Роль Федерального бюджета в социально-экономическом развитии РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:29, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета и его структуры, а также целей и задач бюджетной политики на 2011-2013 годы, основных направлений ее совершенствования.
В соответствие с целью работы мною были поставлены следующие задачи:
• анализ структуры федерального бюджета
• анализ структуры его доходов и расходов
• выявление социально-экономического значения федерального бюджета в развитии государства
• выделение основных целей, задач и направлений бюджетной политики, а также основных направлений ее совершенствования

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5
1.2 ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 11
2.1 АНАЛИЗ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 15
2.2 АНАЛИЗ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 17
ГЛАВА 3. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 20
3.1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 20
3.2 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011-2013 ГОДЫ 21
3.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая Роль ФБ в сц-эк развитии РФ.doc

— 320.50 Кб (Скачать)

Бюджет выполняет ряд функций, к числу которых относятся:

      • перераспределение ВВП
      • распределительную
      • общетеоретическую
      • аналитическую
      • контрольную
      • критическую
      • информационную
      • регулирующую

Основное назначение бюджета заключается в том, что  он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства  и использовать их для финансирования различных программ. Значение распределительной и перераспределительной функций обуславливается тем, что через бюджет осуществляется формирование государственных финансов и их распределение (использование).

Общетеоретическая функция бюджета заключается в его назначении способствовать развитию финансовой науки и науки об обществе, государстве и экономики в целом, например, способствовать развитию науки государственного управления, общей теории финансов и т.д.

В свою очередь, аналитическая функция бюджета состоит в классификации и систематизации действующих потребностей и возможностей, контроле над их объемами.

Контрольная функция бюджета позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах — со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации.

Значение критической функции бюджета заключается в первую очередь в выявлении в процессе бюджетных отношений недостатков действующего законодательства и пробелов позитивного права в сфере бюджетной деятельности, во вторую – в установлении несоответствий правовых норм экономической действительности задачам государственного регулирования экономики и интересам государства в целом. Поэтому, в широком смысле, эта функция направлена на повышение эффективности норм действующего законодательства.

Бюджет — это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными. В этом заключается значение информационной функции.

Регулирующая  функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.

Осуществляя расходы  на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни  населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономики обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным.

Некоторые из названных  функций могут противоречить  друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его изменение в зависимости  от текущих условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью или гибкостью бюджета определяется задачами политики государства.

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом источниками финансирования дефицита бюджета4.

Иными словами, доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном  и безвозвратном порядке в  соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти5.

Все доходы государства  в зависимости от способа извлечения могут быть объединены в 3 группы:

      • налоговые доходы
      • неналоговые доходы
      • безвозмездные поступления

К налоговым доходам федерального бюджета, в соответствии со ст.50 Бюджетного кодекса, относятся:

    • налог на прибыль организаций
    • налог на добавленную стоимость
    • акцизы на спирт, спиртосодержащую и табачную продукцию
    • акцизы на легковые автомобили и мотоциклы
    • акцизы по подакцизным товарам и продукции
    • налог и регулярные платежи за добычу полезных ископаемых
    • сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов
    • водный налог
    • государственная пошлина

К неналоговым доходам федерального бюджета, в соответствии со ст.51 Бюджетного кодекса, относятся:

    • доходы от пользования имуществом, находящимся в государственное собственности
    • доходы от продажи имущества
    • лицензионные сборы
    • таможенные пошлины и сборы
    • платы за пользование лесами и водными объектами
    • платы за пользование водными биологическими ресурсами
    • консульские сборы
    • патентные пошлины
    • платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним
    • прибыль Центрального банка РФ
    • доходы от внешнеэкономической деятельности

К безвозмездным поступлениям, в соответствии со ст.41 Бюджетного кодекса, относятся:

  • дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
  • субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
  • субвенции из бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования

Под расходами бюджета понимаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом источниками финансирования дефицита бюджета6.

Иными словами, расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства.

Спецификой  федерального бюджета является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных  расходов, в том числе расходов на оборону, фундаментальные научные  исследования, международную деятельность, обслуживание государственного долга и т.д.

Формирование  объема и структуры расходов федерального бюджета на 2011-2013 год осуществляется с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации, определяющих приоритетные направления расходов федерального бюджета и необходимости исполнения «длящихся» расходных обязательств.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах определены следующие основные приоритеты расходов федерального бюджета:

- безусловное  исполнение законодательно установленных  обязательств по выплате социальных  пособий и компенсаций в сфере  социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих

- обеспечение  сбалансированности бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации для дальнейшего развития пенсионной системы

- индексация  в 2011 году денежного довольствия  военнослужащих и приравненных  к ним лиц, фондов оплаты  труда работников федеральных  государственных учреждений, денежного  содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников

- обеспечение  обязательств в сфере образования  здравоохранения и социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи

- обеспечение  закупки новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных

- обеспечение  содержания и развития транспортной  инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог

- постепенное  сокращение антикризисных мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на модернизацию и технологическое развитие экономики, повышение ее энергетической эффективности, в том числе инновационных проектах и важнейших научных разработках

- подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году)

Далее проведем анализ основных макроэкономических показателей федерального бюджета в 2010 г. и плановом 2011 г.

Макроэкономические  показатели

2010 г.

2011 г.

Доходы, млрд.руб.

6950,01

7455,7

Расходы, млрд.руб

9886,9

9681

ВВП, млрд.руб

43187

48072

Уровень инфляции, %

не > 10%

не > 8%

Дефицит бюджета

2936,89

2225,3


 

Табл. 1. Анализ основных макроэкономических показателей

Как видно из таблицы 1, бюджет в 2010 г. и плановом 2011 г. дефицитный. В 2010 г. планируется  сократить дефицит бюджета на 711,59 млрд.руб. Уровень инфляции в 2010 г. должен составить не более 10%, а в 2011 г. – не более 8%, таким образом планируется сокращение инфляции как минимум на 2% по сравнению с 2010 г. В 2011 г. также планируется увеличить объем валового внутреннего продукта на 4885 млрд.руб по сравнению с 2010 г.

После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно (рис. 1).

 

Рис.1. Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП

Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер. В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.

2.1 Анализ  доходов федерального бюджета

Состав и  структура доходов федерального бюджета РФ за 2010 и плановые годы приведены в приложении 1. Как видно из приложения, преимущественным источником доходов федерального бюджета в 2010 и 2011 годах являются налоговые доходы – 53,9% и 55,4% соответственно. Из всех налоговых доходов государства наиболее весомыми налогами являются налог на добавленную стоимость и налоги и сборы за пользование природными ресурсами. Они в сумме составляют более половины всех налоговых доходов, поступающих в бюджет. Налог на добавленную стоимость составил 25,8% и в 2010 и в 2011 годах, а налоги и сборы за пользование природными ресурсами составляют 29,5% в 2010 г. и 27,6% в 2011 г.

Необходимо  отметить, что ряд федеральных  налогов являются регулирующими, т. е. часть из них направляются в  бюджеты субъектов РФ и местные  бюджеты. Полностью в федеральный  бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и иных таможенные платежи.

Рассмотрим  доходы за плановые 2011-2013 годы. Несмотря на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,3% к ВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 6,9% к ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП.

Информация о работе Роль Федерального бюджета в социально-экономическом развитии РФ