Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить социальную экономическую сущность Федерального фонда обязательного медицинского страхования
2. Проанализировать доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и система организации………………………………………………………4
1.1 Причины создания фондов обязательного медицинского страхования в России………………………………………………4
1.2 Основные этапы развития и формирования системы обязательного медицинского страхования в России……………..6
1.3 Цели и задачи, которые обеспечиваются средствами фондов……………………………………………………………...13
2. Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации…………………………………..16
2.1 Оценка доходов и расходов бюджета ФФОМС в 2008-2010 годах……………………………………………………………………….16
2.2 Результаты работы фонда в 2010 году…………………………...23
3. Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации…………………………………..28
3.1 Основные направления деятельности фонда в 2011-2013 годах……………………………………………………………………….28
4. Заключение………………………………………………………………..32
Список используемой литературы………………………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовая. финансы..docx

— 76.72 Кб (Скачать)

     Такая региональная привязка позволяет почувствовать  реальные проблемы, с которыми сталкивается каждый субъект Российской Федерации. Кроме того, все понимают, что  Калининградская область – это  всё-таки особый регион, анклав. Здесь  лечебные учреждения должны по максимуму  предоставлять все виды услуг, причём на самом высоком уровне, потому что выезжать за пределы порой  пока неудобно, да и дороговато. В  прошлом году в Калининградской  области был открыт перинатальный  центр, в следующем – завершится строительство федерального центра сердечно-сосудистой хирургии.

     Всего в рамках нацпроекта "Здоровье" области выделено 455,8 млн рублей. На оснащение перинатального центра из федерального бюджета выделено 635 млн рублей, на строительство Центра сердечно-сосудистой хирургии – 2,3 млрд рублей.

     На  средства, выделенные области в рамках нацпроекта "Здоровье", были повышены заработные платы медицинским работникам первичного звена, поставлено более 100 машин скорой помощи, в том числе  для оказания экстренной помощи на дорогах.

     По  имеющейся информации, большинство  областных медицинских учреждений нуждается в капитальном ремонте  или даже в полной реконструкции. Не хватает современного оборудования, а часто и самих врачей и  медицинских сестер. Регион занимает предпоследнее место в стране по обеспеченности медперсоналом, и  региональная программа как раз  призвана эффективно решать все эти проблемы.

     В этой связи необходимо сказать об общих системных недоработках, которые  проявились в ходе подготовки программы.

     Во-первых, нужны реалистичные расчёты, а во-вторых, у программы должно быть адекватное региональное софинансирование.

     У программы три ключевых направления. Это улучшение материально-технической  базы учреждений здравоохранения, информатизация медицинского обслуживания населения  и финансовое обеспечение стандартов оказания медицинской помощи. Распределение  ресурсов по всем этим направлениям должно быть сбалансировано.

     Почти 70% средств планируется направить на текущий и капитальный ремонт медицинских учреждений, на закупку оборудования, а на внедрение, скажем, современных стандартов медпомощи заложено лишь около четверти от общего объёма. Некоторые регионы вообще оставили данное направление без финансирования.

     В Ненецком автономном округе, например, деньги на эти цели в программе  просто не предусмотрены.

     Вызывает  вопросы и тот факт, что на информатизацию медицины выделяются деньги по остаточному  принципу, в целом по Северо-Западному  федеральному округу – лишь 4,2%.

     Также необходимо определить. какие больницы и поликлиники будут отремонтированы и какое оборудование необходимо будет закупить.

     Естественно, в первую очередь надо проанализировать структуру заболеваемости, чтобы  усилить возможности здравоохранения  на тех направлениях, которые особенно востребованны.

     Вы  знаете, что в своем послании Федеральному Собранию Президент особое внимание уделил проблемам детства. 25% от общего финансирования, которое Федеральный  фонд ОМС предусмотрели на реформу  здравоохранения, должно пойти на решение  проблемы обеспечения здравоохранения  детей.

     Вместе  с тем в каждом отдельном субъекте Федерации эти проблемы решались до сих пор по-разному. И в каждом субъекте Федерации необходимы разные деньги на решение этих проблем. И тем не менее эта проблема является одной из наиболее приоритетных.

     Особое  внимание необходимо уделить кадрам – подготовке и переобучению врачей и медицинского персонала, создать  для медиков достойные условия  работы, в том числе и по оплате труда.

     Например, в Калининградской области зарплата врача зачастую в 3, а то и 5 раз  ниже, чем у руководства медицинских  учреждений, порой даже меньше, чем  у работников вспомогательных подразделений.

     С таким подходом нельзя сформировать крепкие и профессиональные врачебные  коллективы, а значит, в конечном итоге страдать будут пациенты.

     Министр здравоохранения и социального  развития Российской Федерации Т. А. Голикова, обращаясь к участникам совещания, обратила внимание на то, что  за месяц, прошедший со времени последнего подобного совещания в Иваново, программы модернизации здравоохранения  представили все регионы Российской Федерации: "Важно отметить, что  регионы на основе той информации, которую они получили, получили для себя, в общем, неоценимую информацию о состоянии здравоохранения на всех его уровнях. Анализируя объёмы средств, которые представили на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения регионы Российской Федерации, хочу сказать, что на первом этапе регионы Российской Федерации предусмотрели на реализацию программ на два года 1 трлн. 145,4 млрд. рублей. При этом 788 млрд. рублей они запросили из средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, то есть это примерно в 1,7 раза больше, чем те средства, которые у нас сегодня запланированы на два года в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования".

     В настоящее время идёт доработка  программ и подготовка к подписанию соответствующих соглашений. Первые три соглашения уже подписаны: с  Республикой Чувашия, Брянской и  Пензенской областями.

     Задачи  региональных программ – это прежде всего повышение уровня доступности и качества медицинской помощи. Именно поэтому Федеральный фонд ОМС укрепляем материально-техническую базу и кадровой ресурс региональных медицинских организаций, требуем от них представлять помощь в соответствии с обновленными стандартами, внедряем в практическое здравоохранение современные технологии. Для формирования единой информационной системы необходима чёткая концепция.

     И ещё один вопрос, который требует  внимания, – это низкий уровень  разъяснительной работы. Судя по вопросам, которые звучали на недавней конференции  в Брянске, не только жители регионов, но и даже специалисты подчас, главные  врачи областных больниц, не знакомы  хотя бы с общими контурами этой программы: что будет делаться, какие  объекты предстоит отремонтировать, какое оборудование и где предстоит  установить.

     Подготовка  программ и тем более их реализация должны быть максимально открытыми. Надо обсуждать эти вопросы с  медицинскими работниками, общественностью. В конечном счёте от открытости зависит качество реализации этих программ. Именно так можно избежать ошибок, лучше почувствовать проблемные точки и верно расставить приоритеты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Перспективы развития  Федерального фонда  ОМС в России 

           3.1 Основные направления  деятельности фонда  в 2011-2013 годах 

     Доходы  бюджета Фонда на 2011 год определены в сумме 336,0 млрд. рублей, на плановый период 2012 и 2013 годов доходы составят соответственно: 369,2 и 403,5 млрд. рублей.

     Расходы бюджета Фонда на 2011 год определены в сумме 336,0 млрд. рублей, на плановый период 2012 и 2013 годов расходы составят соответственно: 369,2 и 403,5 млрд. рублей.

     Доходы  бюджета рассчитаны исходя из тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размере 3,1 процентных пункта, при расчете доходов учитывались пониженные ставки для отдельных категорий плательщиков и трансферты федерального бюджета.

     Компенсация выпадающих доходов бюджета Фонда  в связи с установлением пониженных тарифов предусмотрена за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета  на 2011 год в сумме 16,3 млрд.руб., на 2012 год в сумме 18,4 млрд.руб. и на 2013 года в сумме 18,8 млрд.рублей.

     Суммы учтенных в бюджете Фонда межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета, соответствует объемам, предусмотренным  в Федеральном законе "О федеральном  бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" для передачи Фонду. Межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда, включают средства на дополнительную диспансеризацию работающих граждан  и диспансеризацию детей-сирот  и детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации. В 2011 и 2012 годах  на дополнительную диспансеризацию  работающих граждан предусматриваются  бюджетные ассигнования в сумме  по 4 000,0 млн.руб. ежегодно, на диспансеризацию детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на 2011 год в сумме 890,7 млн.руб., на 2012 год в сумме 900,0 млн.рублей.

     Законом предусмотрены средства на реализацию региональных программ модернизации здравоохранения  субъектов Российской Федерации  в 2011 и 2012 годах в сумме 460,0 млрд.рублей.

     Указанные средства предусматривается направить  на:

     -укрепление  материально-технической базы государственных  и муниципальных учреждений здравоохранения,  в том числе обеспечение завершения  строительства ранее начатых  объектов, текущий и капитальный  ремонт государственных и муниципальных  учреждений здравоохранения, приобретение  медицинского оборудования;

     -внедрение  современных информационных систем  в здравоохранение в целях  перехода на полисы обязательного  медицинского страхования единого  образца, в том числе обеспеченных  федеральным электронным приложением  универсальной электронной карты,  внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота  и ведение медицинских карт  пациентов в электронном виде;

     -внедрение  стандартов медицинской помощи, повышение доступности амбулаторной  медицинской помощи, в том числе  предоставляемой врачами-специалистами.

     Финансовое  обеспечение указанных расходов будет осуществляться за счет средств, полученных в связи с увеличением  тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование на 2 процентных пункта и составит в 2011 году 215,9 млрд.руб., в 2012 году 244,1 млрд.рублей.

     Закон предусматривает направление в 2011 - 2013 годах за счет средств Фонда (соответственно 18, 19 и 23 млрд. рублей) в  бюджет Фонда социального страхования  Российской Федерации на оплату государственным  и муниципальным учреждениям, а  также иным организациям, в которых  в установленном законодательством  Российской Федерации порядке размещен государственный или муниципальный  заказ, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни. Кроме того, указанные средства направляются на организацию услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.

     На  обеспечение целевых мероприятий  Фонда, включая административные расходы  на содержание Фонда, предусматривается  направить средства в 2011 году в сумме 975 млн. рублей, в 2012 году - 645,1 млн. рублей, 2013 году - 679,7 млн. рублей.

     Особое  внимание Т.А. Голикова уделила вступающему  в силу с 1 января 2011 года новому закону "Об обязательном медицинском страховании  в Российской Федерации": "Закон  комплексный, поэтому принято решение  о поэтапном введении его норм с 2011-го по 2015 год. Разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов  в области обязательного медицинского страхования. 2011 год – льготный год. Субъекты Российской Федерации вправе сами принять решение – с 2011 года по-новому осуществлять это разграничение  или с 1 января 2012 года. Переходный год, все принимают решение самостоятельно, и это была просьба регионов Российской Федерации. Второе. В соответствии с  новым законодательством базовая  программа обязательного медицинского страхования будет финансироваться  за счёт субвенций из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. 2011 год является переходным, все средства сохраняются в регионах Российской Федерации и программа  финансируется, как финансировалась  в 2010 году.

     С 2012 года устанавливается пока неполный размер субвенций, поскольку Федеральный  фонд ОМС не переходим на полный тариф и еще реализуем программу  модернизации. С 2013 года и далее Федеральный  фонд ОМС выходим на полноценный  расчет субвенций на реализацию базовой  програмФедеральный фонд ОМС. И, переход на оплату медицинской помощи по полному тарифу пойдет с 2013 года. В течение 2011 и 2012 годов субъекты вправе самостоятельно принимать решение: сохранять им финансирование через систему ОМС по сегодняшним 5 статьям или постепенно включать учреждения в финансирование по полному тарифу.

Информация о работе Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства