064 | 40101 | 57585 |
9. Темпы прироста, базисные | - | 76% | 126% | 182% |
10. Абсолютный прирост, цепной | - | 24064 | 16037 | 17484 |
11. Темпы прироста, цепные | - | 76% | 29% | 24% |
12. Из федерального бюджета | 51292 | 69694 | 85847 | 73175 |
13. В процентах к Поступлению | 62% | 56% | 54% | 45% |
14. Абсолютный прирост, базисный | - | 18402 | 34555 | 21883 |
15. Темпы прироста, базисные | - | 36% | 67% | 43% |
16. Абсолютный прирост, цепной | - | 18402 | 16153 | -12672 |
17. Темпы прироста, цепные | - | 36% | 23% | -15% |
Таким образом, анализируя данные таблицы, установили, что в рассматриваемом периоде наблюдается снижение поступлений средств Федерального фонда ОМС, как в абсолютных, так и в относительных показателях (применительно к базисному году). Причем количество поступлений в 2010 г. практически в 50000 понизило поступления в 2008г. Однако необходимо отметить, что цепные темпы прироста данного показателя к 2010г. снизились до 3 %, что свидетельствует о постепенном сокращении поступлений относительно предыдущих лет.
Рассматривая динамику поступления налогов и страховых взносов можно отметить снижение поступлений в абсолютных и относительных показателях по отношению к базисному году. Кроме того, если рассматривать долю налогов и страховых взносов в поступлениях, то также наблюдается рост, что свидетельствует о повышении роли налогов и страховых взносов при формировании доходов ФОМС.
Анализируя поступления из федерального бюджета можно заметить, что их доля в поступлении средств ФФОМС снизилась к 2010 г. Причем в рассматриваемом периоде динамика менялась дважды. Так, к 2008 г. темпы прироста повышаются, а к 2009 г. снижаются и практически достигают темпов роста 2006 г. (125524 млн.руб.). Это свидетельствует о снижении роли поступления средств из бюджета.
Теперь перейдем к рассмотрению особенностей расходования средств Федерального фонда ОМС.
Наибольший удельный вес в расходах Федерального фонда обязательного медицинского страхования занимают расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Решение о предоставлении средств в соответствии с данными расходами принимает Комиссия Фонда по выравниванию условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования на основе полученных от территориальных фондов заявок.
Не менее весомым до 2009г. было и реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами. В 2009-2010 гг. данная статья включена в межбюджетные трансферты.
За счет средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования финансируются также целевые программы оказания медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Рис.4. Расходование средств ФФОМС