Роль Федерального бюджета в социально-экономическом развитии РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:29, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета и его структуры, а также целей и задач бюджетной политики на 2011-2013 годы, основных направлений ее совершенствования.
В соответствие с целью работы мною были поставлены следующие задачи:
• анализ структуры федерального бюджета
• анализ структуры его доходов и расходов
• выявление социально-экономического значения федерального бюджета в развитии государства
• выделение основных целей, задач и направлений бюджетной политики, а также основных направлений ее совершенствования

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5
1.2 ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 11
2.1 АНАЛИЗ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 15
2.2 АНАЛИЗ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 17
ГЛАВА 3. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 20
3.1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 20
3.2 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011-2013 ГОДЫ 21
3.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая Роль ФБ в сц-эк развитии РФ.doc

— 320.50 Кб (Скачать)

2. Введение взносов  на накопительную часть трудовой  пенсии, уплачиваемых работниками  (после 1968 года рождения включительно) по ставке 3% от налогооблагаемой  зарплаты в размере до 1100 тыс.  рублей в год. 

3. Часть ЕСН,  направляемая в настоящее время в федеральный бюджет и предназначенная для выплаты базовых пенсий, будет направляться в Пенсионный фонд. Половина взносов (3%), уплачиваемых работодателями и направляемых на накопительные счета, передается на финансирование текущих пенсий.

4. Индексацию  ставки НДПИ на газ с 2011 года  на индекс потребительских цен.

5. Индексацию  ставок акцизов на индекс потребительских  цен с 2011 года.

6. Реформирование  нефтегазовых фондов. Начиная с  2010 года снижается целевой (нормативный)  объем Резервного фонда с 10% ВВП до 6% ВВП. Средства Фонда национального благосостояния используются начиная с 2010 года для дополнительного финансирования пенсионной системы. Для этого ежегодно выделяется целевой трансферт в размере 0,6% ВВП.

7.Увеличение  трансфертов в Пенсионный фонд из федерального бюджета. Выделение трансфертов из общих доходов федерального бюджета в ПФР (т.е. сверх трансфертов из Фонда национального благосостояния) призвано довести коэффициент замещения до целевого уровня 30%. Существенная часть таких трансфертов будет обеспечивать финансирование дополнительных выплат, связанных с ревалоризацией пенсионных прав.

Определяющую роль в формировании условий жизни граждан и развитии страны играет бюджетная политика. Она обеспечивает финансирование всех направлений деятельности государства.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были рассмотрены основные вопросы, раскрывающие сущность федерального бюджета, его роль в социально-экономическом развитии государства.

Федеральный бюджет –это важнейший финансовый документ, представляющий собой финансовый план государства, который объединяет доходы и расходы государства, отражает конкретные направления использования бюджетных средств, источники бюджетных доходов и имеет силу закона.

По экономической  сущности федеральный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично – и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

Сущность бюджета, как и любой другой экономической  категории, проявляется в его  функциях: перераспределение ВВП, распределительная, общетеоретическая, аналитическая, контрольная, критическая, информационная, регулирующая.

Благодаря бюджету  государство имеет возможность  сосредоточивать финансовые ресурсы  на решающих участках экономического и социального развития.

Бюджет — это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти. Все доходы государства в зависимости от способа извлечения могут быть объединены в 3 группы: налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные перечисления.

Под расходами  бюджета понимаются денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение  задач и функций государства. Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2011-2013 год осуществляется с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации, определяющих приоритетные направления расходов федерального бюджета.

Их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер. В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.

Проведя анализ прогнозных показателей бюджета  можно отметить оптимистичные тенденции  несмотря на дефицит бюджета. В плановых годах дефицит планируется значительно сократить. Определены источники покрытия бюджетного дефицита в 2011-2013 годах.

Ее цель бюджетной политики состоит в создании условий для устойчивого повышения уровня жизни и состояния здоровья граждан, их всестороннего развития, защиту их безопасности, обеспечение социальных гарантий.

Первостепенными задачами бюджетной политики являются: обеспечение макроэкономической стабильности, координация долгосрочного стратегического и бюджетного планирования, обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конкретных результатов, повышение качества человеческого капитала.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации поставлены следующие цели бюджетной политики в 2011-2013 годах: использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования; разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций; обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы; повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг; реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

В ближайшее  время бюджетная политика должна быть главным образом направлена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации.

Одним из инструментов совершенствования бюджетной политики 2011-2013 годов должна стать Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

Для реализации программы предполагается принять  решения по следующим основным направлениям: внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; восстановление трехлетнего бюджета; переход к программному бюджету; развитие новых форм оказания государственных услуг; реформирование государственного финансового

контроля; совершенствование механизмов государственных закупок; повышение эффективности бюджетных расходов по направлениям государственной политики; создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 13.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ в ред.Федерального закона от 19.05.2010 №86-ФЗ
  3. Федеральный закон от 20.11.2009 №308-ФЗ «О  федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период  2011 и 2012 годов»
  4. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах от 29.06.2010. Источник: http://president.kremlin.ru
  5. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах от 25.05.2009 Источник: Российская газета №4920 (96) от 28.05.2009
  6. Заключение Счетной палаты Российской Федерации на федеральный закон от 20.11.2009 №308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов». Источник: www.ach.gov.ru
  7. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,2007. – 486 с.
  8. Финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит»/ Под ред. Г.Б. Поляка. – 3е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с.
  9. Глущенко В.В., Чехунов В.Н. Финансы: Учеб. пособие. – Харьков: Изд-во Университета внутр. дел, 2000. – 160 с.
  10. Озерова М.В. Бюджетная система Российской Федерации: Электронный учебный курс. Источник: www.e-college.ru
  11. Проект Бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 года от 25.08.2008 Источник: www.minfin.ru
  12. Проект Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года от 8.07.2010 Источник: www.minfin.ru
  13. Российская газета №4920 (96) от 28.05.2009
  14. www.minfin.ru – сайт Министерства финансов РФ
  15. www.ach.gov.ru – сайт Счетной палаты РФ
  16. http://president.kremlin.ru – сайт Президента РФ
  17. http://vz.ru/ - электронная версия газеты «Взгляд»

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Структура доходов федерального бюджета РФ

 

(млрд.руб)

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

отчет

% к ВВП

закон с учетом изменений

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

прогноз

% к ВВП

Доходы, всего

7 337,8

18,8

7 783,8

17,3

8 617,8

17,4

9 131,7

16,5

9 983,9

16,1

в том числе:

                   

Нефтегазовые  доходы

2 984,0

7,6

3 744,3

8,3

4 003,0

8,1

4 088,1

7,4

4 295,0

6,9

Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов, %

40,7

-

48,1

-

46,5

-

44,8

-

43,0

-

НДПИ 

969,2

2,5

1 317,1

2,9

1 314,0

2,7

1 392,8

2,5

1 495,2

2,4

Таможенные  пошлины

2 014,8

5,1

2 427,2

5,4

2 689,0

5,4

2 695,3

4,9

2 799,8

4,5

Ненефтегазовые  доходы

4 353,8

11,2

4 039,5

9,0

4 614,8

9,3

5 043,6

9,1

5 688,9

9,2

Доля ненефтегазовых доходов в общем объеме доходов, %

59,3

-

51,9

-

53,5

-

55,2

-

57,0

-

НДС

2 050,0

5,2

2 295,8

5,1

2 750,4

5,5

3 144,6

5,7

3 616,1

5,8

Налог на прибыль  организаций

195,4

0,5

217,3

0,5

233,4

0,5

246,1

0,4

274,2

0,4

ЕСН

509,8

1,3

28,1

0,1

           

Акцизы

101,5

0,3

134,5

0,3

260,1

0,5

312,2

0,6

423,7

0,7

НДПИ

(без нефтегазовых  доходов)

12,3

0,0

16,7

0,0

31,0

0,1

35,1

0,1

36,0

0,1

Таможенные  пошлины

(без нефтегазовых  доходов)

494,6

1,3

558,8

1,2

673,7

1,4

718,2

1,3

784,4

1,3


 

 

 

 

 

Приложение 2

Структура и динамика расходов федерального бюджета  по разделам классификации расходов

 

(млрд.руб)

 

2010 год 

2011 год

2012 год

2013 год

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

проект

%% к предыдущему году

ВСЕГО

10 212,4

10 385,1

101,7

10 844,6

104,4

11 749,1

108,3

Условно утвержденные

     

271,1

 

587,5

 

ВСЕГО (без учета  условно утвержденных)

10 212,4

10 385,1

101,7

10 573,5

101,8

11 161,6

105,6

в том числе:

             

Общегосударственные вопросы 

838,7

809,1

96,5

753,8

93,2

723,4

96,0

Национальная оборона

1 264,4

1 433,5

113,4

1 573,3

109,8

2 025,6

128,7

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 096,4

1 192,2

108,7

1 187,2

99,6

1 170,9

98,6

Национальная экономика

1 583,4

1 611,8

101,8

1 615,7

100,2

1 554,7

96,1

Жилищно-коммунальное хозяйство

197,6

202,0

102,2

83,3

41,2

74,9

89,9

Охрана окружающей среды

12,4

14,5

116,9

14,7

101,4

14,1

95,9

Образование

433,2

492,5

113,7

492,3

100,0

492,2

100,0

Культура и кинематография

67,1

74,5

111,0

74,4

99,9

74,4

100,0

Здравоохранение

340,9

375,6

110,2

395,9

105,4

356,1

89,9

Социальная политика

3 370,6

3 059,6

90,8

3 265,4

106,7

3 515,5

107,7

Физическая культура и спорт

74,8

75,8

101,3

62,9

83,0

56,9

90,5

Средства массовой информации

61,2

58,8

96,1

60,6

103,1

54,4

89,8

Обслуживание государственного и муниципального долга

280,3

386,2

137,8

505,2

130,8

584,8

115,8

Межбюджетные трансферты общего характера

591,3

598,8

101,3

488,6

81,6

463,7

94,9

Информация о работе Роль Федерального бюджета в социально-экономическом развитии РФ