Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить социальную экономическую сущность Федерального фонда обязательного медицинского страхования
2. Проанализировать доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и система организации………………………………………………………4
1.1 Причины создания фондов обязательного медицинского страхования в России………………………………………………4
1.2 Основные этапы развития и формирования системы обязательного медицинского страхования в России……………..6
1.3 Цели и задачи, которые обеспечиваются средствами фондов……………………………………………………………...13
2. Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации…………………………………..16
2.1 Оценка доходов и расходов бюджета ФФОМС в 2008-2010 годах……………………………………………………………………….16
2.2 Результаты работы фонда в 2010 году…………………………...23
3. Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации…………………………………..28
3.1 Основные направления деятельности фонда в 2011-2013 годах……………………………………………………………………….28
4. Заключение………………………………………………………………..32
Список используемой литературы………………………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовая. финансы..docx

— 76.72 Кб (Скачать)

     1) страховые взносы на обязательное  медицинское страхование;

     2) недоимки по взносам, налоговым  платежам;

     3) начисленные пени и штрафы;

     4) средства федерального бюджета,  передаваемые в бюджет Федерального  фонда в случаях, установленных  федеральными законами;

     5) доходы от размещения временно  свободных средств;

     6) иные источники, предусмотренные  законодательством Российской Федерации.

     Расходы бюджета Федерального фонда осуществляются в целях финансового обеспечения:

     1) предоставления субвенций из  бюджета Федерального фонда бюджетам  территориальных фондов для финансового  обеспечения расходных обязательств  субъектов Российской Федерации,  возникающих при осуществлении  переданных в соответствии с  частью 1 статьи 6 настоящего Федерального  закона полномочий;

     2) исполнения расходных обязательств  Российской Федерации, возникающих  в результате принятия федеральных  законов и (или) нормативных  правовых актов Президента Российской  Федерации, и (или) нормативных  правовых актов Правительства  Российской Федерации в сфере  охраны здоровья граждан;

     3) выполнения функций органа управления  Федерального фонда.

     В составе бюджета Федерального фонда  формируется нормированный страховой  запас. Размер и цели использования  средств нормированного страхового запаса Федерального фонда устанавливаются  федеральным законом о бюджете  Федерального фонда на очередной  финансовый год и на плановый период. Порядок использования средств  нормированного страхового запаса Федерального фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

     Для проведения анализа бюджета Федерального фонда обратимся к таблице 1. 

     Таблица 1 - Бюджет Федерального фонда обязательного  медицинского страхования за 2008-2010 годы (тыс.руб.)

  2008 2009 2010
Доходы  бюджета 162620885,3 126562369,8 105851220,0
Расходы бюджета 168706056,3 130037389,3 110851220,0
дефицит 6085171,0 3475019,5 5000000,0
 

     На  основании данных можно сказать, что доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования снижаются, расходы  бюджета имеют такую же тенденцию. Однако, дефицит бюджета в 2010 году не снизился по сравнению с 2009 годом, но и не достиг уровня дефицита года. В 2009 году доходы бюджета сократились на 22%, что составило 36058515,5 тыс.руб., а в 2010 году они сократились еще на 20711149,8 тыс.руб.

     Что касается расходов, то в 2009 году они  сократились на 23% по сравнению с 2008 годом, что составило 38802392 тыс.руб., а в 2010 они уменьшились еще на 19186169,3 тыс.руб..

     Основными источниками поступлений средств  на обязательное медицинское страхование  являются страховые взносы и средства на обязательное медицинское страхование  неработающего населения, уплачиваемые страхователями для работающего  и неработающего населения.

     На 1 января 2010 года в территориальных  фондах ОМС состояло на учете более 9 млн. страхователей, что на 0,3 млн. больше, чем на 1 января 2010 года, из них 83 - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В общей структуре  регистрации страхователей юридические  лица – организации составляют 4,8 млн. (52,9 %), физические лица – 4,2 млн. (47,1 %). По состоянию на 1 января 2010 года в  соответствии с договорами обязательного  медицинского страхования застраховано 142,2 млн. человек, в том числе работающих граждан – 58,8 млн. человек, неработающих – 83,4 млн. человек. По сравнению с  соответствующим периодом прошлого года численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, снизилась на 382,3 тысячи человек (0,3%). Уменьшение численности связано  в основном с проведением территориальными фондами ОМС актуализации регистра застрахованных в связи с предоставлением

информации  органами записи актов гражданского состояния в соответствии с Федеральным  Законом Российской Федерации от 17.12.2010г. № 317-ФЗ "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об актах гражданского состояния".

     В 2010 году в бюджеты Федерального и  территориальных фондов ОМС поступило 453 млрд. рублей, что составляет 1,16 % от валового внутреннего продукта, это несколько выше, чем в 2009 году (431,3 млрд. рублей и 1,04 % соответственно). Поступление страховых взносов  в бюджет ФОМС составило 89,8 млрд. рублей, что на 0,6% выше, чем в 2009 году.

     По  итогам 2010 года отмечен дефицит поступления  страховых взносов в размере 3,7 млрд. рублей или 4% от сумм плановых поступлений.

     В связи с недопоступлением доходов, бюджету ФОМС из федерального бюджета были перечислены средства в размере 17,1 млрд. рублей. Кроме этого, на предоставление трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на реализацию программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи бюджету ФОМС были выделены средства в размере 12,4 млрд. рублей.

     Эти меры позволили ФОМС исполнить в  полном объеме расходные обязательства  в части межбюджетных трансфертов  и направить:

     - в бюджеты территориальных фондов  ОМС на выравнивание финансовых  условий деятельности по финансированию  территориальных программ обязательного  медицинского страхования – 91, 6 млрд. рублей, из них, из средств  нормированного страхового запаса  – 5,96 млрд. рублей;

     - в бюджет Фонда социального  страхования Российской Федерации  на оплату медицинской помощи  женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде,  а также на диспансерное наблюдение  ребенка в течение первого  года жизни - 17 млрд. рублей.

     Поступления доходов на счета территориальных  фондов ОМС в 2010 году составили 162,3 млрд. рублей, что на 140 млн. рублей меньше, чем в 2009 году. В 34-х субъектах  Российской Федерации поступления  снизились, из них в 22-х при одновременном  исполнении годовых бюджетных назначений менее чем на 100%. Наибольшее снижение произошло: в Липецкой области (на 4,8%, годовые бюджетные назначения исполнены на 72,1%), Пермском крае (4,5%, 85,5%), Костромской области (0,8%, 84,4%), Республике Марий Эл (0,3%, 86,8%).

     В среднем по Российской Федерации  на 1 работающего жителя, застрахованного  по обязательному медицинскому страхованию, поступило 2 682,6 рубля, что на 1,7% (47,2 рубля) меньше, чем в 2009 году.

     Необходимо  отметить, что суммы страховых  взносов на ОМС неработающего  населения (с учетом недоимки), утвержденные в бюджетах территориальных фондов ОМС на 2010 год, в среднем по Российской Федерации увеличены в 1,1 раза по сравнению с 2009 годом. Выше, чем в  среднем по Российской Федерации  запланировано их увеличение в бюджетах Чеченской Республики - в 2,5 раза, Калининградской  области – в 2 раза, Ставропольском крае, Ульяновской области, Камчатском крае – в 1,4 раза, Республике Коми, Чувашской  Республике и г. Байконур - в 1,5 раза.

     Поступление средств на обязательное медицинское  страхование неработающего населения (с учетом пеней и штрафов) по сравнению  с 2009 годом возросло на 11,9 % и составило 200,9 млрд. рублей. При этом, в 16-и субъектах Российской Федерации допущено снижение, из них в 4-х при одновременном исполнении годовых бюджетных назначений менее чем на 100%. Наибольшее снижение произошло в Республике Северная Осетия-Алания (на 9,5%, годовые бюджетные назначения исполнены на 84,1%), Удмуртской Республике (6,2%, 86,7%), Саратовской области (20,6%, 95,6%), Ненецком автономном округе (годовые бюджетные назначения исполнены на 72,5%), Калужской области (91,7%).

     В среднем по Российской Федерации  на 1 застрахованного неработающего  жителя поступило 2 445,7 рубля, что на 13,1% (282,8 рубля) больше, чем в предыдущем году.

     Недостаток  финансирования территориальных программ ОМС за счет собственных источников компенсировался за счет средств  ФОМС. В 8 субъектах Российской Федерации территориальная программа ОМС больше, чем на 50% выполнялась за счет дотаций и субсидий Федерального фонда обязательного медицинского страхования (Республики: Дагестан – 64,7%, Ингушетия - 69,3, Хакасия – 50,8, Чеченская Республика – 59,9%, Чувашская Республика – 50,2%; Забайкальский край – 65,6%, Ульяновская область – 54,4%, Сахалинская область – 55,9 %).

     Кроме того, в некоторых субъектах Российской Федерации выполнение территориальных  программ ОМС финансировалось из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных, городских  бюджетов и бюджетов государственных  учреждений, а также прочих доходов  территориальных фондов ОМС.

     Всего из бюджетов субъектов, муниципальных, городских бюджетов и бюджетов государственных  учреждений поступило 44,8 млрд. рублей, из них в бюджет Московского городского фонда ОМС – 31,2 млрд. рублей, Республики Татарстан – 7,1 млрд. рублей, Красноярского  края – 1,8 млрд. рублей, Пензенской области  – 1,3 млрд. рублей, Тюменской области  – 1,3 млрд. рублей.

     Сумма задолженности плательщиков страховых  взносов на ОМС неработающего  населения прошлых лет перед  территориальными фондами ОМС в  целом по Российской Федерации ежегодно снижается. С начала года задолженность  уменьшилась на 18,2% (1,4 млрд. рублей) и по состоянию на 01.01.2010 составила 6,3 млрд. рублей.

       

     На 01.01.2010 задолженность прошлых лет  по страховым взносам на ОМС неработающего  населения отсутствует в 41 субъекте Российской Федерации и г. Байконур (на 01.01.2010 г. – в 38 субъектах и  г. Байконур). Однако, в 4 субъектах Российской Федерации задолженность по страховым взносам на ОМС неработающего населения прошлых лет перед ТФОМС остается высокой и составляет 49,8% к уровню задолженности в целом по Российской Федерации (Чеченская Республика – 976,3 млн. рублей, Кемеровская область – 879,8 млн. рублей, Кабардино-Балкарская Республика – 692,7 млн. рублей, Калужская область – 586,0 млн. рублей).

     В целях взыскания задолженности  с плательщиков страховых взносов  на ОМС неработающего населения  за 2010 год территориальными фондами  ОМС подано 80 исковых заявления (за 2009 год - 83) в арбитражные суды. В  результате проведенной работы в  доходы территориальных фондов ОМС  поступило недоимки и пеней на сумму 519,0 млн. рублей, в том числе 121,4 млн. рублей, взысканных в судебном порядке (за 2009 год – 389,7 млн. рублей), что на 68,9% меньше, чем за 2009 год.

     Следует отметить деятельность территориальных  фондов обязательного медицинского страхования, где задолженность  прошлых лет по страховым взносам  на ОМС неработающего населения  в течение 2010 года погашена полностью: Ярославский ТФОМС, Мурманский ТФОМС, РФОМС Дагестан, Карачаево-Черкесский РТФОМС.

     Подводя итоги деятельности фонда обязательного  медицинского страхования в 2010 году, следует отметить позитивные результаты проводимой работы в части поступления  средств бюджетов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское  страхование неработающего населения  и снижение задолженности по страховым  взносам на ОМС неработающего  населения прошлых лет. 
 
 

2.2 Результаты работы  фонда в 2010 году 

     Федеральный фонд ОМС последовательно ведёт  работу, направленную на развитие здравоохранения, на повышение качества и доступности  медицинских услуг. Недавно сделан ещё один важный шаг: принят новый  закон "Об обязательном медицинском  страховании". Создан на сегодня  чёткий механизм обеспечения и реализации государственных гарантий на получение  гражданами бесплатной медицинской  помощи.

     С 1 января 2011 года Федеральный фонд ОМС  запускает региональные программы  модернизации здравоохранения. Появятся дополнительные возможности для  увеличения заработных плат медицинских  работников.

     То, как на местах идет подготовка региональных программ, недавно обсуждалось и  на совещании в Иванове. Однако, учитывая важность, масштаб вопросов и проблем, которые обсуждаются, Федеральный  фонд ОМС будет ещё не раз возвращаться к этой теме. Средства, которые выделяются на эти цели, очень значительные, и они должны быть потрачены рационально. Сегодня можно проанализировать работу над региональными программами  вместе с главами субъектов Российской Федерации. Речь идёт сегодня о Северо-Западном федеральном округе. Особое внимание следует уделить ситуации в Калининградской  области.

Информация о работе Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства