Расходы федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи работы определили её композицию. Дипломная работа со- стоит из следующих частей:
- Введение, в котором определяется объект исследования, описываются цели, задачи, композиция курсовой работы;
- Теоретическая часть, в которой излагается понятийный механизм бюджетной категории;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации
1.2 Федеральный бюджет как инструмент государственной политики
1.3 Расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения
2 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов
2.2 Анализ формирования расходов федерального бюджета

3 ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Работа содержит 1 файл

Финансы - Федеральный бюджет (курсовая).docx

— 66.47 Кб (Скачать)

     Сокращение  доходов ожидается не только из – за ухудшения макроэкономических условий развития экономики, но и в результате реализации мер налогового стимулирования, принятых в целях преодоления последствий кризиса. Так, на 4 п.п. была снижена ставка налога на прибыль (за счет поступлений в федеральный бюджет), еще 0,5 п.п. федеральной ставки было передано в региональные бюджеты. В результате  ставка налога на прибыль, поступающего в федеральный бюджет снизилась с 6,5% до 2%. Эта мера стоит федеральному бюджету около 1% ВВП в условиях 2009 года.

     Наряду  с антикризисными мерами проведение бюджетной политики должно ориентироваться  на складывающуюся в экономике ситуацию.

     Развитие  экономики в 2010 - 2012 годах будет определяться тремя основными факторами. Первый связан с выходом мировой экономики из кризиса и динамикой цен на главные сырьевые ресурсы. Второй определяется развитием частных инвестиций. Третий связан с эффективностью мер государственной антикризисной политики.

     Согласно  текущему прогнозу социально-экономического развития в период 2010 - 2012 годов на фоне стабилизации мировой экономики и благодаря реализуемым правительством антикризисным мерам в России восстановится положительная динамика экономического роста. В 2010 году прирост ВВП составит 1,0%, после чего он будет постепенно повышаться: до 2,6% - в 2011 году  и 3,8% - в 2012 году.

     Прогноз добычи нефти учитывает то, что  с течением времени уровень добычи на выработанных месторождениях будет  снижаться, а возможности добычи на новых месторождениях будут ограничены. В целом, к 2011-2012 годам добыча стабилизируется  на уровне 483 млн. т. в год.

     Экспорт нефти будет постепенно снижаться, при этом внутреннее потребление  нефти с ростом российской экономики  будет наращиваться.

     Объем добычи газа, после резкого падения  из-за низкого внутреннего и внешнего спроса в 2009 году, в последующие годы начнет восстанавливаться.

     Прирост инвестиций в основной капитал  в 2010 году составит порядка 0,5% и будет  происходить главным образом  за счет капитальных вложений в естественные монополии, а также в отрасли  с высокой долей государственного финансирования – транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ и жилищное строительство. В 2011 - 2012 годах предполагается оживление инвестиционной активности во всех сегментах экономики благодаря стабилизации банковской системы и росту кредитования. Прирост инвестиций в 2011-2012 годах составит 6% и 9% соответственно.

     Доходы  населения в реальном выражении  в 2010 году снизятся на 0,7% по сравнению  с уровнем 2009 года. В последующие  годы реальные доходы будут умеренно расти с темпом 2 - 3% в год. Средняя номинальная заработная плата согласно прогнозу будет увеличиваться на  10 - 11%  в год.

     Целевые параметры инфляции на 2010 год определены на уровне 10%, на 2011 год - 7 - 8%, на 2012 год - 5 - 7%. 

     2.2 Основные подходы к формированию бюджетных расходов 

     Проектировки  расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определены в соответствии с принципами, сформулированными  в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной  политике в 2010 - 2102 годах, в котором, в частности, отмечено:

     «Снижение под воздействием мирового финансового  кризиса доходов федерального бюджета  и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера  дефицита бюджета, а также обеспечение  сбалансированности пенсионной системы  в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов  и структуры бюджетных расходов, что  может привести по ряду направлений  к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010 - 2012 годах по сравнению  с 2009 годом.

     Эта вынужденная мера должна реализовываться  совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными  на оптимизацию бюджетных расходов. Необходимо обеспечить максимально  эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих  первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие государства в тех сферах, где в необходимых объемах и качественно  услуги гражданам могут предоставляться рыночными частными институтами».

     В качестве основных приоритетов бюджетных  расходов Бюджетным посланием определены финансовое обеспечение пенсионной реформы, безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным  повышением  адресности социальной помощи, формирование заделов на будущее (прежде всего, путем реализации приоритетных национальных проектов, поддержки жилищного  строительства, повышения качества услуг образования и здравоохранения), стимулирование прогрессивных структурных  сдвигов в экономике, повышение  обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки, реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда, финансовое обеспечение модернизации армии и формирования ее качественно нового облика, выполнения принятых Российской Федерацией международных обязательств, в том числе - по проведению крупных международных мероприятий.

