Риски предприятий реального сектора

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 19:51, лекция

Описание работы

Производственный риск — это вероятность убытков или дополнительных издержек, связанных со сбоями или остановкой производственных процессов, нарушением технологии выполнения операций, низким качеством сырья или работы персонала и т. п.
Этот вид риска наиболее чувствителен к изменению намеченных объемов производства и реализации продукции, плановых материальных и трудовых затрат, к изменению цен, браку, дефектности изделий и др. В современных условиях в России производственный риск велик, поэтому производственная деятельность стала наиболее рисковой.

Работа содержит 1 файл

ФСПиПР Лекция 6.doc

— 427.00 Кб (Скачать)

Замена материалов может  отрицательно отразиться и на цене продукции, если заменяющие материалы  дороже заменяемых. Тогда и при  улучшении качества изделий спрос  на них упадет, если разница в цене окажется существенной для потребителя.

Наиболее сложным представляется анализ влияния закупочной политики на риск невостребованности. Если предприятие  следует современной закупочной политике, то оно старается приобретать  материалы крупными партиями, что позволяет экономить на цене единицы ресурса.

Одной из причин риска  невостребованности вследствие удорожания продукции являются отходы материалов. В одних отраслях из-за особенности  технологии и требований, предъявляемых  к качеству конечной продукции, они планируются, в других – не планируются, но по различным причинам возникают. Основными причинами являются:

    • нарушение технологического процесса производства продукции;
    • замена материала, предусмотренного технологией;
    • качество материала;
    • квалификация персонала.

Они характерны и для  образования сверхнормативных отходов.

Направления изучения причин возникновения риска невостребованности продукции по факторам производства, представим на рис. 1.

Рисунок 1 – Взаимосвязь причин возникновения риска невостребованности продукции и факторов производства

 

Время возникновения риска невостребованности продукции тесно связано с  ее жизненным циклом, поэтому будем его трактовать именно в такой связи. Выделим следующие этапы жизненного цикла продукции (см. рис. 2)

 

Рисунок 2 – Этапы жизненного цикла продукции

На каждом этапе существуют специфические причины возникновения  риска, методы сбора информации, методы и показатели анализа, способы избежания риска, пути преодоления и возможные последствия риска невостребованности продукции.

Одновременно надо учитывать  действие жизненного цикла готовой  продукции, т.е. товара. Исследование рынка  с присущими ему чертами – конкурентностью, емкостью и т.д. уже на этапе подготовки продукции позволит подготовить к производству изделия, отвечающие желаниям потребителей и вывести их на рынок с должным качеством и в количестве, которое рынок может принять.

Для этого при конструировании изделия предпочтительны методы функционально-стоимостного анализа. На других этапах жизненного цикла продукции могут применяться иные специфические методы предварительного, текущего и последующего экономического анализа.

 

Время выявления риска невостребованности продукции

 

Чем позже относительно каждой стадии жизненного цикла продукции  производится экономико-статистический анализ, тем позже мы обнаружим  риск, возникший на его ранних этапах, что может вызвать отрицательные  финансовые последствия для предприятия.

По времени обнаружения  риска невостребованности продукции  можно выделить три периода: предшествующий, текущий и последующий ее производству.

Лучше всего, если изготовитель обнаружит риск в предшествующем производству периоде в процессе предварительного для данного этапа анализа, когда предприятие еще не понесло производственные затраты. Тогда экономический ущерб будет включать издержки на исследование рынка, разработку изделия и некоторые другие. Сопоставление данных о динамике продаж за ряд периодов позволит увидеть и тенденцию спроса, и квалифицированность работников планового отдела.

Обнаружение риска в  процессе изготовления продукции может  серьезно пошатнуть финансовое состояние  предприятия, если невостребованной окажется продукция, имеющая значительную долю в объеме производства предприятия. При этом в сумму ущерба, кроме уже отмеченных, войдут издержки на подготовку, освоение, производство и частичную реализацию продукции.

Хуже обнаружить наличие  риска, а тем более отсутствие спроса, когда изготовлена вся партия продукции. Это может привести предприятие к банкротству.

Данная группировка  вызывает специфические для каждого  временного периода управленческие решения.

В первом периоде можно  не приступать к производству "рисковой продукции" и заменить запланированный объем выпуском других изделий.

Во втором периоде  еще можно внести изменения в  дизайн, конструкцию, цену изделия в  соответствии с пожеланиями потребителя.

В третьем периоде  – остается думать лишь о сохранении финансовой устойчивости фирмы.

Один из важных классификационных  признаков – вид продукции. Она  является носителем издержек производства и через ее реализацию происходит их возмещение. Поэтому для предупреждения риска невостребованности надо знать  не только, что и в каком объеме готово для продажи, но и на каком этапе жизненного цикла находится конкретная ассортиментная позиция.

В качестве инструмента  анализа можно предложить для  этого шахматную таблицу, в которой  по строкам показываются важнейшие  виды продукции предприятия. По графам их объемы распределяются по стадиям ее жизненного цикла. Итоговая графа может содержать управленческое решение по дальнейшему производству изделий каждого вида. По итоговой строке можно подсчитать объемы продукции важнейших позиций номенклатурного плана на каждом этапе ее жизненного цикла (см. табл. 1). Это позволит своевременно внести изменения в производственную программу предприятия и уточнить возможное изменение сбыта продукции.

 

Таблица 1 – Выпуск важнейших  видов товарной продукции по стадиям ее жизненного цикла (в неденоминированных ценах)

№ п/п

Этапы

жизненного 

цикла

продук-

ции

Освоение производ-ства

(тыс. руб.)

Производство (тыс. руб.)

Управлен-ческое решение

 

 

Вид

продукции

 

 

Выведе-ние на рынок

Утвержде-ние на рынке

Зрелость

Падение спроса (реализа-ции)

 

 

 

 

Платье хлопчато-бумажное

арт. 85003455

 

 

 

 

 

 

190

 

 

Модификация

 

 

Платье детское хлопчато-бумажное

арт. 21711Б70

 

 

 

 

26

 

 

 

 

Продолжить производство

 

 

Брюки хлопчато-бумажные

арт. 17289Б37

 

 

 

 

 

 

 

 

63

Снять с производства

 

 

Блузка 

арт. 23742А98

 

 

70

 

 

 

 

 

 

Следить за спросом

 

 

Брюки шерстяные 

арт. 17289Б40

 

 

 

 

 

 

80

 

 

Модификация

 

 

Комплект – сувенир

173

 

 

 

 

 

 

 

 

Запуск в производство

 

 

Спортивные трусы 

арт. 85003275

 

 

 

 

 

 

 

 

17

Снять с производства

 

 

Постельное белье

арт. 85003470

 

 

 

 

 

 

70

 

 

Продолжить производство

 

 

Белье

арт. 85003456

 

 

 

 

 

 

 

 

33

Снять с производства

 

 

Итого на этапе:

173

70

26

340

113

722

 

 

В % к итогу:

23,96

9,70

3,60

47,09

15,65

100

 

 

 

 

 

 

37,26

 

 

62,

74

100


Классификация риска  невостребованности продукции по потребителю важна, поскольку он является субъектом, возмещающим издержки на ее реализацию. И чем скорее мы увидим, где возникает риск, в какой сумме экономического ущерба но выражается, каковы его тенденции и степень устойчивости в динамике, тем быстрее мы примем меры для его избежания в дальнейшем. Облегчает такой поиск и анализ таблица (см. табл. 2)

 

Таблица 2 – Распределение  важнейших видов товарной продукции  по потребителям

Потребители

Важнейшие виды товарной продукции 

(тыс. руб.)

Итого по потребителю 

п/п

продукции

А

Б

В

Г

...

(тыс. руб.)

1

Предприятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

База

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Магазин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого продукции:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важной аналитической  процедурой является выявление риска  невостребованности по каналам сбыта. Если он обнаружен и существует тенденция к его устойчивости, следует углубить анализ, изучив рисковые каналы по способам, времени реализации, месту расположения относительно потребителя, уровню цен на продукцию, поставляемую предприятием. Без подобного анализа оно не сможет, не имея объективной информации, правильно построить свою ассортиментную политику. Инструментом анализа и здесь служит таблица (см. табл. 3)

 

Таблица 3 – Каналы сбыта  важнейших видов товарной продукции 

Каналы 

Важнейшие виды товарной продукции 

(тыс. руб.)

Управленческое 

п/п

сбыта

А

Б

В

...

Итого продукции

решение

1

а

б

Производитель-потребитель 

(по прямым связям) – всего,  в том числе: 

завод-завод 

другие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Оптовая торговля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Мелкий опт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Розничная торговля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого по виду продукции:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Транспортный  риск

 

Транспортный (логистический) риск – риск, отражающий потенциальную возможность потери или снижения качества товара в процессе его транспортировки от продавца к покупателю.

В общей классификации  рисков принято различать транспортные и специальные риски. Транспортные риски подразделяются на риски каско  и карго. Транспортные риски каско  подразумевают страхование воздушных, морских, речных судов, железнодорожного подвижного состава и автомобильного во время движения, стоянки, простоя или ремонта. Транспортные риски карго подразумевают страхование грузов, перевозимых на этом транспорте. Специальные риски подразумевают риски перевозок особо ценных грузов, например благородных металлов, драгоценных камней, произведений искусств, наличных денег и т. д. Содержание специальных грузов оговаривается в особых условиях договора страхования и может быть включено в объем ответственности страховщика.

Информация о работе Риски предприятий реального сектора