Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:29, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета и его структуры, а также целей и задач бюджетной политики на 2011-2013 годы, основных направлений ее совершенствования.
В соответствие с целью работы мною были поставлены следующие задачи:
• анализ структуры федерального бюджета
• анализ структуры его доходов и расходов
• выявление социально-экономического значения федерального бюджета в развитии государства
• выделение основных целей, задач и направлений бюджетной политики, а также основных направлений ее совершенствования
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5
1.2 ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 11
2.1 АНАЛИЗ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 15
2.2 АНАЛИЗ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 17
ГЛАВА 3. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 20
3.1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 20
3.2 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011-2013 ГОДЫ 21
3.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 34
Бюджет выполняет ряд функций, к числу которых относятся:
Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Значение распределительной и перераспределительной функций обуславливается тем, что через бюджет осуществляется формирование государственных финансов и их распределение (использование).
Общетеоретическая функция бюджета заключается в его назначении способствовать развитию финансовой науки и науки об обществе, государстве и экономики в целом, например, способствовать развитию науки государственного управления, общей теории финансов и т.д.
В свою очередь, аналитическая функция бюджета состоит в классификации и систематизации действующих потребностей и возможностей, контроле над их объемами.
Контрольная функция бюджета позволяет осуществлять контроль за действиями исполнительной власти, который может осуществляться в различных формах — со стороны специализированных органов, наделенных контрольными полномочиями (например, Счетная палата), со стороны вышестоящей организации.
Значение критической функции бюджета заключается в первую очередь в выявлении в процессе бюджетных отношений недостатков действующего законодательства и пробелов позитивного права в сфере бюджетной деятельности, во вторую – в установлении несоответствий правовых норм экономической действительности задачам государственного регулирования экономики и интересам государства в целом. Поэтому, в широком смысле, эта функция направлена на повышение эффективности норм действующего законодательства.
Бюджет — это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения, но и организации негосударственного сектора экономики, а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными. В этом заключается значение информационной функции.
Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами.
Осуществляя расходы на здравоохранение, образование, социальное обеспечение, государство регулирует социальное развитие и уровень жизни населения страны. С помощью расходов на поддержку отдельных отраслей экономики обеспечивается производство общественно-значимых товаров и услуг, которое с точки зрения рынка может быть неэффективным.
Некоторые из названных функций могут противоречить друг другу. Например, для успешной реализации контрольной и информационной функции бюджет должен быть стабильным, а регулирующая функция, наоборот, предполагает его изменение в зависимости от текущих условий социально-экономического развития. Выбор между стабильностью или гибкостью бюджета определяется задачами политики государства.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом источниками финансирования дефицита бюджета4.
Иными словами, доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим законодательством в распоряжение органов государственной власти5.
Все доходы государства в зависимости от способа извлечения могут быть объединены в 3 группы:
К налоговым доходам федерального бюджета, в соответствии со ст.50 Бюджетного кодекса, относятся:
К неналоговым доходам федерального бюджета, в соответствии со ст.51 Бюджетного кодекса, относятся:
К безвозмездным поступлениям, в соответствии со ст.41 Бюджетного кодекса, относятся:
Под расходами бюджета понимаются выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом источниками финансирования дефицита бюджета6.
Иными словами, расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства.
Спецификой
федерального бюджета является финансирование
за счет этого бюджета
Формирование объема и структуры расходов федерального бюджета на 2011-2013 год осуществляется с учетом положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации, определяющих приоритетные направления расходов федерального бюджета и необходимости исполнения «длящихся» расходных обязательств.
В соответствии
с Бюджетным посланием
- безусловное
исполнение законодательно
- обеспечение
сбалансированности бюджета
- индексация в 2011 году денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников
- обеспечение
обязательств в сфере
- обеспечение
закупки новых видов
- обеспечение
содержания и развития
- постепенное сокращение антикризисных мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на модернизацию и технологическое развитие экономики, повышение ее энергетической эффективности, в том числе инновационных проектах и важнейших научных разработках
- подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году)
Далее проведем анализ основных макроэкономических показателей федерального бюджета в 2010 г. и плановом 2011 г.
Макроэкономические показатели |
2010 г. |
2011 г. |
Доходы, млрд.руб. |
6950,01 |
7455,7 |
Расходы, млрд.руб |
9886,9 |
9681 |
ВВП, млрд.руб |
43187 |
48072 |
Уровень инфляции, % |
не > 10% |
не > 8% |
Дефицит бюджета |
2936,89 |
2225,3 |
Табл. 1. Анализ основных макроэкономических показателей
Как видно из таблицы 1, бюджет в 2010 г. и плановом 2011 г. дефицитный. В 2010 г. планируется сократить дефицит бюджета на 711,59 млрд.руб. Уровень инфляции в 2010 г. должен составить не более 10%, а в 2011 г. – не более 8%, таким образом планируется сокращение инфляции как минимум на 2% по сравнению с 2010 г. В 2011 г. также планируется увеличить объем валового внутреннего продукта на 4885 млрд.руб по сравнению с 2010 г.
После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011-2013 гг. – на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 -2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. – 16,5% к ВВП и в 2013г.–16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013гг.–19,6% к ВВП и 19,0% ВВП соответственно (рис. 1).
Рис.1. Динамика доходов и расходов федерального бюджета, % ВВП
Что касается расходов, их рост в 2009-2010 годах, прежде всего, был связан с реализацией антикризисных мер. В настоящее время российская экономика реагирует позитивно на начавшееся в глобальной экономике восстановление.
Состав и структура доходов федерального бюджета РФ за 2010 и плановые годы приведены в приложении 1. Как видно из приложения, преимущественным источником доходов федерального бюджета в 2010 и 2011 годах являются налоговые доходы – 53,9% и 55,4% соответственно. Из всех налоговых доходов государства наиболее весомыми налогами являются налог на добавленную стоимость и налоги и сборы за пользование природными ресурсами. Они в сумме составляют более половины всех налоговых доходов, поступающих в бюджет. Налог на добавленную стоимость составил 25,8% и в 2010 и в 2011 годах, а налоги и сборы за пользование природными ресурсами составляют 29,5% в 2010 г. и 27,6% в 2011 г.
Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов являются регулирующими, т. е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и иных таможенные платежи.
Рассмотрим доходы за плановые 2011-2013 годы. Несмотря на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,3% к ВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 6,9% к ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП.
Информация о работе Роль Федерального бюджета в социально-экономическом развитии РФ