Роль бюджета государства в Российской Федерации

Автор: Марина Осотина, 16 Ноября 2010 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.
Необходимо отметить, что конечным результатом существования любого государства, является экономическое благополучие и процветания его граждан. Надёжная бюджетная система является одним из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ФУНКЦИИ И РОЛЬ БЮДЖЕТА ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6

1.1. Экономическая сущность бюджета государства 6

1.2. Функции бюджета государства 8

1.3. Роль бюджета государства в национальной экономике 11

2. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПАРАМЕТРОВ БЮДЖЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С 2006 ПО 2010 ГОД 15

2.1. Общие параметры федерального бюджета 2010 15

2.2. Межбюджетные трансферты 19

2.3. Национальная экономика 19

2.4. Общегосударственные расходы 20

3. ЦЕЛИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 2010-2012 ГОДОВ 22

3.1. Использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов стимулирования экономики в период выхода из кризиса 22

3.2. Обеспечение средне- и долгосрочной макроэкономической и бюджетной устойчивости 24

3.3. Повышение эффективности расходов бюджета 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа содержит 1 файл

Роль бюджета государства в Российской Федерации1.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

2 значения «с учетом инфляции» получены с учетом показателя инфляции на 2010 год на уровне 10%: каждый рубль 2009 года «эквивалентен» в реальном выражении 1,1 рублям 2010 года. 

       Данные  позволяют охватить взглядом все  расходы федерального бюджета и  сформировать первое впечатление. Если анализировать изменения в бюджете на 2010 год по сравнению с бюджетом на 2009  год, то в разрезе крупных статей расходов в целом всего 4 статьи оказались «в плюсе»: общегосударственные вопросы (+23,7%), национальная оборона (+3,4%), национальная безопасность (+5,6%) и межбюджетные трансферты (статья межбюджетных трансфертов включает в себя различные выплаты из федерального бюджета в помощь бюджетам других уровней, а также трем государственным фондам: пенсионному, социального страхования и обязательного медицинского страхования), а вернее их самая крупная составляющая — трансферты пенсионному фонду РФ (+30%). В то же время все остальные виды расходов оказались «в минусе» — с самым значительным минусом у статьи расходов «Национальная экономика» в объеме -500 млрд (или -27%).

       Сравнение структуры расходов по статьям представлено на рисунке 3:

Рисунок 3. Структура бюджетов на 2009 и 2010 годы 

       Кроме динамики объемов крупных статей расходов, интересно также, какие  подстатьи расходов изменились значительнее всего.

       Приведем  диаграмму лидеров изменений  среди подстатей расходов: 

Рисунок 4. Изменение расходов бюджета 2010 по сравнению с бюджетом 2009, млрд руб. 
 
 
 
 
 

       2.2 Межбюджетные трансферты

       Интересно, что статья межбюджетных трансфертов  увеличилась на 174 млрд, однако динамика ее компонентов еще более драматична. Так, важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые выросли более чем на 580 млрд руб. Однако остальные составляющие — различная помощь бюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования — были уменьшены более чем на 400 млрд руб., за счет чего и был компенсирован такой значительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ. 

 

Рисунок 5. Динамика расходов на межбюджетные трансферты в бюджетах за 2008,2009 и 2010 годы. 

       2.3 Национальная экономика

       Статья  «Национальная экономика» оказалась  в самом большом минусе — расходы  по ней снизились более чем на 500 млрд. Это можно объяснить снижением объемов государственного антикризисного стимулирования в 2010 году. В то же время, расходы по этой статье в 2010 году превзойдут уровень 2008 года, даже в реальном выражении.

Рисунок 6. Динамика расходов на национальную экономику  за 2008,2009 и 2010 годы. 

       2.4 Общегосударственные расходы

Рисунок 7. Динамика расходов на общегосударственные  вопросы в бюджетах за  2008,2009 и 2010 годы.

       Статья  «Общегосударственные вопросы» увеличивается  на протяжении всех 3 лет. Рост планируемых в 2010 году расходов на 227,4 млрд. рублей обусловлен, в основном, ростом расходов на международные отношения и международное сотрудничество (+34,5 млрд), на обслуживание государственного и муниципального долга (+101 млрд), а также ростом расходов на «другие общегосударственные вопросы»3 (+113 млрд).

       3 согласно пояснительной записке к бюджету, одной из самых весомых подстатей расходов на «другие общегосударственные вопросы» в 2010 году будет значительное увеличение бюджетных субсидий Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта — в сумме 102,0 млрд руб.

       Исходя  из представленных данных можно сделать вывод о том, что расходы бюджета-2010 незначительно отличаются от расходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличения трансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на национальную оборону и национальную безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общем объеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансирования вышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы на национальную экономику (-500 млрд, или -27%), трансферты другим бюджетам (кроме трансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4—9%) были сокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение, культуру и т. д.

       Стоит отметить, что в номинальном выражении  относительно бюджета-2008 расходы бюджета-2010 по всем статьям выросли. Именно поэтому, с учетом «антикризисной» особенности 2009 года, к эмоциональным суждениям  о снижении расходов на те или иные статьи бюджета в сравнении с текущим годом стоит относиться достаточно критично. 
 
 
 
 
 
 

       3. цели бюджетной политики 2010-2012 годов

     3.1. Использование бюджета  в качестве одного  из важнейших инструментов  стимулирования экономики  в период выхода  из кризиса

       Россию  кризис коснулся сразу по нескольким направлениям. Осенью 2009 года произошло резкое падение внешнего спроса на основные экспортируемые товары, что привело к падению цен на экспорт. Быстрое снижение экспортных доходов сократило внутренний спрос. Одновременно Россия наряду с другими странами почувствовала резкое сжатие внешнего финансирования. Прекращение притока дешевых иностранных займов и возросшая неопределенность существенно снизили объемы кредитования российской экономики.

       В 2008 году рост мирового ВВП составил 3,4% в сравнении с 5,2% годом ранее, в 2009 году падение мировой экономики составило 2,2% на фоне значительного сокращения международной торговли.

       В первом полугодии 2009 г. продолжилась тенденция  к сокращению основных экономических  показателей. Темпы падения ВВП превысили 10%, промышленного производства – почти 15%, инвестиций – более 18%. Отмечено также снижение потребительского спроса (оборот розничной торговли сократился на 3%) вследствие падения заработной платы почти на 3%.

       Тем не менее, наличие значительных золотовалютных резервов позволило стране значительного ослабить влияние мирового кризиса на российскую экономику, избежать существенных проблем в банковской системе и сгладить резкие колебания валютного курса. Накопленные в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния значительные средства – на 1 января 2009 года они составляли 4027,6 млрд. рублей (137,1 млрд. долларов США) и 2584,5 млрд. рублей (88,0 млрд. долларов США) соответственно – позволяют исполнять расходные обязательства Российской Федерации и осуществлять поддержку реального сектора экономики в текущем и последующих годах. [4]

       В период 2010-2012 годов (особенно в следующем  году - в период начала выхода страны из кризиса) в рамках достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

       а) Использование мер фискальной политики для стимулирования внутреннего спроса и решения острых социальных проблем.

       Россия, как и другие страны, сталкивается с различными социальными проблемами в период мирового финансового кризиса. С одной стороны, это снижение уровня жизни граждан, рост безработицы, а с другой — замедление развития отраслей социальной сферы. Эти проблемы придется решать и в посткризисном периоде. Бюджетная политика на 2010-2012 годы предполагает ряд мер по повышению обеспеченности незащищенных слоев населения. В частности, с 2010 года происходит существенное увеличение трудовых пенсий. Продолжится реализация национальных проектов социальной направленности. [4]

       б) Поддержка реального сектора  экономики в условиях рецессии и посткризисного периода.

       В 2009 году осуществляется целый комплекс мер, направленных на поддержку реального  сектора экономики. Поддержка оказывается  как отдельным предприятиям (в  рамках списка системообразующих предприятий, утвержденного в конце 2008 года), так и отраслям в целом. Меры включают в себя прямую поддержку из бюджета, предоставление госгарантий по кредитам, дополнительную капитализацию банковской системы для восстановления кредитования, а также отдельные налоговые стимулы.

       В 2010-м и последующих годах объем такой поддержки будет постепенно сокращаться, по мере выхода экономики из кризиса. В первую очередь это касается помощи, оказываемой напрямую из бюджета. В ближайшее время фискальная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление нормального функционирования экономики, дальнейшее стимулирование кредитования реального сектора, а также перестройку предприятий на работу в новых внешних и внутренних условиях. Реструктуризация предприятий и повышение эффективности их работы будет способствовать диверсификации экономики, сократит долю нефтегазового сектора, доминировавшего в последние годы. Это в свою очередь в дальнейшем станет залогом стабильного роста экономики. [4]

     3.2. Обеспечение средне- и долгосрочной  макроэкономической и бюджетной устойчивости

       Как уже отмечалось, в ближайшие три  года российская экономика столкнется с резким сокращением ресурсов –  причем это касается как текущих  доходов, так и накопленных ранее  резервов. В этой связи придется проводить такую политику в области расходов, которая бы, с одной стороны, стимулировала рост внутреннего спроса и производства, а с другой стороны - не допускала обострения социальных проблем и при этом не вела бы к чрезмерному росту бюджетного дефицита и необходимости стремительно наращивать государственный долг. [12]

       До  кризиса расходы бюджетной системы  и, в частности, федерального бюджета, из года в год неизменно увеличивались. Темп роста расходов заметно опережал темпы роста экономики и коснулся практически всех направлений расходов. Сейчас перед правительством остро стоит задача коррекции бюджетной политики, ее адаптации к периоду низких государственных доходов.

       Ближайшие несколько лет должны стать переходным периодом, когда правительству придется балансировать между необходимостью проведения стимулирующей бюджетной политики и восстановлением макроэкономической стабильности. Компромисс между этими требованиями будет достигаться при постепенном сокращении бюджетного дефицита – до 6,8% ВВП в 2010 году, 4,0% ВВП в 2011 году и 3,0% ВВП в 2012 году. [4]

       После завершения переходного периода  необходимо будет как можно скорее вернуться к тем принципам  бюджетной политики, которые были закреплены в Бюджетном кодексе  в 2008 году. Величина расходов федерального бюджета должна находиться на уровне суммы ненефтегазовых доходов, нефтегазового трансферта в размере 3,7% ВВП и финансирования дефицита за счет прочих источников (преимущественно, долговое финансирование) в размере не более 1% ВВП. Использование средств фонда национального благосостояния допустимо лишь для поддержки пенсионной системы.

       Такие бюджетные правила позволят обеспечить стабильность бюджетной системы  в долгосрочном периоде, предотвратят чрезмерное наращивание государственного долга, создадут благоприятные условия  для внутренних и внешних инвестиций, невозможных при нестабильности экономики и, как следствие, бюджета. [12]

     3.3. Повышение эффективности расходов бюджета

       Эффективность расходов государственного бюджета  характеризует качество и эффективность  государственного управления и является одним из ключевых условий обеспечения социального благополучия, экономического развития государства.

       Уровень эффективности многих бюджетных  расходов в нашей стране остается низким. Необходимо принять целенаправленные меры по повышению эффективности государственных расходов, чтобы сокращение расходов не затормозило развитие экономики и не отразилось на объеме и качестве получаемых гражданами бюджетных услуг. [4]

       Основными критериями эффективности бюджетных расходов являются:

       1) сведение к минимуму низкоэффективных расходов бюджета, в первую очередь тех, которые не в полной мере обеспечены бюджетными обязательствами, а значит, эффективность их отдачи будет незначительна;

       2) оптимизация бюджетной сети без сокращения социальных обязательств государств позволит снизить издержки на производство социальных услуг;

       3) уменьшение числа целевых программ и выплат в пользу перераспределения бюджетных ресурсов по направлениям наибольшей социальной и региональной значимости.

       4) строгое применение всеми бюджетными учреждениями механизма конкурсного отбора поставщиков товаров и услуг при государственных закупках и заказах. Непременным условием принятия бюджетных обязательств получателями бюджетных средств должно являться проведение конкурсных торгов, размещение госзаказа в соответствии с федеральным и региональным законодательством, по итогам которых будут определяться поставщики продуктов и услуг. В основу процесса государственных закупок должны быть положены принципы прозрачности, целесообразности и эффективности;

Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации