Роль Федерального бюджета в социально-экономическом развитии РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 09:29, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета и его структуры, а также целей и задач бюджетной политики на 2011-2013 годы, основных направлений ее совершенствования.
В соответствие с целью работы мною были поставлены следующие задачи:
• анализ структуры федерального бюджета
• анализ структуры его доходов и расходов
• выявление социально-экономического значения федерального бюджета в развитии государства
• выделение основных целей, задач и направлений бюджетной политики, а также основных направлений ее совершенствования

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 5
1.1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 5
1.2 ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 8
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 11
2.1 АНАЛИЗ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 15
2.2 АНАЛИЗ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 17
ГЛАВА 3. БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 20
3.1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 20
3.2 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2011-2013 ГОДЫ 21
3.3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЯ 34

Работа содержит 1 файл

Курсовая Роль ФБ в сц-эк развитии РФ.doc

— 320.50 Кб (Скачать)
    1. повышение качества человеческого капитала

Необходимо  стремиться к росту научного потенциала нашей страны, накоплению объектов интеллектуальной собственности. Помимо развития собственных научных школ, следует уделять внимание привлечению высококвалифицированных иностранных специалистов, а также способствовать повышению квалификации российских специалистов в зарубежных учебных заведениях.

Серьезнейшее  внимание будет уделено как образованию, так и улучшению здоровья граждан, формированию здорового образа жизни, созданию условий для повышения  трудовой и творческой активности.

В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными целями бюджетной политики в 2011-2013 годах являются:

1) использование  бюджета в качестве одного  из важнейших инструментов макроэкономического регулирования;

2) разработка  и внедрение инструментов поддержки  инноваций;

3) обеспечение  долгосрочной устойчивости и  сбалансированности пенсионной системы;

5) повышение  доступности и качества государственных  и муниципальных услуг;

6) реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.

В ближайшее  время бюджетная политика должна быть главным образом направлена на восстановление стабильного функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств Российской Федерации.

Поскольку в  процессе сокращения дефицита расходы  федерального бюджета предполагается сократить с 22,8% к ВВП в 2010 году до 19,0% к ВВП в 2013 году, сохранить их уровень по некоторым направлениям не удастся. Это важная особенность бюджетной политики ближайших трех лет.

При этом для развития экономики инновационного типа планируется осуществлять государственную поддержку инновационных проектов и развития современной инновационной инфраструктуры. Одним из наиболее значимых проектов является проект по построению научно-технологического комплекса по разработке и коммерциализации новых технологий в Сколково.

Кроме того, сохраняется  особое значение ассигнований на социальные цели, прежде всего – обеспечение сбалансированности пенсионной системы, с которой связаны наиболее острые вопросы бюджетной устойчивости. В среднесрочной перспективе запланировано дальнейшее повышение уровня расходов на пенсионное обеспечение населения. Это решение обусловлено низким уровнем доходов пенсионеров и направлено на восстановление социальной справедливости, на решение проблемы бедности старшего поколения, что накладывает дополнительные обязательства на федеральный бюджет в части покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

При формировании долгосрочной бюджетной политики необходимо учитывать, что Россию в ближайшие 20 лет ждет значительное сокращение численности населения трудоспособного возраста и увеличение численности населения старшего возраста.

В федеральном  бюджете запланированы ассигнования на выполнение в полном объеме принятых обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций, кроме того, предусмотрена индексация зарплат работникам бюджетной сферы и военнослужащим. Однако следует отметить слабую направленность социальной политики на поддержку нуждающихся граждан. В этой связи и в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах в среднесрочной перспективе потребуется повысить адресность предоставления помощи. Это позволит увеличить защищенность нуждающихся в поддержке государства.

Еще одним приоритетом  бюджетной политики, направленным на повышение качества человеческого капитала, будут оставаться расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт.

Повышение страховых  взносов на 2% принесет в систему  обязательного медицинского страхования  порядка 460 млрд. рублей в ближайшие два года.

Важнейшим приоритетом  бюджетной политики является поддержка образования как основы инновационной экономики. Объемы финансирования образования позволят  обеспечить переход к образованию по стандартам нового поколения, отвечающим требованиям современной экономики; решение проблем, связанных с оптимизацией сети образовательных учреждений на всех уровнях; существенное повышение роли вузов в развитии науки; разработку стимулов для привлечения частного сектора в отрасль и увязку программ подготовки специалистов с требованиями рынка труда. Структурные изменения в образовании необходимы в связи с тем, что в результате демографической ситуации в течение 2-3 лет количество студентов в вузах сократится на 20-30%.

Общий объем  ассигнований на поддержку культуры, кинематографии и средств массовой информации, из федерального бюджета в ближайшие три года планируется поддерживать на уровне расходов в 2009-2010 годах.

Это позволит обеспечить проведение мероприятий по обеспечению  сохранности и доступности объектов культурного наследия России; по поддержке театров и отечественного кинематографа; по развитию библиотек; проведение реставрации и реконструкции объектов национального достояния. В помощь творческой деятельности предусматривается финансирование грантов в области искусства, выделяются средства на выплату премий выдающимся деятелям культуры и талантливой молодежи.

Отдельное внимание будет уделяться интеграции российской культуры в глобальное культурное сообщество, в том числе за счет бюджетной поддержки участия России в мероприятиях мирового уровня.

Среди приоритетов  бюджетной политики - обеспечение национальной обороны на основе перевооружения армии, в рамках новой государственной программы вооружения на 2011-2020 годы (данная программа будет утверждена в течение 2010 года).

Предусмотренные в федеральном бюджете ассигнования обеспечат продолжение реализации ряда инвестиционных проектов по развитию инфраструктуры экономики, имеющих общефедеральное значение.

3.3 Основные направления совершенствования бюджетной политики

В Бюджетном  послании Президента Российской Федерации  о бюджетной политике в 2010–2012 годах7 закреплено следующее важнейшее положение: бюджетная политика в современных условиях должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемы формирования и исполнения бюджета не должны рассматриваться в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.

Бюджет не должен становиться ни источником финансовой нестабильности, ни дополнительным фактором падения деловой активности. Бюджетная  политика должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления. Эти обстоятельства требуют значительной реструктуризации бюджетных расходов.

Наиболее важными  направлениями бюджетной политики в 2010-2012 годах являются:

1. Обеспечение  исполнения социальных обязательств. При этом надо добиться большей  адрестности предоставления социальной  помощи, услуг и льгот. Деньги  должны получить те, кто не  имеет возможности заработать  на достойную жизнь самостоятельно  и нуждается в наибольшей степени.

2. Ограничения  размеров бюджетного дефицита  в целях сохранения макроэкономической  стабильности и устойчивости  выполнения социальных обязательств  в последующие годы.

3. Переход к  режиму жесткой экономии бюджетных  средств, предполагающему достижение максимально возможного мультипликативного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля.

Необходимо  четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.

4. Определение  оптимальных форм поддержки реального сектора экономики и финансовой системы, исключающие иждивенчество и создающие стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергоэффективности экономики и производительности труда. Выполнение требований повышения эффективности должно быть обязательным условием оказания государственной поддержки.

5. Обеспечение  кардинального повышения качества  предоставления гражданам государственных  услуг, модернизацию сети оказания  услуг гражданам за счет бюджетных  средств.

Требуется развитие, в том числе в рамках приоритетных национальных проектов и государственных программ, современных форм организации предоставления образовательных, медицинских, социальных услуг в государственном секторе, обеспечение их оплаты за реальный результат, завершение внедрения новых систем оплаты труда работников соответствующих учреждений.

6. Усовершенствование  механизма государственных закупок  за счет применения современных  процедур размещения заказов,  консолидации заказчиков, а также  использования комплексных методов управления инвестиционными проектами.

Государственные закупки должны использоваться в  том числе в качестве инструмента  управления структурными преобразованиями в российской экономике, способа  стимулирования технологической модернизации и повышения конкурентоспособности эффективных производителей.

7. Определение  экономически оправданного уровня  налоговой нагрузки и структуру  налогов, соответствующие современной  стадии развития российской экономики  и стимулирующие развитие предпринимательства,  поиск и применение передовых технологий.

8. Обеспечение  сбалансированности расходных полномочий  и ресурсов для их обеспечения  на каждом уровне публичной  власти, установить ответственность  за неэффективное расходование  средств, создать стимулы для  расширения собственного доходного потенциала.

9. Завершение  формирования надежной и сбалансированной  пенсионной системы, основанной  на страховых принципах ресурсного  обеспечения и позволяющей обеспечить  достойный уровень жизни гражданам  старшего поколения.

10. Определение и реализация комплекса мер по созданию "безбарьерной" среды для инвалидов, а также иные мероприятия, связанные с ратификацией Конвенции о правах инвалидов.

В Бюджетном  послании о бюджетной политике в 2011-2013 годах Президент пишет, что  «экономическая ситуация в стране за время, прошедшее со времени подготовки Бюджетного послания о бюджетной политике в 2010-2012 годах, заметно изменилась»8.

Развитие общества и изменение экономической среды  предъявляют все новые требования к качеству бюджетной политики. Граждане ждут от государства повышения качества образования и здравоохранения, решения проблем бедности, бизнес рассчитывает на развитие производственной инфраструктуры. Для того чтобы соответствовать этим ожиданиям недостаточно провести определенные реформы в сфере бюджетной политики, потребуется решительное повышение качества всей бюджетной политики.

Одним из инструментов совершенствования бюджетной политики 2011-2013 годов должна стать Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года9.

Целью программы  является повышение эффективности деятельности публично-правовых образований по обеспечению потребностей граждан и общества в государственных и муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, выполнению государственных (муниципальных) функций, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития.

Для реализации целей программы предполагается принять решения по следующим основным направлениям:

1) внедрение  программно-целевых принципов организации деятельности

органов исполнительной власти и органов местного самоуправления

2) восстановление  трехлетнего бюджета

3) переход к  программному бюджету

4) развитие новых  форм оказания государственных  (муниципальных)

услуг

5) реформирование  государственного (муниципального) финансового

контроля

6) совершенствование  механизмов государственных (муниципальных)

закупок

7) повышение  эффективности бюджетных расходов  по направлениям

государственной политики (отраслям экономики и социальной сферы)

8) создание информационной среды и технологий для реализации

управленческих  решений и повышения действенности  общественного контроля за деятельностью  органов государственной власти и местного самоуправления

Согласно проекту Бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2023 года10, базовый сценарий развития бюджетной системы предполагает следующие конкретные меры совершенствования бюджетной политики:

1. Начиная с  2010 года приведение эффективной  ставки ЕСН к уровню 2005 года  и формирование взносов на  обязательное страхование со шкалой: для заработных плат до 1100 тыс.рублей в год – 26%, в диапазоне  от 1100 тыс.рублей до 2300 тыс.рублей – 10%, свыше 2300 тыс.рублей – 2%.

В 2020 году ставка взносов на обязательное страхование (пенсионное), уплачиваемая работодателями, увеличивается на 3%.

Информация о работе Роль Федерального бюджета в социально-экономическом развитии РФ