Роль бюджета государства в Российской Федерации

Автор: Марина Осотина, 16 Ноября 2010 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Необходимо отметить, что конечным результатом существования любого государства, является экономическое благополучие и процветания его граждан. Надёжная бюджетная система является одним из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ФУНКЦИИ И РОЛЬ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6

1.1. Экономическая сущность бюджета государства 6

1.2. Функции бюджета государства 8

1.3. Роль бюджета государства в национальной экономике 11

2. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С 2006 ПО 2010 ГОД 15

2.1. Общие параметры федерального бюджета 2010 15

2.2. Межбюджетные трансферты 19

2.3. Национальная экономика 19

2.4. Общегосударственные расходы 20

3. ЦЕЛИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 2010-2012 ГОДОВ 22

3.1. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса 22

3.2. Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости 24

3.3. Повышение эффективности расходов бюджета 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа содержит 1 файл

Роль бюджета государства в Российской Федерации1.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

       - экономическую классификацию расходов бюджетов Российской Федерации.

       - ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.

       - классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.

       - классификацию внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

       - классификацию видов государственных внутренних долгов Российской Федерации субъектов Российской Федерации, унитарных образований.

       - классификацию видов государственного внешнего долга Российской Федерации и государственных внешних активов Российской Федерации. [1]

1.2. Функции бюджета  государства

       Бюджет  выполняет следующие основные функции:

       - перераспределение национального дохода;

       - государственное регулирование и стимулирование экономики;

       - финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства;

       - контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

       Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти управления. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно ускорять или сдерживать темпы производства, рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и предложения.

       Перераспределение национального дохода через бюджет имеет две взаимосвязанные и одновременно проходящие стадии: образование доходов бюджета и использование бюджетных средств (осуществление расходов).

       Доходы  бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с безвозвратном  порядке  в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

       В процессе образования доходов бюджета  происходит императивное изъятие в  пользу государства части национального  дохода. На этой основе возникают финансовые взаимоотношения государства с  предприятиями и населением.

       Бюджет  активно участвует в распределении прибыли предприятий и хозяйственных организаций. Существует известная зависимость между формами и величиной изъятия в бюджет части прибыли предприятий и заинтересованностью последних в результатах работы. От того, насколько совершенны формы изъятия в бюджет части прибыли, зависит заинтересованность предприятий в лучшем использовании производственных ресурсов, повышении уровня рентабельности и увеличении прибыли.

       Доходы  могут носить налоговый и неналоговый  характер. Основным источником налоговых доходов является вновь созданная стоимость и доходы, полученные в результате ее первичного распределения (прибыль, заработная плата, добавленная стоимость, рента и др.).

       Неналоговые доходы образуются в результате экономической деятельности государства (доходы от использования государственной собственности, административные платежи и др.), либо перераспределения уже полученных доходов по другим уровням.

       Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные ссуды и бюджетные кредиты.

       В бюджете определяются только размеры бюджетных расходов по разделам, статьям и видам расходов. Непосредственное осуществление расходов производят бюджетополучатели – учреждения и организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся в соответствии с  нормативным актом о бюджете получателями и распорядителями средств соответствующего бюджета.

       Посредством бюджета национальный доход перераспределяется по территории, а также из производственной в непроизводственную сферу, для  чего за счет бюджета создаются денежные фонды для финансирования потребностей в области здравоохранения, образования, культуры, управления, обороны.

       Через бюджеты путем бюджетного финансирования перераспределяются финансовые ресурсы  между отраслями производственной сферы в целях пропорционального развития.

       Велика  роль бюджета в непроизводственной сфере, где он является главным источником финансирования. Именно через государственный бюджет приходит финансирование социально-культурных мероприятий, управления и обороны.

       Средства, мобилизуемые через государственный  бюджет, имеют первостепенное значение для формирования и распределения общественных фондов потребления.

       Контрольная функция предполагает возможность и обязанность государственного контроля за поступлением и использованием бюджетных средств.

1.3. Роль бюджета государства  в национальной  экономике

       В унитарных государствах бюджетные  системы являются двухуровневыми. При  этом в федеративных государствах местные  бюджеты не должны включаться в бюджеты  членов Федерации, а в унитарных  — соответственно в государственный  бюджет.

       Бюджетная система РФ по своей структуре состоит из 3 уровней (Рис.1).

    1. федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов,
    2. бюджеты субъектов Федерации и бюджеты региональных государственных внебюджетных фондов.
    3. местные бюджеты.

Рисунок 1. Структура бюджетной системы Российской Федерации

       Наряду  с самостоятельными бюджетами каждого  уровня управления в целях получения обобщенных данных составляются консолидированные бюджеты. Бюджет субъекта Федерации вместе со сводом бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, образует консолидированный бюджет субъекта Федерации. Федеральный бюджет вместе со сводом бюджетов субъектов федерации образует консолидированный бюджет РФ. Если к нему присоединить внебюджетные социальные фонды, то получится консолидированный бюджет органов государственного управления в целом.

       Федеральный бюджет входит в первый уровень бюджетной  системы РФ. Это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов, но и необходимость осуществления избранной экономической политики.

       Большую роль играет федеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средств массовой информации.

       Федеральный бюджет представляет собой централизованный федеральный денежный фонд органов  государственной власти РФ. Он оказывает  регулирующее воздействие на все  звенья финансовой системы общества: государственные финансы, финансы предприятий и финансы граждан, а также кредитную сферу.

       Федеральный бюджет, бюджеты государственных  внебюджетных фондов, бюджеты субъектов  Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов или законов субъектов Федерации. Местные бюджеты утверждаются нормативными актами представительных органов местного самоуправления.

       Федеральному  бюджету и бюджетам других уровней  управления принадлежит центральная  роль в системе государственных финансов. В то же время существенную роль в государственных финансах выполняют различные государственные фонды на федеральном или местном уровнях, аккумулирующие денежные ресурсы, имеющие целевое назначение. Как правило, такие фонды создаются для решения крупных проблем, требующих специального внимания со стороны органов государственной власти. Источниками средств для таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления из бюджета, капитализация доходов и займы. Наиболее значимыми являются социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Внебюджетные фонды являются автономными организациями, управляющими поступающими в них средствами.

       Важное  место в федеральной бюджетной системе занимают целевые бюджетные фонды, представляющие собой фонд денежных средств, образуемый в соответствии с действующим законодательством в составе бюджета, за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов, используемых по отдельной смете. Средства этих фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению фондов.

       Годовой финансовый бюджет и внебюджетные фонды  в России составляются и утверждаются на 1 финансовый год, соответствующий календарному году. При этом финансовые операции относятся к тому периоду времени, когда они действительно имели место, а не к бюджетному периоду, для которого они были утверждены. В этом случае общие суммы доходов и расходов по бюджетным обязательствам будут отражать фактическое состояние бюджета. [1]

       Особое  место в условиях реализации конституционных  прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь принадлежит  государственным внебюджетным фондам РФ как специфической экономической форме образования и расходования фонда денежных средств, образуемой вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Государственные внебюджетные фонды находятся в федеральной собственности, их средства не входят в состав бюджетов всех уровней и изъятию не подлежат.

       Доходы  указанных фондов формируются за счет обязательных платежей, установленных  законодательством РФ (единого социального  налога); добровольных взносов юридических  и физических лиц, а также других доходов, утвержденных законодательством. Расходование денежных средств осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, на основании бюджетов соответствующих фондов, утверждаемых федеральными законами и законами субъектов РФ. Исполнение бюджетов этих фондов возложено на органы федерального казначейства.

       Бюджетный механизм служит важным инструментом долгосрочной структурной политики. Он используется для более быстрого развития наукоемких производств, научно-технических  перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.

       Возросшая регулирующая роль бюджета дала основание  рассматривать его в качестве плана финансового хозяйства, который  служит средством достижения экономической  стабильности и выполняет функции встроенного стабилизатора.

 

2. Анализ изменения основных параметров бюджета Российской Федерации с 2008 по 2010 год

2.1. Общие параметры федерального бюджета — 2010

       Общими  параметрами бюджета называют суммарные  цифры ожидаемых доходов и  расходов государства, а также такие показатели, как инфляция, курс рубля и цена на нефть, — параметры, которые в значительной степени влияют на цифры будущих доходов и расходов.

       Рассмотрим  основные параметры бюджетов на 2009 и 2010 годы на рисунке 2: 

Рисунок 2. Основные параметры бюджетов на 2009 и 2010 годы 

       Как видим, второй год кряду бюджет РФ выполняется с большим дефицитом. Из пояснительной записки к документу о государственном бюджете — 2010 можно «извлечь» структуру расходов:

Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации