Роль бюджета государства в Российской Федерации

Автор: Марина Осотина, 16 Ноября 2010 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Необходимо отметить, что конечным результатом существования любого государства, является экономическое благополучие и процветания его граждан. Надёжная бюджетная система является одним из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ФУНКЦИИ И РОЛЬ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6

1.1. Экономическая сущность бюджета государства 6

1.2. Функции бюджета государства 8

1.3. Роль бюджета государства в национальной экономике 11

2. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С 2006 ПО 2010 ГОД 15

2.1. Общие параметры федерального бюджета 2010 15

2.2. Межбюджетные трансферты 19

2.3. Национальная экономика 19

2.4. Общегосударственные расходы 20

3. ЦЕЛИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 2010-2012 ГОДОВ 22

3.1. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса 22

3.2. Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости 24

3.3. Повышение эффективности расходов бюджета 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа содержит 1 файл

Роль бюджета государства в Российской Федерации1.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

       5) максимальный контроль и прозрачность процедур продажи государственной собственности и сдачи ее в аренду;

       6) анализ представленных получателями бюджетных средств смет расходов на очередной финансовый год в целях выявления завышенных статей расходов и своевременное их перераспределение по иным получателям;

       7) оперативный анализ исполнения бюджета в рамках месячных лимитов в целях определения недофинансированных отраслей и определения действительной потребности в бюджетных ресурсах. [11]

       Кроме того, необходимо разработать систему  показателей эффективности для  каждого направления бюджетных  расходов – образование, здравоохранение, сельское хозяйство и т. д. Это  предполагает выбор метода оценки эффективности расходования бюджетных средств, предусмотрение соответствующих критериев и нормативов. В качестве примера можно рассмотреть отрасль здравоохранения, где такими показателями могут выступать:

       – продолжительность жизни;

       – количество излечившихся от общего числа больных;

       – процент больных, чей прогноз из разряда неблагоприятных был изменен в положительную сторону;

       – процент больных, умерших в результате врачебной ошибки либо позднего диагностирования заболевания;

       – общий показатель смертности, в том числе и детской;

       – число заболеваний, возникших в результате несвоевременной профилактической работы органов здравоохранения;

       – число онкологических заболеваний в регионе.

       Для отрасли образования показателями могут являться:

       – число поступивших в вузы и сузы;

       – успеваемость учащихся;

       – степень востребованности специалистов. [11]

       Необходимо  четко определить приоритеты и цели использования бюджетных средств, проведя подробную и внимательную инвентаризацию  бюджетных расходов в целях исключения необязательных в текущей ситуации затрат. При принятии решений о финансировании должен быть ясно определен ожидаемый эффект и установлены индикаторы, позволяющие отслеживать его достижение.

       Целесообразно в максимальной степени реализовать  программно-целевой принцип планирования и исполнения бюджета. Основную часть бюджета должны составлять долгосрочные государственные программы (прежде всего программы развития инфраструктуры), федеральные и ведомственные целевые программы, приоритетные национальные проекты.

       Контроль  за целевым расходованием  бюджетных  средств должен сопровождаться содержательным  анализом достигнутых результатов. [3]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Современное бюджетное устройство является важной частью государственного устройства России. Бюджетная система является частью бюджетного устройства. За время своего развития бюджетная система прошла много этапов изменения и развития. Увеличивались функции, возлагаемые на бюджетную систему. Это было связано с разными факторами, прежде всего с усложнением и изменением структуры устройства государства.

       В настоящее время бюджетная система  и как составная часть бюджет государства представляют собой  сложные составные части управления и регулирования экономическими отношениями. При помощи бюджета  происходит формирование государственных фондов, перераспределение ВВП, контроль над процессами в народном хозяйстве, стимуляция экономики.

       Все принципы, свойства и правила, весь комплекс отношений бюджетной системы  строго закреплены и регламентированы бюджетным законодательством. Бюджетное право является сложной системой нормативно-правовых актов, строгое соблюдение которых обеспечивает надёжное функционирование бюджетной системы.

       Мировой экономический кризис, сопровождавшийся сильным падением мировых цен  на энергоносители, серьезно ударил по российской экономике и выявил целый комплекс нерешенных проблем, острота которых в прежние годы сглаживалась благоприятной экономической конъюнктурой. Это делает бюджетную систему России крайне уязвимой с точки зрения фискальных рисков и вынуждает проводить более жесткую бюджетную политику с тем, чтобы избежать ситуации, когда правительство будет испытывать сложности по исполнению своих обязательств. В этой связи принято решение основывать бюджетное планирование на умеренно оптимистических оценках перспектив экономики.

       В настоящее время прогноз основных показателей социально-экономического развития значительно ухудшился  по сравнению с тем, что ожидалось  в середине 2008 года. Столь серьезные  изменения объясняются в том  числе и тем, что предыдущий прогноз оказался сверх оптимистичным. Между тем, именно на этом прогнозе основывался Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов". Исходя из завышенных предположений, сформировались на среднесрочную перспективу обязательства государства.

       На  фоне ухудшения ситуации приходится пересматривать параметры бюджетной  системы. Но если в части доходов  происходит объективное  их сокращение на более чем 40% по сравнению с  изначально запланированными, то по расходам ситуация иная. В условиях кризиса обязательства не просто сложно сокращать – их приходится увеличивать, чтобы поддержать ослабленную экономику и незащищенные категории граждан.

       В сложившейся обстановке изучение и  анализ бюджета государства является основной задачей при разработке антикризисных программ.

       В курсовой работе была определена роль бюджета государства в Российской Федерации.

       В первой части была описана экономическая сущность бюджета Российской Федерации, его структура, функции. Также была дана характеристика уровням бюджетной системы.

       Во  второй части проводился анализ изменения  основных параметров федерального бюджета  и бюджета Пензенской области с 2006-2010 гг.

       В третьей части были описаны цели бюджетной политики, позволяющие адаптировать экономику страны в период выхода из кризиса. Даны рекомендации по обеспечению устойчивости бюджетной системы.

       Современная бюджетная система России является достаточно устойчивой системой экономических отношений, но в ней ещё есть много неопределённостей. Поэтому, необходимо постоянно совершенствовать методы организации и функционирования бюджетной системы для улучшения деятельности государства, и, следовательно, для экономического процветания граждан Российской Федерации. 

     Благодаря бюджету государство сосредотачивает огромное количество финансовых ресурсов в своих руках, в дальнейшем направляя эти финансовые ресурсы в различные отрасли экономики. Соответственно посредством этого государство может воздействовать на экономические процессы в стране

     С его помощью государство в  процессе перераспределения национального  дохода может изменить структуру  производства, влиять на результаты хозяйственной  деятельности, осуществлять социальные преобразования и т.д.

 

     

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 01 октября 2010 года).

2. Бюджетное  послание Президента Российской  Федерации о бюджетной политике  в 2010–2012 годах

3. В.В. Дюбин. Бюджетная система Российской Федерации: учебное пособие для вузов, Петрозаводск, 2003

4. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности на 2010-2012 гг.(проект) – Министерство финансов Российской Федерации – август 2009 г.

5. Сайт  Флайм  www.flime.ru

6. Официальный сайт Министерства финансов РФ: www.minfin.ru

7. Официальный сайт Правительства РФ www.government.ru

8. Материалы сайта www.gosbudget.ru

9. Бюджетная система РФ. // Учебник. Под ред. Дробозиной Л.Г. М., 2004..

10. Повышение эффективности бюджетных расходов:  учеб.  пособие / под общ. ред. А.А.Климова. М.: Издательство «Дело». 2009. 

11. Приоритеты в оценке эффективности расходов бюджета при проведении внешнего контроля регионального бюджета. Е. В. Шипилова

12. Сайт «Экономика и жизнь» http://www.eg-online.ru

13. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год» (29.12.2005)

14. Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. № 267-ФЗ (29.11.2007)

15. Федеральный закон от 3 марта 2008 года № 19-ФЗ (07.03.2008) «О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"»

16. Финансы: Учебник / Под ред. проф. С.И. Лушина, проф. В.А. Слепова — М: Экономистъ, 2006

17. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. Проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2-е изд. 2001

18. Финансы / Под ред. A.M. Ковалевой – М.: «Финансы и статистика», 4-е изд., переработанное и дополненное, 2005

Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации