Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:26, курсовая работа
Цели и задачи работы определили её композицию. Дипломная работа со- стоит из следующих частей:
- Введение, в котором определяется объект исследования, описываются цели, задачи, композиция курсовой работы;
- Теоретическая часть, в которой излагается понятийный механизм бюджетной категории;
ВВЕДЕНИЕ
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации
1.2 Федеральный бюджет как инструмент государственной политики
1.3 Расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения
2 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов
2.2 Анализ формирования расходов федерального бюджета
3 ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Сокращение доходов ожидается не только из – за ухудшения макроэкономических условий развития экономики, но и в результате реализации мер налогового стимулирования, принятых в целях преодоления последствий кризиса. Так, на 4 п.п. была снижена ставка налога на прибыль (за счет поступлений в федеральный бюджет), еще 0,5 п.п. федеральной ставки было передано в региональные бюджеты. В результате ставка налога на прибыль, поступающего в федеральный бюджет снизилась с 6,5% до 2%. Эта мера стоит федеральному бюджету около 1% ВВП в условиях 2009 года.
Наряду с антикризисными мерами проведение бюджетной политики должно ориентироваться на складывающуюся в экономике ситуацию.
Развитие экономики в 2010 - 2012 годах будет определяться тремя основными факторами. Первый связан с выходом мировой экономики из кризиса и динамикой цен на главные сырьевые ресурсы. Второй определяется развитием частных инвестиций. Третий связан с эффективностью мер государственной антикризисной политики.
Согласно текущему прогнозу социально-экономического развития в период 2010 - 2012 годов на фоне стабилизации мировой экономики и благодаря реализуемым правительством антикризисным мерам в России восстановится положительная динамика экономического роста. В 2010 году прирост ВВП составит 1,0%, после чего он будет постепенно повышаться: до 2,6% - в 2011 году и 3,8% - в 2012 году.
Прогноз добычи нефти учитывает то, что с течением времени уровень добычи на выработанных месторождениях будет снижаться, а возможности добычи на новых месторождениях будут ограничены. В целом, к 2011-2012 годам добыча стабилизируется на уровне 483 млн. т. в год.
Экспорт нефти будет постепенно снижаться, при этом внутреннее потребление нефти с ростом российской экономики будет наращиваться.
Объем добычи газа, после резкого падения из-за низкого внутреннего и внешнего спроса в 2009 году, в последующие годы начнет восстанавливаться.
Прирост
инвестиций в основной капитал в
2010 году составит порядка 0,5% и будет
происходить главным образом
за счет капитальных вложений в естественные
монополии, а также в отрасли
с высокой долей
Доходы населения в реальном выражении в 2010 году снизятся на 0,7% по сравнению с уровнем 2009 года. В последующие годы реальные доходы будут умеренно расти с темпом 2 - 3% в год. Средняя номинальная заработная плата согласно прогнозу будет увеличиваться на 10 - 11% в год.
Целевые
параметры инфляции на 2010 год определены
на уровне 10%, на 2011 год - 7 - 8%, на 2012 год
- 5 - 7%.
2.2
Основные подходы к формированию бюджетных
расходов
Проектировки расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов определены в соответствии с принципами, сформулированными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2102 годах, в котором, в частности, отмечено:
«Снижение
под воздействием мирового финансового
кризиса доходов федерального бюджета
и необходимость соблюдения объективно
обусловленных ограничений
Эта
вынужденная мера должна реализовываться
совместными усилиями всех участников
бюджетного процесса, направленными
на оптимизацию бюджетных
В
качестве основных приоритетов бюджетных
расходов Бюджетным посланием определены
финансовое обеспечение пенсионной
реформы, безусловное выполнение социальных
обязательств государства с одновременным
повышением адресности социальной
помощи, формирование заделов на будущее
(прежде всего, путем реализации приоритетных
национальных проектов, поддержки жилищного
строительства, повышения качества
услуг образования и
Наряду
с реализацией указанных
Предельный
объем расходов федерального бюджета
на 2010 год и на плановый период 2011
и 2012 годов определен исходя из прогноза
поступления доходов в
Таблица 1 Расчет предельного объема расходов федерального бюджета, млрд. руб.
Показатель | Оценка | Прогноз | ||
2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Доходы | 6 561,3 | 6 636,2 | 7 346,9 | 8 097,4 |
% к ВВП | 17,0 | 15,7 | 15,7 | 15,5 |
Источники покрытия дефицита | 3 418,8 | 3 186,6 | 2 011,7 | 1 563,8 |
% к ВВП | 8,9 | 7,5 | 4,3 | 3,0 |
Расходы (предельный объем) (1+2) | 9 980,1 | 9 822,8 | 9 358,6 | 9 661,2 |
% к ВВП | 25,9 | 23,2 | 20,0 | 18,5 |
в том числе нераспределенные ресурсы | 80,0* | 234,0** | 483,1** | |
% к общему объему расходов | 0,8 | 2,5 | 5,0 | |
Изменения к предыдущему году | 2409,2 | - 157,3 | - 464,2 | 302,6 |
% (в номинальном выражении) | 6,3 | - 1,6 | - 4,7 | 3,2 |
% (в реальном выражении) | 5,5 | - 1,8 | - 5,1 | 3,0 |
*
- резерв в составе
Принятые для формирования проекта федерального бюджета объективно обусловленные макроэкономические ограничения задают «потолки» расходов федерального бюджета при их сокращении в номинальном выражении в 2010 - 2011 годах и некотором увеличении по сравнению с предыдущим годом в 2012 году.
При этом несмотря на сокращение общего объема расходов в реальном выражении и их доли в ВВП объем расходов федерального бюджета по отношению к ВВП в 2010 - 2012 годах будет превышать показатели 2005 - 2006 годов (15,9 - 16,3% ВВП) и 2007 - 2008 годов (18,1 - 18,2% ВВП). Особенно значительным это превышение будет в 2010 году, что вызвано необходимостью исполнения принятых расходных обязательств и реализации антикризисного плана Правительства Российской Федерации, включающего, в том числе решение об отсрочке введения решения об увеличении страховых взносов в систему социального страхования, приводящее к значительному увеличению расходов федерального бюджета на финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации (таблица 2).
Таблица 2. Динамика расходов федерального бюджета, в % к ВВП
Показатель | Отчет | Оценка | Прогноз | |||||
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Расходы федерального бюджета, в % к ВВП | 16,3 | 15,9 | 18,1 | 18,2 | 25,9 | 23,2 | 20,0 | 18,5 |
Формирование структуры расходов федерального бюджета с учетом задачи поэтапной адаптации бюджетной системы к сокращению бюджетных расходов в % к ВВП осуществлялось на основе следующих подходов (таблица 3):
1)
выделение расходных
обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации;
пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц;
социальные пособия и компенсации (федеральные мандаты);
формирование стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях;
финансовое обеспечение судебной системы;
обслуживание государственного долга Российской Федерации;
выполнение международных и налоговых обязательств федеральных учреждений, выступающих в договорных отношениях от имени Российской Федерации;
предоставление субвенций субъектам Российской Федерации на выполнение «делегированных» полномочий;
2)
выделение бюджетных
обеспечение федеральных обязательств по оплате труда и денежному довольствию военнослужащих;
обеспечение обороноспособности, безопасности и правоохранительной деятельности;
реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование»;
поддержка высокотехнологичных отраслей и научно - технических инноваций;
развитие транспортной системы;
поддержка агропромышленного комплекса и развитие села;
обеспечение жильем, в том числе обеспечение жильем военнослужащих;
подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году);
предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и межбюджетных субсидий социального характера;
3) определение объемов бюджетных ассигнований
на исполнение других расходных обязательств
с уточнением сроков решения поставленных
задач, концентрации ресурсов на наиболее
значимых мероприятиях и объектах, оптимизации
расходов на обеспечение деятельности
органов государственной власти и федеральных
бюджетных учреждений с учетом отраслевых
особенностей, повышение эффективности
средств, направляемых на поддержку реального
сектора экономики, отказа от непервоочередных
расходов.