Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 13:52, курсовая работа
Цель работы – изучить теоретические основы бюджета России, определить значение бюджета в обеспечении экономических, политических социальных направлениях развития общества.
Для осуществления нашей цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть формирование и функции бюджета, основы бюджетного устройства РФ, принципы бюджетной системы, определить современные проблемы функционирования бюджета государства и изучить приоритетные направления бюджетной политики.
Введение………………………………………………………………..
Ι Экономическая сущность и функции бюджета государства………
1.Понятие «бюджет»………………………………………………….
2.Функции бюджета……………………………………………………
3.Принципы бюджетной системы РФ……………………………….
ΙΙ Роль бюджета государства в национальной экономике…………
1.Доходы бюджета……………………………………………………
2.Расходы бюджета…………………………………………………….
3.Сбалансированность бюджета………………………………………
4.Межбюджетные отношения…………………………………………
ΙΙΙ Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………
4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами.
5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств.
6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных).
7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке.
8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати.
9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования.
ΙΙ Роль бюджета государства в национальной экономике
1.Доходы бюджета
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.
Рассмотрим доходы бюджета за период 2009-2011 гг. (таб.1)[13]
| 2009г. | 2010г. | 2011г. |
Всего доходов | 13599,72 | 16031,93 | 20853,68 |
Налог на прибыль организаций | 1264,64 | 1774,57 | 2270,55 |
Налог на доходы физических лиц | 1665,82 | 1790,5 | 1995,81 |
Единый социальный налог | 975,97 |
|
|
Страховые взносы | 1324,57 | 2279,25 | 3528,33 |
Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации | 1176,91 | 1329,09 | 1753,58 |
Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации | 327,41 | 441,36 | 603,88 |
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации | 873,36 | 1169,51 | 1497,17 |
Налоги на совокупный доход | 175,54 | 207,71 | 234,34 |
Налоги на имущество | 569,69 | 628,24 | 678,03 |
Налог на добычу полезных ископаемых | 1053,84 | 1406,31 | 2042,55 |
Таможенные пошлины | 2509,41 | 2853,09 | 3712,49 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 0 | 0,04 | 0 |
Прочие | 1682,55 | 1954,43 | 2536,96 |
Таблица 1
Первая статья это налог на прибыль организаций. В Российской Федерации налог действует с 1992 года. Первоначально назывался «налог на прибыль предприятий», с 1 января 2002 года регулируется главой 25 Налогового кодекса РФ и официально называется «налог на прибыль организаций». Базовая ставка составляет 20 % (до 1 января 2009 года составлял 24 %): 2 % - зачисляется в федеральный бюджет, 18 % - зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В абсолютном выражении мы видим что , что к 2010 году происходит увеличение поступлений на 510 млрд. руб., к 2011 ещё на 496 млрд. руб., что составит 1006 млрд. руб., в общем этот показатель увеличился почти вдвое. Удельный вес этого показателя в общей массе доходов повышается от 9,3% до10,9%.
Следующий раздел доходов бюджета это налог на доходы физических лиц или так называемый подоходный налог. Основная налоговая ставка — 13 %. Некоторые виды доходов облагаются по другим ставкам: 9%, 30%, 35%. Налог на доходы физических лиц уплачивается гражданами Российской Федерации со всех видов доходов, полученных ими в календарном году, как в денежной, так и в натуральной форме. Это, в частности, заработная плата и премиальные выплаты, доходы от продажи имущества, гонорары за интеллектуальную деятельность, подарки и выигрыши, оплата за питание, обучение (за счет предприятия) и т.п.
Основная часть НДФЛ рассчитывается, удерживается и перечисляется в бюджет работодателем. Доходы от продажи имущества декларируются физическим лицом самостоятельно. По итогам года заполняется декларация и рассчитывается сумма налога, которую физическое лицо перечисляет в бюджет. Декларацию физическое лицо сдает в налоговую инспекцию по месту постоянного проживания (постановки на налоговый учет) до конца апреля года, следующего за годом получения дохода.
За рассматриваемый период наблюдаем что собираемость НДФЛ увеличивается к 2010 году на 124,68 млрд. рублей, к 2011- на 205,31 млрд.рублей, это связано с увеличением зарплат и с уменьшением организаций выдающих «з/п в конвертах», однако удельный вес НДФЛ в общем объеме доходов за этот период уменьшается на 2,68 % .
Единый социальный налог (ЕСН) предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь. С 1 января 2010 года единый социальный налог отменён, вместо него бывшие плательщики налога уплачивают страховые взносы в ПФР, ФСС, федеральный и территориальные ФОМСы согласно закону № 212-ФЗ от 24 июля 2009 года. В 2009 году ЕСН составил 975,97 млрд. рублей.
Следующий раздел это страховые взносы, доходы по этой статье увеличиваются, в 2009 году составляют 1324,57 млрд. рублей, в 2010 – 2279,25 млрд. рублей, а в 2011 году 3528,33 млрд. рублей. Увеличение доходов в 2010 году связано с отменой ЕСН и переводом этого налога в раздел страховых взносов.
Страховые взносы не являются налогом, поскольку они возмездны, то есть возвращаются застрахованным лицам в виде социальных пособий, медицинских услуг и пенсий (при наступлении страхового случая). Размер страховых взносов рассчитывается исходя из размеров оплаты труда работников предприятий, а также иных вознаграждений и выплат работникам предприятий. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы определяют суммы взносов в особом порядке.
Налог на добавленную стоимость (НДС) — косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части добавленной стоимости, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
В России НДС действует с 1992 года. Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года составляет 18 %.
Для некоторых продовольственных товаров и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10 %; для экспортируемых товаров — ставка 0 %. Чтобы экспортер получил право на нулевую ставку НДС при экспорте, он должен каждый раз подавать в налоговый орган заявление о возврате НДС и комплект подтверждающих документов. Установлен также ряд товаров, работ и услуг, операции по реализации которых не подлежат налогообложению (в частности, лицензированные образовательные услуги). Налогоплательщики, перешедшие на упрощённую систему налогообложения, не являются плательщиками налога.[10,c.56]
В последнее время высказывается ряд предложений по полной отмене НДС в России или дальнейшем сокращении его ставок, впрочем, в ближайшее время изменений по НДС не предвидится, так как за счёт НДС формируется около четверти федерального бюджета России. За рассматриваемый период доля НДС в общем доходе бюджета уменьшилась с 8,65 % до 8,41 %. В денежном же выражении увеличилась на 576,57 млрд. рублей.
Налог на добавленную стоимость на товары ввозимые на территорию РФ так же возросли - в 2011 году, по сравнению с 2009 выросли на 623,81 млрд. рублей. Что характерно для этого раздела, то здесь изменения связанны, с ввозимыми товарами, не подлежащих налогообложению в соответствии с действующим законодательством, а так же с товаром, освобожденным от налогообложения в соответствии с межправительственными соглашениями и др.
Акциз - косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется. Акциз служит важным источником доходов государственного бюджета современных стран. Размер акциза по многим товарам достигает половины, а иногда 2/3 их цены.
В 2009 году размер доходов по этой статье составил 327,41 млрд. рублей, в 2010 году – 441,36 млрд. рублей, в 2011 году – 603,88 млрд. рублей и таким образом вырос за три года почти в 2 раза.
В Госдуму внесен законопроект Минфина, который предусматривает повышение ставок акцизов на табак и алкоголь. Индексация акцизов предусмотрена в связи с повышением цен на потребительские товары, а также с учетом прогнозируемого уровня инфляции на 2012-2014 годы. Минфин предлагает в ближайшие годы резко повышать акцизы, чтобы в 2015 году вывести их на среднеевропейский уровень. Соответственно и доход по этой статье увеличится.
Следующая статья доходов это налог на совокупный доход. Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации, не превысил 15 млн. рублей (без учета налога на добавленную стоимость). При этом для организации численность работающих не должна превышать 100 человек; стоимость амортизируемого имущества, находящегося в собственности не должна превышать 100 млн. рублей. Ставки налогов различаются если объектом налогообложения являются доходы — 6%; если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, — 15%. [10,c.85]
В 2009 и 2010 году удельный вес этого налога в общем объеме доходов составляет 1,29% ,а в 2011 году снижается до 1,12 %. В денежном выражении доход от налога на совокупный доход возрос и в 2011 году составил 234,34 млрд.рублей.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Это значит, что налоговая ставка устанавливается законами субъектов РФ, но не может превышать 2,2 % (границы, установленной Налоговым Кодексом). Объектом налогообложения является имущество организации, которое числится на балансе предприятия. Налог на имущество физических лиц является местным налогом и регулируется Законом Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Плательщиками являются физические лица — собственники имущества. Объектами налогообложения являются жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, любое иное строение, помещение или сооружение, а также доля в праве общей собственности на указанные объекты. Налоговые ставки устанавливаются органами местного самоуправления, но должны быть в диапазоне ставок, указанных в федеральном законодательстве. Ставки зависят от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Для отдельных категорий граждан (например, инвалидов, пенсионеров) введены налоговые льготы.
Налог на имущество в 2009 году принес доход в общую казну бюджета 569,69 млрд. рублей, в 2010 году – 628,24 млрд. рублей, в 2011 году- 678,03 млрд. рублей. Однако в процентном соотношении с общим доходом показатель за три года уменьшился на 0,94%.
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — прямой, федеральный налог, взимаемый с недропользователей. С 1 января 2002 года НДПИ определяет глава 26 Налогового Кодекса РФ (НКРФ). Плательщиками НДПИ признаются пользователи недр — организации (российские и иностранные) и индивидуальные предприниматели.
В РФ практически все полезные ископаемые (за исключением общераспространённых: мел, песок, отдельные виды глины) являются гос. собственностью, и для добычи этих полезных ископаемых необходимо получить специальное разрешение и встать на учёт в качестве плательщика НДПИ .
Налогоплательщики уплачивают НДПИ по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование. Если добыча полезных ископаемых проводится в зоне континентального шельфа РФ или за пределами РФ (если территория находится под юрисдикцией России или арендуется ею) то пользователь становится на учет по месту нахождения организации или по месту жительства физ. лица. Налоговой базой является стоимость добытых полезных ископаемых (для всех полезных ископаемых, кроме нефти и природного газа). Для нефти и природного газа налоговой базой является количество добытого полезного ископаемого.
Этот показатель увеличился как в денежном выражении, так и в %, по сравнению с 2009 годом этот показатель вырос на 988,71 млрд. рублей и составил 2042,55 млрд. рублей, а удельный вес к 2011 году увеличился на 2 %, по сравнению с предыдущими годами.
Таможенная пошлина — обязательный платёж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральную таможенную службу. Ставки таможенных пошлин определяются в соответствии с ФЗ «О таможенном тарифе» Российской Федерации и зависят от вида товара, страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин.
В 2009 году доходы от сбора таможенных пошлин составили 2509,41 млрд. рублей , в 2010- 2853,09 млрд. рублей и в 2011 - 3712,49 млрд. рублей. Таким образом доход по этой статье увеличился в 1,5 раза.
К безвозмездным поступлениям относятся: дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации; иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования. Данный раздел доходов имел место только в 2010 году и составил 0,04 млрд. рублей.