Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 13:52, курсовая работа
Цель работы – изучить теоретические основы бюджета России, определить значение бюджета в обеспечении экономических, политических социальных направлениях развития общества.
Для осуществления нашей цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть формирование и функции бюджета, основы бюджетного устройства РФ, принципы бюджетной системы, определить современные проблемы функционирования бюджета государства и изучить приоритетные направления бюджетной политики.
Введение………………………………………………………………..
Ι Экономическая сущность и функции бюджета государства………
1.Понятие «бюджет»………………………………………………….
2.Функции бюджета……………………………………………………
3.Принципы бюджетной системы РФ……………………………….
ΙΙ Роль бюджета государства в национальной экономике…………
1.Доходы бюджета……………………………………………………
2.Расходы бюджета…………………………………………………….
3.Сбалансированность бюджета………………………………………
4.Межбюджетные отношения…………………………………………
ΙΙΙ Совершенствование бюджетных отношений в Российской Федерации………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………
К прочим доходам бюджета относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства; доходы от продажи материальных и нематериальных активов; административные платежи и сборы; штрафы, санкции, возмещение ущерба; целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей.
2.Расходы бюджета
Расходы государственного бюджета – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная – их величину.
Далее проведем анализ расходов консолидированного бюджета за период 2009-2011гг. (таб.2)[13]
| 2009 год | 2010 год | 2011 год |
По всем разделам и подразделам | 16048,34 | 17301 | 20004,85 |
Социальная политика | 4 718,78 | 5 863,18 | 6512,31 |
Национальная экономика | 2 782,08 | 2 323,87 | 2793,81 |
Образование | 1 783,51 | 1 893,88 | 2231,81 |
Здравоохранение, физическая культура и спорт | 1 652,95 | 1 708,75 | 1933 |
Общегосударственные вопросы | 1313,8 | 1438,91 | 1366,56 |
Национальная оборона | 1191,19 | 1279,69 | 1517,18 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1245,92 | 1339,44 | 1518,59 |
Культура, кинематография, средства массовой информации | 324,38 | 353,43 | 360,2 |
Охрана окружающей среды | 29,57 | 28,33 | 38,59 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 1006,14 | 1071,49 | 1195,1 |
Таблица 2
Раздел социальная политика имеет немаловажное значение и как видно занимает первое место в расходавании бюджета. Согласно таблице этот показатель наращивает свой потенциал, в 2009 году расходы составили 4718,8 млрд. рублей, а к 2011 году увеличиваются на 1793,5 млрд. рублей . Это связанно непосредственно с увеличением пенсий, ростом численности пенсионеров. По данному разделу так же осуществляется исполнение расходных обязательств Российской Федерации по пенсионному обеспечению "военных" пенсионеров и судей, по выплате пособий по уходу за ребенком, выплате компенсации безработным гражданам, обеспечению инвалидов транспортными средствами и другие.
Вторым разделом в распределении бюджетных средств является национальная экономика. В 2009 году составляет 2782,1 млрд. рублей, в 2010 году мы наблюдаем уменьшение расходов до 2323,9 млрд. руб. и в 2011 повышение до уровня 2009 года и составляют 2793,8 млрд. руб, хотя удельный вес в общем расходовании средств остается на уровне 2010 года и составляет чуть более 13%. К этому разделу относятся полномочия по регулированию и поддержке экономической деятельности, включая вопросы природопользования, развития инфраструктуры и природно-ресурсного потенциала, государственной поддержки отдельных отраслей экономики в основном отнесены к ведению Российской Федерации. Основное место в их структуре занимают бюджетные ассигнования на транспорт, воспроизводство минерально-сырьевой базы, сельское хозяйство и рыболовство, связь и информатику, другие вопросы в области национальной экономики.
Следующим разделом, удельный вес которого в общем объеме расходов остается примерно на одном и том же уровне, является образование, в 2009 году составляет 11.1%, 2010- 10,95%, 2011 - 11,16 % от общего объема расходов. Этот раздел аккумулирует расходы на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. В частности на дошкольное, общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее и послевузовское профессиональное образование, так же расходы на профессиональную переподготовку и повышение квалификации служащих и специалистов, расходы по организации оздоровительной кампании детей и молодежной политике и обеспечение деятельности учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в данной области.
Здравоохранение и спорт - это один из наиболее важных показателей, т.к. от финансирования этого раздела способность населения страны участвовать во всех сферах производства. Т.е. с помощью трудовых ресурсов, осуществляются все поставленные задачи государства, малых организаций, фабрик, заводов и т.д.
В денежном выражении финансирование этого раздела растет с 1653,0 млрд. рублей в 2009 году до 1933,0 млрд. рублей в 2011 году. Расходы были направлены на повышение заработной платы медицинским работникам, оснащение поликлиник, больниц и медицинских учреждений новым оборудованием, закупки медикаментов и реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». Он включает в себя мероприятия, направленные на широкое внедрение первичной профилактики среди населения; совершенствование системы оздоровления, восстановительного лечения и медицинской реабилитации; развитие Всероссийской службы медицины катастроф; создание системы профилактики, лечения и реабилитации наркологических больных; совершенствование сельского здравоохранения; обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка; совершенствование механизмов обеспечения государственных гарантий предоставления гражданам бесплатной медицинской помощи; модернизацию системы обязательного медицинского страхования; разработку и внедрение информационно-коммуникационных технологий в области здравоохранения; внедрение современных методов диагностики, лечения, профилактики заболеваний и реабилитации пациентов. В результате реализации государственной программы увеличится продолжительность жизни населения (к 2020 году – 75 лет)[14]
Следующий раздел общегосударственные вопросы. В таблице мы видим, что этот показатель колеблется повышаясь в 2010 году и понижаясь до 1366,56 млрд. рублей в 2011. К основным подразделам можно отнести расходы на судебную систему, обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов надзора, обслуживание государственного и муниципального долга и другие общегосударственные вопросы. Непосредственно увеличение заработной платы госслужащим (депутатам и их помощникам, судьям, увеличением компенсационных вознаграждений присяжным и арбитражным заседателям, помощников судей арбитражных судов, секретарей судебных заседаний арбитражных судов и т.д.), проведение капитального ремонта административных зданий, обеспечение деятельности Счетной палаты Российской Федерации.
Далее рассмотрим сразу два раздела это национальная оборона и национальная безопасность. Как мы видим показатели по этим двум разделам растут. Финансирование национальной обороны увеличилось на 326 млрд. рублей, а национальной безопасности – на 272,67 млрд. рублей.
Средства расходуются на содержание Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационную и вневойсковую подготовку, содержание ядерно-оружейного комплекса, подготовку и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности, реализацию международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества, так же содержание органов внутренних дел, внутренних войск, органов юстиции, органов прокуратуры, системы исполнения наказаний, органов безопасности, органов пограничной службы. Не малые средства затрачены и на начавшуюся реформу МВД.
Менее финансируемые разделы бюджета это культура, кинематография и СМИ; жилищно-коммунальное хозяйство; охрана окружающей среды. Удельный их вес в общих расходах страны остается на протяжении 3 лет примерно на одном уровне.
В сфере культуры реализованы мероприятия, направленные на сохранение и повышение доступности объектов культурного наследия; развитие библиотечного дела и создание доступного цифрового контента библиотечных фондов; развитие музейного дела; обеспечение сохранности, пополнения и использования фильмофондов, архивных фондов; сохранение и развитие кинематографии; создание условий для доступа к произведениям кинематографии; поддержку молодых дарований в сфере культуры и искусства; укрепление единого культурного пространства России, интеграция российской культуры в мировое культурное пространство; повышение эффективности деятельности учреждений культуры.
Денежные средства жилищно – коммунального хозяйства были расходованы на мероприятия, направленные на увеличение объемов строительства качественного и доступного жилья, развитие ипотеки и других инструментов, повышающих доступность жилья, повышение качества жилищно-коммунального обслуживания. К 2011 году финансирование этой отрасли увеличилось на 189 млрд. рублей.
В сфере охраны окружающей среды реализованы мероприятия, направленные на обеспечение экологической безопасности и качества окружающей среды; сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира; сохранение площади страны, занятой государственными природными заповедниками и национальными парками; повышение эффективности функционирования системы гидрометеорологии; повышение эффективности функционирования системы экологического надзора; повышение эффективности функционирования системы государственной экологической экспертизы. Бюджет этой отрасли увеличился на 10 млрд. рублей.
3.Сбалансированность бюджета
Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования. Этот принцип сбалансированности бюджета даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетной сбалансированности устраняет равновесие. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе неисполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным.
Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.
Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.
Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнении. К методам сбалансированности бюджета относятся:
лимитирование бюджетных расходов;
совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;
выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;
построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений.
В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:
введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;
строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;
определения оптимальных сроков осуществления расходов;
использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета.
В 2009 и 2010 году бюджет стал дефицитным , дефицит составил 2448,62 и 1269,07 млрд. рублей соответственно, а вот в 2011 году бюджет стал профицитным и профицит составил 848,83 млрд. рублей.[8]
4.Межбюджетные отношения
Для достижения стабильности и равности бюджетов субъектов федерации существует еще одно звено бюджетного устройства – межбюджетные отношения.
Межбюджетные отношения — это взаимоотношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с регулированием бюджетных правоотношений, формированием и исполнением соответствующих обязательств бюджетов.
Организация межбюджетных отношений строится на основе распределения всех доходов на собственные и регулирующие и путем предоставления различных форм финансовой помощи.
Финансовая помощь – это денежные средства, которые предоставлены из вышестоящих бюджетов в нижестоящие во-первых, для покрытия недостатка собственных регулирующих доходов, и во-вторых, для выравнивания уровня минимальной бюджетной обеспеченности и уровня потребления государственных услуг.
Основные виды финансовой помощи:
1. Дотации. Это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов при недостаточности собственных доходов. Эти средства выделяются в основном на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.
2. Субвенции. Это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов.