Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 17:26, курсовая работа
Цели и задачи работы определили её композицию. Дипломная работа со- стоит из следующих частей:
- Введение, в котором определяется объект исследования, описываются цели, задачи, композиция курсовой работы;
- Теоретическая часть, в которой излагается понятийный механизм бюджетной категории;
ВВЕДЕНИЕ
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕГО ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ
1.1 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации
1.2 Федеральный бюджет как инструмент государственной политики
1.3 Расходы государственного бюджета, их сбалансированность и проблемы исполнения
2 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов
2.2 Анализ формирования расходов федерального бюджета
3 ОПТИМИЗАЦИЯ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Экономическая классификация состоит из следующих категорий расходов:
100000 - текущие расходы;
200000 - капитальные расходы;
300000 - предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.
Текущие
расходы бюджетов - часть расходов
бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование
органов государственной
В категорию «Текущие расходы» включаются следующие группы:
110000 - закупки товаров и оплата услуг;
120000 - выплаты процентов;
130000 - субсидии и текущие трансферты;
140000 - оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом.
В свою очередь в группу «Закупки товаров и оплата услуг» (110000) включаются следующие предметные статьи:
110100 - оплата труда государственных служащих;
110200
- начисления на оплату труда
(страховые взносы на
110300
- приобретение предметов
В группу «Выплаты процентов» включаются предметные статьи:
120100
- выплаты процентов по
государственному внутреннему
120200
- прочие расходы, связанные с
обслуживанием внутреннего
120400
- выплаты процентов по
Трансферты населению - бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат.
Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Субсидия является важным инструментом государственной политики социального маневрирования и экономического регулирования. Различают прямые субсидии, направленные на развитие необходимых отраслей экономики, и косвенные субсидии, представляющие собой систему льготных налоговых ставок, политику ускоренной амортизации и т.д.
В
группу «Субсидии и текущие
130100 - субсидии;
130200 - текущие трансферты;
130300 - трансферты населению.
В
свою очередь предметные статьи подразделяются
на подстатьи, которые отражают наиболее
детальное распределение
Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального ремонта и другие расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.
В категорию «Капитальные расходы» включаются следующие группы:
240000
- капитальные вложения в
250000
- создание государственных
260000
- приобретение земли и
270000 - капитальные трансферты.
В группу «Капитальные вложения в основные фонды» включаются предметные статьи:
240100
- приобретение оборудования и
предметов длительного
240200 - капитальное строительство;
240300 - капитальный ремонт.
Группа
«Создание государственных
250100
- приобретение товарно-
В группу «Приобретение земли и нематериальных активов» входят предметные статьи:
260100 - приобретение земли;
260200
- приобретение нематериальных
В группу «Капитальные трансферты» включаются предметные статьи:
270100 - капитальные трансферты внутри страны;
270200
- капитальные трансферты за
В
категорию «Предоставление
380100 - предоставление кредитов (бюджетных ссуд) внутри страны;
380200 - возврат кредитов (бюджетных ссуд), предоставленных внутри страны;
380300
- предоставление
380400
- возврат государственных
кредитов правительствами иностранных
государств.
Мировой
экономический кризис, сопровождавшийся
сильным падением мировых цен
на энергоносители, серьезно ударил по
российской экономике и выявил целый
комплекс нерешенных проблем, острота
которых в прежние годы сглаживалась
благоприятной экономической
В
настоящее время прогноз
На
фоне ухудшения ситуации приходится
пересматривать параметры бюджетной
системы. Но если в части доходов
происходит объективное их сокращение
на более чем 40% по сравнению с
изначально запланированными, то по расходам
ситуация иная. В условиях кризиса обязательства
не просто сложно сокращать - их приходится
увеличивать, чтобы поддержать ослабленную
экономику и незащищенные категории граждан.
Таблица
1. Сравнение основных параметров прогноза
социально -экономического развития, используемых
для расчета доходов федерального бюджета
2010 | 2011 | ||||||||
ФЗ о бюджете
№ 204-ФЗ |
Оценка | Изменение % | ФЗ о бюджете № 204-ФЗ | Прогноз | Изменение % | ФЗ о бюджете № 204-ФЗ | Прогноз | Изменение % | |
ВВП, млрд. руб. | 51 475 | 38 461 | -25% | 59 146 | 42 372 | -28% | 67 610 | 46 783 | -31% |
Накопленный рост ВВП в % к 2008 году | 106,7% | 91,5% | -14% | 113,7% | 92,4% | -19% | 120,8% | 94,8% | -22% |
Накопленный ИПЦ в % к декабрю 2008 г. | 108,5 | 112,0 | 3% | 116,0 | 123,0 | 6% | 124,0 | 133,0 | 7,3% |
Курс доллара среднегодовой | 24,7 | 32,6 | 32% | 26,0 | 34,5 | 33% | 27,3 | 37,0 | 36% |
Цены | |||||||||
Цены на нефть Urals (мировые), долл. / баррель | 95 | 54 | -43% | 90 | 55 | -39% | 88 | 56 | -36% |
Цены на газ, долл. / тыс. куб. м | 421 | 229 | -46% | 363 | 219 | -40% | 358 | 215 | -40% |
Экспорт углеводородов | |||||||||
Нефть сырая, млн.т | 255,0 | 245,5 | -4% | 261,0 | 243,0 | -7% | 262,0 | 241,0 | -8% |
Газ природный, млрд.м3 | 213,5 | 160,8 | -25% | 222,7 | 170,0 | -24% | 227,0 | 181,5 | -20% |
Нефтепродукты, млн.т | 115,4 | 117,3 | 2% | 117,6 | 115,4 | -2% | 117,8 | 113,6 | -4% |
Добыча углеводородов | |||||||||
Нефть, млн.т | 503 | 488 | -3% | 514 | 485 | -6% | 518 | 483 | -7% |
Газ природный млрд.м3 | 700 | 580 | -17% | 715 | 596 | -17% | 725 | 610 | -16% |
Внешняя торговля | |||||||||
Экспорт, ,млрд. $ | 507 | 274 | -46% | 502 | 276 | -45% | 509 | 282 | -45% |
Импорт, ,млрд. $ | 370 | 190 | -49% | 434 | 195 | -55% | 490 | 205 | -58% |
Другие показатели в млрд. руб. | |||||||||
ФЗП | 12888 | 10746 | -17% | 15200 | 11722 | -23% | 17708 | 12977 | -27% |
Прибыль предприятий для целей налогообложения | 12105 | 4850 | -60% | 13550 | 8510 | -37% | 15155 | 8580 | -43% |
Амортизация для целей налогообложения | 1630 | 1854 | 14% | 1815 | 2022 | 11% | 2021 | 2251 | 11% |
В сложившихся условиях Федеральным законом от 28 апреля 2009 года № 76 - ФЗ было отменено действие закона о бюджете на плановый период 2010 - 2011 годов, а параметры бюджета на 2009 существенно скорректированы. В результате в номинальном выражении объем доходов федерального бюджета в 2009 году был сокращен по сравнению с изначально запланированным на 38,6%, а расходы федерального бюджета - выросли на 7,4% или с 9,03 трлн. рублей до 9,69 трлн. рублей.
Исходя из текущей оценки 2009 года, доходы бюджета будут еще меньше на 2,3%, а расходы вырастут дополнительно на 3,0% - до 9,98 трлн. рублей.
Несмотря на значительное ухудшение макроэкономической ситуации в целом и, как следствие, резкое сокращение доходов бюджетной системы объем расходов в следующем году по сравнению с 2009 годом практически не меняется, а по сравнению с изначально запланированным в Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. № 204 - ФЗ на 2010 год уменьшается всего на 500 млрд. рублей. В соответствии с обновленными бюджетными проектировками расходы в 2010 году предусмотрены в объеме 9,823 трлн. рублей, в 2011 году - 9,359 трлн. рублей против 9,980 трлн. рублей в 2009 году. При этом существенно меняется структура расходов бюджета. Растет объем трансфертов из федерального бюджета Пенсионному фонду, а также процентные платежи по государственному долгу.
Резкое сокращение запланированных доходов бюджета в ближайшие годы во многом объясняется падением мировых цен на энергоносители. В 2010-2011 годы мировые цены на нефть и газ будут на 36 - 40% (или на 35-40 долларов США) ниже, чем ожидалось ранее.
Новый
прогноз значительно отличается
от прежнего по темпам роста ВВП: если
в середине прошлого года ожидалось,
что ВВП в 2011 году по сравнению
с 2008 годом вырастет более чем
на 20%, то согласно текущим оценкам
в 2011 году физические объемы ВВП окажутся
ниже уровня 2008 года на 5,2%, а номинальный
объем ВВП будет на 28-31% ниже первоначальных
показателей бюджетных
Согласно текущему прогнозу, после глубокого падения ВВП в 2009 году, будет наблюдаться постепенный выход из рецессии.
Существенно ухудшен прогноз показателей внешней торговли: в 2010 году по сравнению с 2009 годом экспорт в долларовом выражении снизится на 45% , импорт - на 55 - 58%.
По
новым оценкам прибыль