Процедура банкротства коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 05:44, контрольная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить конкурентные преимущества ЗАО «МЦТЭ» и разработать рекомендации по улучшению положения на рынке.
Задачи исследования:
- рассмотреть конкуренцию: ее виды и экономическая роль;
- охарактеризовать защиту конкурентной среды;
- проанализировать деятельность предприятия ЗАО «МЦТЭ»;
- проанализировать конкурентную среду ЗАО «МЦТЭ»;
- разработать рекомендации ЗАО «МЦТЭ» для улучшения конкурентных преимуществ.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность конкуренции
1.1 Конкуренция: ее виды и экономическая роль
1.2 Защита конкурентной среды
Глава 2. Анализ конкурентной среды ЗАО «МЦТЭ»
2.1 Анализ деятельности предприятия ЗАО «МЦТЭ»
2.2 Анализ конкурентной среды ЗАО «МЦТЭ»
2.3 Рекомендации ЗАО «МЦТЭ» для улучшения конкурентных преимуществ
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Конкуренция МЦТЭ.doc

— 210.00 Кб (Скачать)

Какие законы рынка приводят в движение изменяющиеся цены?

Известно, что если массовый спрос на какой-то товар возрастает, то рыночная цена повышается. Однако удорожание продукта противоречит интересам покупателей. Каждый из них начинает уменьшать свой спрос, чтобы понизить цену. Обострившаяся конкуренция среди покупателей ведет к распаду их единства. Достигнутая ранее высокая рыночная цена по спросу начинает снижаться и опускается до уровня равновесной цены.

Когда расширяется массовое предложение товаров, то, естественно, рыночная цена понижается. Но удешевление продукта наносит ущерб интересам продавцов. Поэтому один за другим они начинают свертывать сбыт своей продукции, чтобы повысить цену. Усиливающаяся конкуренция среди продавцов приводит к распаду их сплоченной армии. Установившаяся ранее низкая рыночная цена по предложению постепенно повышается до уровня равновесной цены.

Итак, национальная конкуренция является рыночным регулятором, который закономерно воздействует на три явления: во-первых, она влияет на цены, предлагаемые продавцами и покупателями; во-вторых, устраняет нестабильное и неравное соотношение спроса и предложения в масштабе национального рынка; в-третьих, приводит общую рыночную цену к точке равновесия.

 

 


1.2 Защита конкурентной среды

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необходимости защиты конкурентной среды государственными средствами. Основная цель применения этих средств состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить, чтобы одни из них подавили другие и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции.

Для формирования конкурентных рынков необходимы соответствующая институциональная среда, эффективная работа финансово-кредитной системы, защита национальных производителей.

Проблема преодоления монополизма, доставшегося по наследству от Советского Союза, является чрезвычайно острой для современного российского рынка. Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», принятый 22 марта 1991 г., явился первым в истории России нормативным актом, направленным на развитие конкуренции. 25 мая 1995 г. вступили в силу изменения и дополнения к этому Закону. В этих документах определены понятия монопольно высокой и монопольно низкой цены, понятие «доминирующее положение» хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, а в ряде случаев — 35% и более.

Хотя само по себе обладание доминирующим положением не является антизаконным, Закон запрещает таким субъектам злоупотреблять своим положением на рынке. Статья 10 Закона ориентирована на пресечение недобросовестной конкуренции; ст. 17 направлена на предупреждение монопольных и олигопольных слияний; ст. 19 предусматривает крайнюю меру по отношению к субъектам предпринимательства, злоупотребляющим своим доминирующим положением, – принудительное разделение хозяйствующих субъектов.

В практике рыночных отношений различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию. Добросовестная конкуренция – это такая, при которой соблюдаются правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами. Под недобросовестной конкуренцией понимаются технический шпионаж, подкуп работников конкурента, ложная реклама, самовольное использование чужого товарного знака, копирование внешнего оформления товара другой фирмы и т.п.

В XX в., особенно во второй его половине, в корне изменилось взаимодействие между участниками рынка. Долгое время авторы учебников «экономике» изображали взаимоотношения продавцов и покупателей как рынок совершенной конкуренции, который состоит из слишком малых предприятий, не способных влиять на рыночную цену. Сейчас же, по оценке П. Самуэльсона и В. Нордхауса, достаточно крупные предприятия «имеют определенное влияние на рыночную цену. Большинство рынков в современной экономике в действительности находятся под влиянием нескольких крупных компаний, чаще всего двух или трех. Добро пожаловать в реальный мир — мир несовершенной конкуренции».

Рассмотрим тенденции, которые свойственны развитию монополии и конкуренции во второй половине XX в.

Первая тенденция – к усилению монополизации рынка. Научно-техническая революция вызвала переход к гораздо более высокому уровню укрупнения хозяйства. Централизация производства привела к образованию мощных естественных монополий, охватывающих национальное экономическое пространство (магистральные трубопроводы для транспортировки нефти и газа, трассы по передаче электрической и тепловой энергии и т.п.). В национальной экономике возник монополистический по своей природе государственный сектор.

Вторая тенденция – к обострению конкуренции. Научно-техническая революция необыкновенно ускорила совершенствование технической базы производства. В связи с этим резко усилилось соперничество, особенно в области внедрения новейших достижений техники и технологии. Такая конкуренция стала поистине глобальной (мировой), охватывая все страны с открытой экономикой.

Таким образом, на исходе XX столетия сложилась парадоксальная ситуация: на рынке одновременно усиливают свои позиции прямо противоположные виды взаимодействия субъектов хозяйствования. Возникает вопрос: какие последствия влечет столкновение двух указанных тенденций?

Во-первых, в корне меняется экономическая роль многих монополий. Для конца XIX — первой половины XX в. традиционным было стремление монополий тормозить применение научно-технических новинок, чтобы не допускать снижения рыночных цен. Но сейчас крупные хозяйственные объединения становятся легальными монополиями и в течение определенного срока используют патентное право для обновления технологии.

Во-вторых, внедрение достижений научно-технической революции требует крупных материальных затрат. Как правило, такие затраты не способны осуществлять мелкие предприятия, типичные для свободной конкуренции. В отличие от них монополии с их высокими доходами могут в своей отрасли добиться первенства в научно-техническом прогрессе. Этим они упрочивают свое преобладающее положение на рынке.

В-третьих, в последние годы важное значение приобрело участие крупных хозяйственных объединений в глобальной конкуренции, направленной на завоевание мирового рыночного пространства. Во многих странах государство оказывает национальным монополиям помощь в освоении новейших научно-технических достижений, в подготовке научных и инженерных кадров, а также обеспечивает их другими экономическими преимуществами.

Ориентиром в этом отношении служит определение рейтинга в глобальной конкуренции. Так, согласно опросам, проводимым Международным экономическим форумом (оцениваются показатели 46 стран мира), в 1990-х годах наиболее конкурентной страной признавались США. Ближе всего к ней стояли Сингапур, Гонконг и малые европейские страны. Между тем с 1992 по 1997 г. в этом рейтинге Япония спустилась со 2 на 10 место, Германия – с 5 на 14, Франция – с 15 на 19. Россия устойчиво занимала 46 место.

Итак, очевидно, что в современный период характерен необычный синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание) конкуренции и монополии.

Формы синтеза конкуренции и монополии. Основными формами своеобразного сочетания двух видов взаимодействия субъектов рынка выступают: а) монополистическая конкуренция и б) олигополия. О новом состоянии рынка дает представление табл. 2.

Таблица 2

Формы сочетания конкуренции и монополии

Параметры состояния рынка

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Число продавцов

Много

Мало

Барьеры входа на рынок и выхода из него

Нет

Обычно есть

Дифференциация продукта

Есть

Возможна

Участие фирм в контроле над ценами

Цена индивидуализированного продукта контролируется

Нелегальный контроль


В монополистической конкуренции органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в том, что фирма создает легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация (разделение на различные формы) товаров – придание им индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи). Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары, имеется много разных конкурентов, проводящих дифференциацию своих продуктов.

По-своему монополия и конкуренция сочетаются в олигополии. Олигополия (от греч. oligos – немногий, poleo – продаю) – господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на, рынке. В США олигополию обычно образуют четыре ведущие фирмы отрасли, продающие на рынке до 60% всей продукции.

Олигополии нередко различными путями (посредством «лидерства в ценах», тайного «джентльменского соглашения») обходят антимонопольные законы и добиваются повышения рыночных цен или, по крайней мере, поддерживают выгодные им цены. В силу этого в ход пускается новый способ борьбы за покупательский спрос — неценовая конкуренция. Соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается усиление воздействия научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий, а также возросшая общественная роль и значимость торговой рекламы.

При подведении итогов процесса развития конкуренции и монополии на рубеже XX–XXI столетий перед нами предстает современное состояние взаимоотношений участников рынка. Оно включает следующие элементы:

1)  сравнительно небольшие остатки свободной конкуренции;

2)  острое противоборство монополий с аутсайдерами (независимыми мелкими и средними хозяевами);

3)  соперничество между крупными монополиями на национальном и мировом рынках;

4) монополистическая конкуренция и соперничество между участниками олигополии;

5)  государственное ограничение монополистической деятельности и защита конкуренции в ее цивилизованных формах.

Важно подчеркнуть, что в западных странах сейчас нет крайних состояний рынка: ни свободной конкуренции, ни чистой, ничем не ограниченной монополии, охватывающей все национальное хозяйство. Иная картина наблюдалась в нашей стране.


Заключение

Конкуренция является мощным стимулом к постоянному совершенствованию производства, к сохранению и совершенствованию факторов производства. Законы конкуренции очень жесткие, они при­водят к разорению и потере источников доходов всех слабых субъек­тов рынка, но зато вознаграждают всех конкурентоспособных. Конку­ренция является причиной высокой динамичности рыночной системы, но одновременно порождает социальные проблемы вследствие поля­ризации доходов в обществе. Условие свободного рынка составляет отсутст­вие любых видов монополизма и полная свобода конкуренции. На рынке каждого вида товара действует ничем не ограничен­ное количество производителей-продавцов, равно как и поку­пателей. Отсутствие монополизма лишает любого производи­теля возможности каким бы то ни было способом влиять на рыночные цены и тем самым искажать условия свободной кон­куренции.

Рынок создает условия для высокой эффективности производства. Этому способствует всеобщность кон­куренции, которая безжалостно «отделяет» отстающих от пре­успевающих. Побеждает тот, кто лучше угадал изменения пот­ребительского спроса, быстрее применил новые технологии и оборудование, снизил издержки производства. В чистом виде рынок, основан­ный на системе «совершенной конкуренции», не существует ни в одной стране, да, вероятно, никогда и нигде не существовал.


Глава 2. Анализ конкурентной среды ЗАО «МЦТЭ»

2.1 Анализ деятельности предприятия ЗАО «МЦТЭ»

Закрытое акционерное общество «Магнитогорский центр технической экспертизы» было создано в 1997 году, сразу после того, как Государственной думой был принят закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». Этот закон предусматривает приведение технического состояния опасных промышленных объектов в соответствие нормам промышленной безопасности. ЗАО «Магнитогорский центр технической экспертизы» стал независимой экспертной организацией, работающей во исполнение закона.

Более чем за десять лет работы «Магнитогорский центр технической экспертизы» накопил богатый практический опыт проведения экспертиз промышленной безопасности промышленных объектов и технического состояния строительных конструкций. Профессионализм и высокая деловая репутация центра подтверждены сотнями заключений ЭПБ по зданиям, сооружениям (более 300 дымовых труб) и техническим устройствам (печи и агрегаты металлургического комплекса) на территории УрФО. Компания лицензирована на право работы в металлургической и коксохимической промышленности, на горно-металлургическом производстве, на объектах жилого и сельскохозяйственного назначения. Магнитогорский центр технической экспертизы входит в «Ассоциацию металлургических экспертных центров» и в «Ассоциацию независимых экспертных центров Южного Урала».

Деятельность центра не ограничивается исключительно проведением экспертиз. Вместе со своими заказчиками компания стремится не только выявить проблему, но и качественно её решить: разрабатывает технические рекомендации по устранению повреждений объектов и по грамотному применению современных ремонтных материалов и технологий. Каждое заключение экспертизы промышленной безопасности, выполненное сотрудниками ЗАО «Магнитогорский центр технической экспертизы», является научно-техническим исследованием, в котором проводится комплексный анализ состояния объекта с начала строительства и до момента проведения экспертизы, а также делается прогноз на период дальнейшей его эксплуатации.

Большое внимание на предприятии уделяется научной работе. Зачастую для получения объективной картины технического состояния объектов используются собственные разработки центра. Важнейшими для развития всей отрасли являются такие ноу-хау «Магнитогорского центра технической экспертизы», как программы для расчета прочности и устойчивости стволов дымовых труб (металлических, кирпичных и железобетонных), а также комплекс визуализации результатов ультразвукового исследования сложных многослойных объектов (доменных печей, строительных конструкций).

Информация о работе Процедура банкротства коммерческих банков