     Наряду  с реализацией указанных приоритетов  при планировании расходов федерального бюджета учтены внесенные в соответствии с Бюджетным посланием, изменения  в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие формирование бюджетных  ассигнований в ведомственной структуре  расходов федерального бюджета только на 2010 год с определением на плановый период 2011 - 2012 годов среднесрочных  «потолков» расходов по разделам классификации  расходов и субъектам бюджетного планирования. Такой подход, сохраняя базовые принципы среднесрочного федерального бюджета, создает необходимые ориентиры для субъектов бюджетного планирования по бюджетным проектировкам и стимулы для реструктуризации и повышения эффективности расходных обязательств.

     Предельный  объем расходов федерального бюджета  на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определен исходя из прогноза поступления доходов в федеральный  бюджет и источников покрытия дефицита с учетом ограничений, необходимых  для обеспечения макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы (таблица 1).

     Таблица  1 Расчет предельного объема расходов федерального бюджета, млрд. руб.

     
Показатель Оценка Прогноз
2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
1 2 3 4 5
Доходы 6 561,3 6 636,2 7 346,9 8 097,4
% к ВВП 17,0 15,7 15,7 15,5
Источники покрытия дефицита 3 418,8 3 186,6 2 011,7 1 563,8
% к ВВП 8,9 7,5 4,3 3,0
Расходы (предельный объем) (1+2) 9 980,1 9 822,8 9 358,6 9 661,2
% к ВВП 25,9 23,2 20,0 18,5
в том числе нераспределенные ресурсы    80,0* 234,0** 483,1**
% к общему объему расходов   0,8 2,5 5,0
Изменения к  предыдущему году 2409,2 - 157,3 - 464,2 302,6
% (в номинальном выражении) 6,3 - 1,6 - 4,7 3,2
% (в реальном выражении) 5,5 - 1,8 - 5,1 3,0

     * - резерв в составе ведомственной  структуры расходов; ** - условно утверждаемые  расходы. 

     Принятые  для формирования проекта федерального бюджета объективно обусловленные макроэкономические ограничения задают «потолки» расходов федерального бюджета при их сокращении в номинальном выражении в 2010 - 2011 годах и некотором увеличении по сравнению с предыдущим годом в 2012 году.

     При этом несмотря на  сокращение общего объема расходов в реальном выражении и их доли в ВВП объем расходов федерального бюджета по отношению к ВВП в 2010 - 2012 годах будет превышать показатели 2005 - 2006 годов (15,9 - 16,3% ВВП) и 2007 - 2008 годов (18,1 - 18,2% ВВП). Особенно значительным это превышение будет в 2010 году, что вызвано необходимостью исполнения принятых расходных обязательств и реализации антикризисного плана Правительства Российской Федерации, включающего, в том числе решение об отсрочке введения решения об увеличении страховых взносов в систему социального страхования, приводящее к значительному увеличению расходов федерального бюджета на финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации (таблица 2).

     Таблица 2.  Динамика расходов федерального бюджета, в % к ВВП

     
Показатель Отчет Оценка Прогноз
2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Расходы федерального бюджета, в % к ВВП 16,3 15,9 18,1 18,2 25,9 23,2 20,0 18,5
 

     Формирование  структуры расходов федерального бюджета  с учетом задачи поэтапной адаптации  бюджетной системы к сокращению бюджетных расходов в % к ВВП осуществлялось на основе следующих подходов (таблица 3):

     1) выделение расходных обязательств  Российской Федерации, обусловленных  действующим законодательством  или международными соглашениями  и подлежащих исполнению в  полном объеме (публичных и приравненных  к ним расходных обязательств), основными из которых являются;

     обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда  Российской Федерации;

     пенсионное  обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц;

     социальные  пособия и компенсации (федеральные  мандаты);

     формирование  стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях;

     финансовое  обеспечение судебной системы;

     обслуживание  государственного долга Российской Федерации;

     выполнение  международных и  налоговых обязательств федеральных учреждений, выступающих в договорных отношениях от имени Российской Федерации;

     предоставление  субвенций субъектам Российской Федерации на выполнение «делегированных» полномочий;

     2) выделение бюджетных ассигнований  на реализацию приоритетных направлений  государственной политики (мероприятий), основными из которых являются:

     обеспечение федеральных обязательств по оплате труда и денежному довольствию  военнослужащих;

     обеспечение обороноспособности, безопасности и  правоохранительной деятельности;

     реализация  приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование»;

     поддержка высокотехнологичных отраслей и  научно - технических инноваций;

     развитие  транспортной системы;

     поддержка агропромышленного комплекса и  развитие села;

     обеспечение жильем, в том числе обеспечение  жильем военнослужащих;

     подготовка  особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году);

     предоставление  дотаций на выравнивание бюджетной  обеспеченности субъектов Российской Федерации и межбюджетных субсидий социального характера;

       3)  определение объемов бюджетных ассигнований на исполнение других расходных обязательств с уточнением сроков решения поставленных задач, концентрации ресурсов на наиболее значимых мероприятиях и объектах, оптимизации расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений с учетом отраслевых особенностей, повышение эффективности средств, направляемых на поддержку реального сектора экономики, отказа от непервоочередных расходов.  

Информация о работе Расходы федерального бюджета