Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:34, курсовая работа
Целью диссертационной работы является разработка и обоснование методики прогнозирования налога на прибыль в целях минимизации отклонения между прогнозной и фактической величиной доходов бюджета, а также формирование альтернативных мер повышения качества прогнозов доходной части федерального бюджета.
Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих задач:
- раскрыть особенности методологического инструментария прогнозирования доходов бюджета в условиях проявления финансовой нестабильности в экономике;
- определить приоритетность и область применения методов прогнозирования налоговых доходов в бюджетном процессе и обобщить функционально-элементное взаимодействие моделей построения прогнозов налоговых поступлений;
- исследовать теоретические основы государственного прогнозирования и предложить пути его совершенствования;
- изучить мировую практику прогнозирования доходов бюджета и выявить основные причины несоответствия между прогнозом и фактом;
- определить ошибку прогнозирования доходов федерального бюджета Российской Федерации, используя факторный анализ и другие известные методы;
- проанализировать существующие в мире методики прогнозирования налога на прибыль и разработать модель прогнозирования налога на прибыль, эффективно функционирующую в российских реалиях, на основе синтеза рассмотренных моделей;
- сформулировать альтернативные методы повышения качества бюджетных прогнозов;
- внести предложения по совершенствованию процесса прогнозирования доходов федерального бюджета в целях повышения его эффективности.
4. Проведено
исследование качества
5. Анализ возникающей ошибки прогнозирования доходов бюджета показал, что одни и те же методики прогнозирования показывают различный по точности результат, что говорит о наличии других факторов, влияющих на прогноз. Один из них – изменение мировой цены на нефть марки «Urals». Данный факт, безусловно, учитывается при подготовке прогноза бюджета, однако по результатам исполнения получается, что доходы не настолько сильно зависят от изменения цены на нефть, как это предполагалось при разработке бюджета.
6. Проведенное исследование показало, что величина прогноза доходов бюджета на очередной финансовый год очень схожа с фактически поступившим объемом доходов предыдущего года, что свидетельствует о наличии консервативных оценок в процессе подготовки проектов бюджета. Минусом данного факта является то, что при этом значительно возрастает величина ошибки прогнозирования, а точнее та ее часть, которая не зависит от качества использованных методик прогнозирования отдельных налогов, а также правильной оценки тенденций внутри страны и в мире. Причем, чем больше сходство прогнозных значений и фактических, тем эта часть ошибки больше.
7. Средняя абсолютная ошибка прогнозирования налога на прибыль в федеральный бюджет за период с 2003 года по 2008 г. составила 19,4% (36,1% за весь пятнадцатилетний период). Сравнивая данный показатель с аналогичным только в части доходов всего, можно сделать вывод о больших трудностях прогноза налога на прибыль и о наличии качественных прогнозов по другим видам налоговых поступлений, которые в сумме нивелируют высокую ошибку прогноза налога на прибыль.
8. Говоря об ошибке прогнозирования, важно различать понятии ошибка и искажение. Ошибка – это результат неточности, а искажение – результат недостоверности или, по-другому, преднамеренная ошибка. Высокая величина ошибки прогнозирования налога на прибыль (19,4%) позволяет сделать вывод о наличии не ошибки, а искажения прогноза.
9. Проведенный
факторный анализ ошибки
10. Проанализирована
применяемая в России модель
прогнозирования налога на
11. По результатам
корреляционно-регрессионного
12. Наряду с
модификацией используемой
13. Значительным шагом по улучшению качества прогноза всех бюджетных показателей может стать представление официальной оценки ошибки прогноза, а также указания факторов, приведших к ошибке и мер, необходимых для повышения качества подготавливаемого прогноза.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что высказанные рекомендации относительно совершенствования прогноза налога на прибыль можно использовать при очередной подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Перспективным направлением повышения качества системы прогнозирования в России также видится применение композитного подхода (консенсус прогноза) не только в отношении налога на прибыль, но и других видов поступлений в бюджет. Реализация данной меры позволит приблизить эффективность Российских прогнозов к мировым стандартам государственного прогнозирования доходов.
Список работ, в которых опубликованы основные положения диссертации.
В ведущих рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК:
1. Карев М.А., «Особенности прогнозирования доходов от налога на прибыль» // Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал, 2010, №1, с. 35-42 - 1,1 п.л.
2. Карев М.А., «Ошибки прогноза налога на прибыль» // Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал, 2010, №3, с. 57-68 - 1,3 п.л.
3. Карев М.А., «Консенсус-модель в системе государственного прогнозирования России» // Академия бюджета и казначейства Минфина России. Финансовый журнал, 2011, №2, с.87-94 - 1,0 п.л.
1 Глава 22 Бюджетного кодекса РФ регламентирует процедуру рассмотрения и утверждения Федерального закона о Федеральном бюджете. Первый Закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на 1994 год» N 9-ФЗ был принят 1 июля 1994 г. В настоящее время исполняется Федеральный закон Российской Федерации N 357-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 го-дов» от 13 декабря 2010 г.
Информация о работе Прогнозирование доходов федерального бюджета (на примере налога на прибыль)