Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить социальную экономическую сущность Федерального фонда обязательного медицинского страхования
2. Проанализировать доходы и расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1. Фонды обязательного медицинского страхования, их цели, задачи и система организации………………………………………………………4
1.1 Причины создания фондов обязательного медицинского страхования в России………………………………………………4
1.2 Основные этапы развития и формирования системы обязательного медицинского страхования в России……………..6
1.3 Цели и задачи, которые обеспечиваются средствами фондов……………………………………………………………...13
2. Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации…………………………………..16
2.1 Оценка доходов и расходов бюджета ФФОМС в 2008-2010 годах……………………………………………………………………….16
2.2 Результаты работы фонда в 2010 году…………………………...23
3. Перспективы развития фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации…………………………………..28
3.1 Основные направления деятельности фонда в 2011-2013 годах……………………………………………………………………….28
4. Заключение………………………………………………………………..32
Список используемой литературы………………………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовая. финансы..docx

— 76.72 Кб (Скачать)

К 1916 г. в России уже существовало 2403 больничные кассы, насчитывающие 1961 тысяч членов. Такие кассы просуществовали до революции, а после принятия запрета о введении государственной монополии в страховании они потеряли не только свою актуальность, но и легитимность.

4 этап. С июля 1917 по октябрь 1917 года. После Февральской революции 1917 г. к власти пришло Временное правительство, которое с первых шагов своей деятельности начало реформы в области обязательного медицинского страхования (Новелла от 25.07.1917 г.), включающие следующие основные концептуальные положения:

  • расширение круга застрахованных, но не на все категории работающих (поскольку одномоментно это технически было сделать невозможно, были выделены категории застрахованных);
  • предоставление права больничным кассам объединяться, при необходимости, в общие кассы без согласия предпринимателей и Страхового присутствия (окружные, общегородские больничные кассы);
  • повышены требования к самостоятельным больничным кассам по числу участников: в них должно было быть не менее 500 человек;
  • полное самоуправление больничных касс работающими, без участия предпринимателей.

Временным правительством были приняты четыре законодательных акта по социальному  страхованию, в которых серьёзно пересматривались и исправлялись многие недостатки Закона, принятого III Государственной  Думой в 1912 г.

5 этап. С октября 1917 по ноябрь 1921 г. Советская власть начала свою деятельность по реформе социального страхования с Декларации Народного комиссара труда от 30 октября (12 ноября) 1917 г. о введении в России "полного социального страхования".

Основные  положения Декларации были следующие:

  • распространение страхования на всех без исключения наемных рабочих, а также на городскую и сельскую бедноту;
  • распространение страхования на все виды потери трудоспособности (на случай болезни, увечья, инвалидности, старости, материнства, вдовства, сиротства, безработицы).

Проводимые  Советским правительством реформы  способствовали осуществлению полного  социального страхования на началах  полной централизации.

Логическим  продолжением начатой политики слияния  наркомздравовской и страховой медицины стало принятие Декрета от 31.10.1918 г., которым было утверждено "Положение о социальном обеспечении трудящихся". В новом Положении термин "страхование" был заменен на термин "обеспечение". Это соответствовало концепции Советского правительства о том, что через год после Октябрьской революции капитализм уже ликвидирован и Россия стала "социалистической" и, следовательно, капиталистический институт социального страхования должен был уступить свое место социалистическому институту социального обеспечения. Содержание Декрета от 31.10.1918 г. полностью этому соответствовало.

19 февраля  1919 г. В.И. Ленин подписал Декрет "О передаче всей лечебной  части бывших больничных касс  Народному Комиссариату Здравоохранения", в результате чего все лечебное  дело передавалось Народному  Комиссариату Здравоохранения и  его отделам на местах. Таким  образом, этим Декретом кассовая  медицина упразднялась. Результаты  такой реформы на первых порах  в деле борьбы с инфекционными  заболеваниями были достаточно  убедительными. Значительно снизились уровень заболеваемости социальными болезнями (туберкулезом, сифилисом и др.), детская смертность и т.д.

6 этап. С ноября 1921 г. по 1929 г. C 1921 г. в стране была провозглашена новая экономическая политика (НЭП), и Правительство вновь обратилось к элементам страховой медицины, о чем свидетельствуют постановления Совета Народных Комиссаров и ВЦИК за период с 1921 по 1929 г.

15.11.1921 г. издается Декрет "О социальном  страховании лиц, занятых наемным  трудом", в соответствии с которым  вновь вводится социальное страхование,  распространяющееся на все случаи  временной и стойкой утраты  трудоспособности. Для организации  социального страхования на случай  болезни были установлены страховые  взносы, ставки которых определялись  Советом Народных Комиссаров  и дифференцировались в зависимости  от числа занятых на предприятии  лиц и условий труда.

Впервые этим Декретом устанавливался порядок  взимания взносов, при этом основными  сборщиками стали комиссии по охране труда и социального обеспечения. По Постановлению Совета Народных Комиссаров № 19 ст.124 от 23.03.1926 г. из всех средств социального страхования образовывались следующие операционные фонды:

1)  Фонды, находящиеся в непосредственном распоряжении органов социального страхования.

2)  Фонды медицинской помощи застрахованным (ФМПЗ), находящиеся в распоряжении органов здравоохранения.

7 этап. С 1929 г. по июнь 1991 г. Этот этап можно охарактеризовать как период государственного здравоохранения, в течение которого в силу объективной политической и экономической ситуации сформировался остаточный принцип финансирования системы охраны здоровья.

В советское  время надобность в медицинском  страховании отсутствовала, поскольку  существовало всеобщее бесплатное медицинское  обслуживание, а сфера здравоохранения  полностью содержалась за счет средств  государственного бюджета, государственных  ведомств, министерств и социальных фондов самих предприятий.

8 этап. С июня 1991 года по настоящее время. И лишь с принятием Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" 28 июня 1991 г. можно начать говорить о новом этапе в развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.

В период проведения экономических и социальных реформ, резкого снижения уровня жизни, острой нехватки бюджетных и ведомственных  средств на содержание медицинских  учреждений в 1991 г. был принят закон о введении в России медицинского страхования граждан в двух формах: обязательной и добровольной. При чем все положения этого закона, которые касались обязательного медицинского страхования, вводились в действие, начиная только с 1993 г. До этого времени необходимо было подготовить организационно-нормативную базу для управления и финансирования новой государственной страховой системы.

В настоящее  время сложилась полисубъектная система финансирования здравоохранения. Однако подавляющую часть средств медицине предоставляют бюджетные ассигнования на обязательное медицинское страхование.2

_______________________________________________________________

2 http://www.askins.ru/index.php/oms-8/81-oms10

 

1.3 Цели и задачи, которые обеспечиваются средствами фондов

  Основными задачами Федерального фонда ОМС являются: 

     - финансовое обеспечение установленных  законодательством Российской Федерации  прав граждан на медицинскую  помощь за счет средств обязательного  медицинского страхования в целях,  предусмотренных Законом Российской  Федерации №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года "Об  

обязательном  медицинском страховании в Российской Федерации";

     - обеспечение финансовой устойчивости  системы обязательного медицинского  страхования и создание условий  для выравнивания объема и  качества медицинской помощи, предоставляемой  гражданам на всей территории  Российской Федерации в рамках  базовой программы обязательного  медицинского страхования; 

     -  аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.  

В целях  выполнения основных задач Федеральный  фонд ОМС:

  • осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование;
  • осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда ОМС;
  • выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
  • осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС и органами Государственной налоговой службы Российской Федерации контроль за своевременным и полным перечислением страховых взносов (отчислений) в фонды обязательного медицинского страхования;
  • осуществляет совместно с территориальными фондами ОМС контроль за рациональным использованием финансовых средств в системе

обязательного медицинского страхования, в том  числе путем проведения соответствующих  ревизий и целевых проверок;

  • осуществляет в пределах своей компетенции организационно-методическую деятельность по обеспечению функционирования системы обязательного медицинского страхования;
  • вносит в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
  • участвует в разработке базовой программы обязательного медицинского страхования граждан;
  • осуществляет сбор и анализ информации, в том числе о финансовых средствах системы обязательного медицинского страхования, и представляет соответствующие материалы в Правительство Российской Федерации;
  • организует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подготовку специалистов для системы обязательного медицинского страхования;
  • изучает и обобщает практику применения нормативных правовых актов по вопросам обязательного медицинского страхования;
  • обеспечивает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования;
  • участвует в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в международном сотрудничестве по вопросам обязательного медицинского страхования;
  • ежегодно в установленном порядке представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов об утверждении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на соответствующий год и о его исполнении.4
 
 

     Направления деятельности:

     Стратегическим  направлением деятельности ФОМС является обеспечение исполнения на территории Российской Федерации Закона Российской Федерации  «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также развитие и совершенствование нормативно-методической базы ОМС.

     Во  исполнение установленных функций, ФОМС осуществляет аккумулирование  финансовых средств для обеспечения  финансовой устойчивости системы ОМС, выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы  ОМС путем направления ТФОМС  финансовых средств на выполнение территориальных  программ ОМС в рамках базовой  программы ОМС, национальный проект «Здоровье», пилотный проект в субъектах  Российской Федерации, направленного  на повышение качества услуг в  сфере здравоохранения.

Расходование  средств ФОМС осуществляется исключительно  на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом.

__________________________________________________________________

3 http://ora.ffoms.ru/portal/page/portal/top/about/general/Задачи

4 http://ora.ffoms.ru/portal/page/portal/top/about/general/Функции

2. Особенности доходов и расходов фондов обязательного медицинского страхования в Российской Федерации 

           2.1 Оценка доходов  и расходов бюджета  ФФОМС в 2008-2010 годах 

     Задачи, поставленные перед обязательным медицинским  страхованием, требуют постоянной оценки ресурсного потенциала системы. Важнейшими показателями, характеризующими финансовое обеспечение ОМС и роль в этом процессе Федерального фонда обязательного  медицинского страхования, являются доходы фондов обязательного медицинского страхования, а также перераспределение  средств, поступивших в ФОМС в  целях выравнивания уровня финансовой обеспеченности базовой программы обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации.

     Доходы  бюджета Федерального фонда формируются  в соответствии с бюджетным законодательством  Российской Федерации, законодательством  Российской Федерации о страховых  взносах, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством Российской Федерации об иных обязательных платежах. К доходам бюджета Федерального фонда относятся:

Информация о работе Роль фондов обязательного медицинского страхования в реализации социальных программ государства