Роль бюджета государства в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 13:52, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить теоретические основы бюджета России, определить значение бюджета в обеспечении экономических, политических социальных направлениях развития общества.
Для осуществления нашей цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть формирование и функции бюджета, основы бюджетного устройства РФ, принципы бюджетной системы, определить современные проблемы функционирования бюджета государства и изучить приоритетные направления бюджетной политики.

Содержание

Введение………………………………………………………………..
Ι Экономическая сущность и функции бюджета государства………
1.Понятие «бюджет»………………………………………………….
2.Функции бюджета……………………………………………………
3.Принципы бюджетной системы РФ……………………………….
ΙΙ Роль бюджета государства в национальной экономике…………
1.Доходы бюджета……………………………………………………
2.Расходы бюджета…………………………………………………….
3.Сбалансированность бюджета………………………………………
4.Межбюджетные отношения…………………………………………
ΙΙΙ Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

К прочим доходам бюджета относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей.

2.Расходы бюджета

Расходы   государственного  бюджета  –  это  экономические   отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных  средств  государства  и его использование по отраслевому, целевому  и  территориальному  назначению. Категория расходов  бюджета  проявляется  через  конкретные  виды  расходов, каждый  из  которых   может   быть   охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная  характеристика  позволяет  установить экономическую природу  и  общественное  назначение  каждого  вида  бюджетных расходов, количественная – их величину.

Далее проведем анализ расходов консолидированного бюджета за период 2009-2011гг. (таб.2)[13]

 

2009 год

2010 год

2011 год

По всем разделам и подразделам

16048,34

17301

20004,85

Социальная политика

4 718,78

5 863,18

6512,31

Национальная экономика

2 782,08

2 323,87

2793,81

Образование

1 783,51

1 893,88

2231,81

Здравоохранение, физическая культура и спорт

1 652,95

1 708,75

1933

Общегосударственные вопросы

1313,8

1438,91

1366,56

Национальная оборона

1191,19

1279,69

1517,18

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1245,92

1339,44

1518,59

Культура, кинематография, средства массовой информации

324,38

353,43

 360,2

Охрана окружающей среды

29,57

28,33

38,59

Жилищно-коммунальное хозяйство

1006,14

1071,49

1195,1


Таблица 2

Раздел социальная  политика имеет немаловажное значение и как видно занимает первое место в расходавании бюджета. Согласно таблице этот показатель наращивает свой потенциал, в 2009 году расходы составили 4718,8 млрд. рублей, а к 2011 году увеличиваются на 1793,5 млрд. рублей . Это связанно непосредственно с увеличением пенсий,  ростом численности пенсионеров. По данному разделу так же осуществляется исполнение расходных обязательств Российской Федерации по пенсионному обеспечению "военных" пенсионеров и судей, по выплате пособий по уходу за ребенком, выплате компенсации безработным гражданам, обеспечению инвалидов транспортными средствами и другие.

Вторым разделом в  распределении бюджетных средств является национальная экономика. В 2009 году составляет 2782,1 млрд. рублей, в 2010 году мы наблюдаем уменьшение расходов до 2323,9 млрд. руб. и в 2011 повышение до уровня 2009 года и составляют 2793,8 млрд. руб, хотя удельный вес в общем расходовании средств остается на уровне 2010 года и составляет чуть более 13%. К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации. Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.

Следующим разделом, удельный вес которого в общем объеме расходов остается примерно на одном и том же уровне, является образование, в 2009 году составляет  11.1%, 2010- 10,95%, 2011 -  11,16 %  от  общего объема расходов. Этот раздел аккумулирует расходы на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. В частности на дошкольное, общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее и послевузовское профессиональное образование, так же расходы на профессиональную переподготовку и повышение квалификации служащих и специалистов, расходы по организации оздоровительной кампании детей и молодежной политике и обеспечение деятельности учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в данной области.

Здравоохранение и спорт - это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.

