Роль бюджета государства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить теоретические основы бюджета России, определить значение бюджета в обеспечении экономических, политических социальных направлениях развития общества.
Для осуществления нашей цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть формирование и функции бюджета, основы бюджетного устройства РФ, принципы бюджетной системы, определить современные проблемы функционирования бюджета государства и изучить приоритетные направления бюджетной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………..
Ι Экономическая сущность и функции бюджета государства………
1.Понятие «бюджет»………………………………………………….
2.Функции бюджета……………………………………………………
3.Принципы бюджетной системы РФ……………………………….
ΙΙ Роль бюджета государства в национальной экономике…………
1.Доходы бюджета……………………………………………………
2.Расходы бюджета…………………………………………………….
3.Сбалансированность бюджета………………………………………
4.Межбюджетные отношения…………………………………………
ΙΙΙ Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

3.                  Субсидии. Это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе для финансирования целевых расходов на условиях долевого участия.

4.                  Целевые бюджетные кредиты. Это бюджетные средства, которые предоставляются другим бюджетам для передачи их юридическим лицам на возвратной возмездной основе для покрытия целевых расходов, предусмотренных программами кредитования.

5.                  Бюджетные ссуды. Это бюджетные средства, которые предоставляются другим бюджетам на возвратной и безвозмездной или возмездной основе для покрытия временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджетов.

 В процессе межбюджетных отношений могут возникать особые типы операций, не связанные с предоставлением финансовой помощи, но влияющие на доходы и расходы бюджетов разных уровней.
Первый вид операций – это взаимные расчеты между бюджетами. Это операции по передаче средств из одних бюджетов в другие, которые связаны с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве и с передачей полномочий по финансированию тех или иных расходов, не учтенных при утверждении бюджета. В настоящее время эти операции встречаются достаточно редко, т.к. запрещено вводить изменения в налоговом бюджетном законодательстве в течение года. Второй тип операций – бюджетные компенсации. Это средства, передаваемые из одних бюджетов в другие для возмещения выпадающих доходов или дополнительных расходов, вызванных решениями или действиями вышестоящих органов власти. Такие операции тоже ограничены и могут осуществляться в основном за счет резервных фондов бюджетов.

Оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно при двух основополагающих условиях: правильном построении межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и чётком, справедливом балансе его доходов и расходов.[6,c.255]

 

 

 

 

 

 

 

 

ΙΙΙ Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации

В Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике были поставлены приоритетные задачи бюджетной политики, определяющие стратегию развития страны[12]:

1)  интеграция бюджетного планирования в процесс формирования и реализации долгосрочной стратегии развития страны, в том числе и прежде всего – путем полномасштабного внедрения программно-целевого принципа организации деятельности органов исполнительной власти и, соответственно, программных бюджетов;

2)  создание в рамках переходного периода предпосылок для введения, начиная с 2015 года, правил использования нефтегазовых доходов и ограничений на размер дефицита федерального бюджета;

3)  улучшение условий жизни человека,  адресное решение социальных проблем, повышение качества государственных и муниципальных услуг, стимулирование инновационного развития страны;

4) повышение отдачи от использования государственных расходов, в том числе за счет формирования рациональной сети государственных учреждений, совершенствования перечня и улучшения качества оказываемых ими услуг;

5) эффективная децентрализация полномочий публично-правовых образований.

В нашей стране помимо положительных сторон развития бюджетных отношений, так же не мало и проблем, которые ожидают своего решения.

Так например, экономическая дифференциация регионов РФ достигла критического уровня. Разрыв бюджетной обеспеченности между самым богатым и самым бедным регионом до выравнивания составляет более 100 раз, коэффициент вариации в 2010 году был равен 91,3%.

При любой проводимой политике проблема значительной межрегиональной дифференциации уровня предоставления бюджетных услуг вряд ли будет решена, и обеспечение базового уровня социальных услуг любому гражданину вне зависимости от места его проживания во многом останется утопией.

Также следует отметить, что соотношение трансфертов на выравнивание и трансфертов, не имеющих выравнивающего эффекта, но при этом не создающих стимулы к развитию, составляло в различные годы от 30:70 до 25:75. Использование части средств фонда выравнивания на стимулирование развития доходной базы регионов, носит сугубо искусственный характер. Более  эффективно эта задача могла бы решаться расширением региональной налоговой базы.

Важнейшим недостатком системы межбюджетных отношений является выделение значительного объема трансфертов не на базе общих критериев, а на основе индивидуальных решений, что резко снижает прозрачность данной системы.

Для решения проблем в сфере межбюджетной политики хотелось бы  предложить меры по повышению финансовой автономии региональных и местных бюджетов; передаче на региональный и местный уровень дополнительных доходных источников; а также повышению устойчивости и прозрачности системы межбюджетных отношений.

Актуальным направлением современной бюджетной реформы является переход к программной структуре бюджета, предполагающей распределение бюджетных средств на принципах результативности и адресности. Программный бюджет призван решить проблемы управления общественными финансами, наиболее острой среди которых, на наш взгляд, является отсутствие взаимосвязи применения инструментов бюджетной политики с оценкой эффективности использования финансовых ресурсов в бюджетном секторе.

Переход к программному бюджету осуществляется в рамках Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Данный документ устанавливает правовой статус государственной программы и определяет порядок перехода к программной структуре бюджета.

Программный бюджет отличается от традиционного тем, что все или почти все расходы включены в программы и каждая программа своей целью прямо увязана с тем или иным стратегическим итогом деятельности ведомства. Стратегический итог - это долгосрочная устойчивая выгода для общества, проистекающая из мандата или прозорливости ведомства. Это изменение, которое ведомство планирует внести в жизнь общества, и которое должно быть измерено и находиться в сфере ведомственного влияния. В свою очередь стратегические итоги деятельности ведомства увязываются с приоритетами и  ожидаемыми результатами деятельности правительства.

Бюджетный кодекс России отводит программам ведомств незначительное место в бюджетах всех уровней: «В федеральном бюджете, бюджете субъекта Российской Федерации, местном бюджете могут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию ведомственных целевых программ, разработка, утверждение и реализация которых осуществляются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией». Этого явно недостаточно для узаконивания таких программ в России.

Подобно тому, как дом строится из кирпичей, ведомственный бюджет складывается из программ. Каждое ведомство должно составлять и защищать свой бюджет как набор программ, снабженных информацией о расходах на их реализацию и оценке их эффективности. Желательно, чтобы каждая функция, каждый вид деятельности ведомства были включены в ту или иную программу, и каждая программа была «втиснута» в одно ведомство.

В зависимости от характера программной «продукции» программы можно разделить на три группы. Первая группа – программы оказания услуг. Они приносят прямую общественную выгоду в виде государственных услуг населению. Их можно назвать основными функциональными программами. Каждая фондирует четкое обязательство ведомства перед обществом, вытекающее из прописанных в мандате ведомства услуг или функций. Вторая группа - разрешающие программы. Они не приносят обществу очевидных выгод, но позволяют делать это другим программам. Пример – разработка отраслевой стратегии ведомства, регулирование отраслевого рынка, трансферы бюджетных средств другим организациям отрасли. Третья группа - административные программы. Они обслуживают две первые группы программ, и их не надо увязывать со стратегическими итогами деятельности ведомства. Каждое ведомство должно иметь одну программу «Администрация», охватывающую весь внутренний сервис. 

Часто программы делятся на подпрограммы. Подпрограмма – это составная часть программы, охватывающая те работы, которые содействуют достижению стратегического итога деятельности ведомства по программе. Ядром подпрограмм могут быть ключевые ведомственные проекты. Деление программ на подпрограммы осуществляется с учетом масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Общая цель программного бюджетирования – увязать расходы с результатами деятельности ведомств, выполняющих функции или оказывающих услуги в рамках своих мандатов. Использование программ также позволяет должным образом укомплектованным и уполномоченным подразделениям ведомства работать эффективно, эффектно и экономично (с хорошей комбинацией цены и качества).[8,c.109]

А вот и некоторые из уже существующих государственных программ:

1.     Развитие здравоохранения. В рамках государственной программы будут реализованы ФЦП «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями(2007-2011 годы)» и приоритетный национальный проект «Здоровье».

2.     Развитие образования. В рамках государственной программы будут реализованы ФЦП «Русский язык (2011-2015 годы)», Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы и приоритетный национальный проект «Образование».  Государственная программа «Развитие образования» направлена на повышение доступности и качества дошкольного, общего и профессионального образования, а также повышение качества подготовки и конкурентоспособности кадров в соответствии с потребностями инновационной экономики.

3.     Социальная поддержка граждан

4.     Доступная среда 2011-2015гг.

5.     Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения России. В рамках государственной программы будет реализована
ФЦП «Жилище» на 2011 - 2015 годы, включая мероприятия приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

6.     Содействие занятости населения. В рамках государственной программы будет реализован ряд мер по преодолению структурного несоответствия спроса и предложения на рабочую силу, повышению качества рабочей силы и спроса на нее, снижению уровня нелегальной занятости и повышению трудовой мобильности.

7.     Культура России. В рамках государственной программы будут реализованы ФЦП «Культура России (2006-2011 годы)», а также ФЦП «Сохранность и реконструкция военно-мемориальных объектов в 2011-2015 годах».

8.     Охрана окружающей среды. В рамках государственной программы будет реализована  ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории» на 2011-2020 годы.

9.     Развитие физической культуры, спорта, туризма и повышение эффективности реализации молодежной политики. В рамках государственной программы будут реализованы ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» и ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)».

10. Экономическое развитие и инновационная экономика. В рамках государственной программы будут реализованы ФЦП «Развитие государственной статистики России в 2007-2011 годах» и ФЦП «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости
(2002-2008 годы)».

11. Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности.
В рамках государственной программы предполагается реализация ФЦП «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы (вкл. подпрограмму «Развитие отечественного станкостроения и инструментальной промышленности» на 2011-2016 годы, подпрограмму «Создание и организация производства в Российской Федерации в 2011–2015 годах дизельных двигателей и их компонентов нового поколения»).

12. Космическая деятельность России. В рамках государственной программы предполагается реализация ФЦП «Глобальная навигационная система», ФЦП «Развитие российских космодромов на 2006-2015 годы» и Федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы.[14]

Таким образом, решение проблемы повышения эффективности российской модели бюджетного федерализма, кроется в осуществлении принципа бюджетной сбалансированности, то есть, соответствия доходов и расходов бюджета, и принципа бюджетной самостоятельности. Реально в мире уже представлены налогово-распределительные модели, так или иначе сочетающие все подходы, России надо выбрать для неё более приемлемый вариант или их сочетание. Наделение региона функциями и, соответственно, объемами налогов, поступающих в региональные бюджеты, должно осуществляться исходя из нормативов финансирования каждой функции. Объем функций, которыми наделяется регион, должен определяться исходя из оценки отдачи соответствующих средств - если при наделении новой функцией эффективность их использования начинает снижаться, регион пока не готов к ее выполнению. Это – очень простой пошаговый механизм определения рационального размера прав и полномочий региона. В случае если налоговых поступлений для реализации очередной функции не хватает, то могут быть использованы трансферты, либо другие заемные средства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Роль бюджета государства в РФ