В денежном выражении финансирование этого раздела растет с  1653,0  млрд. рублей в 2009 году до 1933,0 млрд. рублей в 2011 году. Расходы были направлены на повышение заработной платы медицинским работникам, оснащение поликлиник, больниц и медицинских  учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов и реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Он включает в себя мероприятия, направленные на широкое внедрение первичной профилактики среди населения; совершенствование системы оздоровления, восстановительного лечения и медицинской реабилитации; развитие Всероссийской службы медицины катастроф; создание системы профилактики, лечения и реабилитации наркологических больных; совершенствование сельского здравоохранения; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка; совершенствование механизмов обеспечения государственных гарантий предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи; модернизацию системы обязательного медицинского страхования; разработку и внедрение информационно-коммуникационных технологий в области здравоохранения; внедрение современных методов диагностики, лечения, профилактики заболеваний и реабилитации пациентов.  В результате реализации государственной программы увеличится продолжительность жизни населения (к 2020 году – 75 лет)[14]

Следующий раздел общегосударственные вопросы. В таблице мы видим, что этот показатель колеблется повышаясь в 2010 году и понижаясь до 1366,56 млрд. рублей в 2011. К основным подразделам можно отнести расходы на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации.

Далее рассмотрим сразу два раздела это национальная оборона и национальная безопасность. Как мы видим показатели по этим двум разделам растут. Финансирование национальной обороны увеличилось на 326 млрд. рублей, а национальной безопасности – на 272,67 млрд. рублей.

Средства расходуются на содержание Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационную и вневойсковую подготовку, содержание ядерно-оружейного комплекса, подготовку и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, реализацию международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества, так же содержание органов внутренних дел,  внутренних войск, органов юстиции, органов прокуратуры, системы исполнения наказаний, органов безопасности, органов пограничной службы. Не малые средства затрачены и на начавшуюся  реформу МВД.

Менее финансируемые разделы бюджета это  культура, кинематография и СМИ; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды. Удельный их вес в общих расходах страны остается на протяжении 3 лет примерно на одном уровне.

В сфере культуры  реализованы мероприятия, направленные на сохранение и повышение доступности объектов культурного наследия; развитие библиотечного дела и создание доступного цифрового контента библиотечных фондов; развитие музейного дела; обеспечение сохранности, пополнения и использования фильмофондов, архивных фондов; сохранение и развитие кинематографии; создание условий для доступа к произведениям кинематографии; поддержку молодых дарований в сфере культуры и искусства; укрепление единого культурного пространства России, интеграция российской культуры в мировое культурное пространство; повышение эффективности деятельности учреждений культуры.

Денежные средства жилищно – коммунального хозяйства были расходованы на мероприятия, направленные на увеличение объемов строительства качественного и доступного жилья, развитие ипотеки и других инструментов, повышающих доступность жилья, повышение качества жилищно-коммунального обслуживания. К 2011 году финансирование этой отрасли увеличилось на 189 млрд. рублей.

В сфере охраны окружающей среды реализованы мероприятия, направленные на обеспечение экологической безопасности и качества окружающей среды; сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира; сохранение площади страны, занятой государственными природными заповедниками и национальными парками; повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии; повышение эффективности функционирования системы экологического надзора; повышение эффективности функционирования системы государственной экологической экспертизы. Бюджет этой отрасли увеличился на 10 млрд. рублей.

 

 

3.Сбалансированность бюджета

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Этот принцип сбалансированности бюджета даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетной сбалансированности устраняет равновесие. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе неисполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным.

Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении. К методам сбалансированности бюджета относятся:

                  лимитирование бюджетных расходов;

                  совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;

                  выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;

                  построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений.

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:

                  введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;

                  строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;

                  определения оптимальных сроков осуществления расходов;

                  использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета.

В 2009 и 2010 году бюджет стал дефицитным , дефицит составил 2448,62 и 1269,07 млрд. рублей соответственно, а вот в 2011 году бюджет стал профицитным и профицит составил 848,83 млрд. рублей.[8]

4.Межбюджетные отношения

Для достижения стабильности и равности бюджетов субъектов федерации существует еще одно звено бюджетного устройства – межбюджетные отношения.

Межбюджетные отношения — это взаимоотношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с регулированием бюджетных правоотношений, формированием и исполнением соответствующих обязательств бюджетов.

Организация межбюджетных отношений строится на основе распределения всех доходов на собственные и регулирующие и путем предоставления различных форм финансовой помощи.

Финансовая помощь – это денежные средства, которые предоставлены из вышестоящих бюджетов в нижестоящие во-первых, для покрытия недостатка собственных регулирующих доходов, и во-вторых, для выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности и уровня потребления государственных услуг.

Основные виды финансовой помощи:

1.                  Дотации. Это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов при недостаточности собственных доходов. Эти средства выделяются в основном на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.

2.                  Субвенции. Это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов.

Информация о работе Роль бюджета государства в РФ