Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 05:44, контрольная работа
Цель исследования: изучить конкурентные преимущества ЗАО «МЦТЭ» и разработать рекомендации по улучшению положения на рынке.
Задачи исследования:
- рассмотреть конкуренцию: ее виды и экономическая роль;
- охарактеризовать защиту конкурентной среды;
- проанализировать деятельность предприятия ЗАО «МЦТЭ»;
- проанализировать конкурентную среду ЗАО «МЦТЭ»;
- разработать рекомендации ЗАО «МЦТЭ» для улучшения конкурентных преимуществ.
Введение
Глава 1. Сущность конкуренции
1.1 Конкуренция: ее виды и экономическая роль
1.2 Защита конкурентной среды
Глава 2. Анализ конкурентной среды ЗАО «МЦТЭ»
2.1 Анализ деятельности предприятия ЗАО «МЦТЭ»
2.2 Анализ конкурентной среды ЗАО «МЦТЭ»
2.3 Рекомендации ЗАО «МЦТЭ» для улучшения конкурентных преимуществ
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Институт менеджмента и экономической безопасности
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Теория и практика финансового оздоровления»
Тема: «Процедура банкротства коммерческих банков»
Выполнил: студентка гр. Мг-315С АУ
Кубынина Вера Валерьевна
Екатеринбург 2012
Содержание
Введение
Глава 1. Сущность конкуренции
1.1 Конкуренция: ее виды и экономическая роль
1.2 Защита конкурентной среды
Глава 2. Анализ конкурентной среды ЗАО «МЦТЭ»
2.1 Анализ деятельности предприятия ЗАО «МЦТЭ»
2.2 Анализ конкурентной среды ЗАО «МЦТЭ»
2.3 Рекомендации ЗАО «МЦТЭ» для улучшения конкурентных преимуществ
Заключение
Список использованной литературы
Конкуренция (от лат. concurrere – состязаться) – соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. В то же время по поводу существа конкуренции существуют различные трактовки в зависимости от позиций, занимаемых теоретиками.
По мнению неоклассиков, конкуренция есть борьба за экономические ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке. Й. Шумпетер считал, что главное в конкурентной борьбе – внедрение нововведений, «созидающее разрушение» отжившего; сама же конкуренция вовсе не идеал, технологический прогресс нередко обеспечивает монополия. Рассматривая процесс конкуренции, один из столпов неолиберального направления Ф. Хайек делает упор на роль информации, которая осуществляется через движение цен, связывает производителей и потребителей.
Достоинство конкуренции в том, что она ставит распределение ограниченных ресурсов в зависимость от экономических аргументов соревнующихся. Победить в конкурентной борьбе обычно можно, предлагая блага (экономические ресурсы и продукцию) более высокого качества либо по меньшей цене. Поэтому роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и продающихся по равновесной цене благ.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в условиях экономического кризиса, снижения покупательского спроса, конкуренция возрастает. Именно правильно оцененное конкурентное положение предприятия, позволит увидеть сильные и слабые стороны, соответственно выработать рекомендации и разработать программу по завоеванию рынка, привлечению потенциальных клиентов. ЗАО «МЦТЭ» занимается проведением технической экспертизы промышленных объектов и объектов гражданского строительства. В настоящее время спрос на эту услугу неизменно возрастает, данная услуга относится к дорогостоящим по ценовой категории, поэтому потенциальные клиенты подходят очень тщательно к выбору фирмы для проведения технической экспертизы. Вместе с тем только на рынке г. Магнитогорска ЗАО «МЦТЭ» не является единственным поставщиком услуг в данной области, одновременно с этим ЗАО «МЦТЭ» не занимается ни формированием своего имиджа, ни его возвышением, поэтому для ЗАО «МЦТЭ» важно разработать и провести мероприятия, направленные на возвышение имиджа
Цель исследования: изучить конкурентные преимущества ЗАО «МЦТЭ» и разработать рекомендации по улучшению положения на рынке.
Задачи исследования:
- рассмотреть конкуренцию: ее виды и экономическая роль;
- охарактеризовать защиту конкурентной среды;
- проанализировать деятельность предприятия ЗАО «МЦТЭ»;
- проанализировать конкурентную среду ЗАО «МЦТЭ»;
- разработать рекомендации ЗАО «МЦТЭ» для улучшения конкурентных преимуществ.
Борьба частных товаровладельцев за экономическое выживание и процветание – закон рынка.
Чтобы лучше понять конкуренцию, ее нужно сравнить с монополией. Дело в том, что как один, так и другой вид взаимоотношений участников рынка является несимметричным. Противоположность их свойств коренится в совершенно разных параметрах (показателях) состояния рынка. Наглядное представление об этом мы получим в табл. 1, которая характеризует положение продавцов благ.
Таблица.1
Конкуренция и монополия
Параметры состояния рынка | Конкуренция | Монополия |
Число продавцов | Много | Один |
Барьеры входа на рынок и выхода из него | Нет | Есть (нет вхождения) |
Участие товаровладельцев в контроле над ценами | Нет | Полный контроль |
Из материалов табл. 1 нетрудно сделать следующее заключение. Конкуренция представляет собой нормальное состояние рынка. Разве можно назвать естественным такое положение, когда всю рыночную власть захватывает один продавец, который никого не допускает к торговой деятельности и сам диктует цены на продаваемые им товары?
Конкуренцию можно классифицировать по нескольким основаниям:
а) масштабам развития;
б) характеру;
в) методам соперничества.
По масштабам развития конкуренция может быть:
1) индивидуальной (один участник рынка стремится занять «свое место под солнцем» – выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);
2) местной (ведется среди товаровладельцев какой-то ограниченной территории);
3) отраслевой (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);
4) межотраслевой (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);
5) национальной (состязание отечественных продавцов и покупателей внутри данной страны);
6) международной (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).
По характеру развития конкуренция подразделяется: 1) на свободную и 2) регулируемую.
По методам ведения рыночное соперничество делится: 1) на ценовое (рыночные позиции соперников подрываются посредством снижения цен) и 2) неценовое (победу одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т.п.).
Теперь подробнее рассмотрим характер развития рыночного противоборства.
Свободная конкуренция означает, во-первых, что на рынке имеется множество независимых товаровладельцев, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах. Во-вторых, никем и ничем не ограничен доступ на рынок и такой же выход из него всех желающих. Это предполагает возможность каждому гражданину стать свободным предпринимателем и применить свой труд и материальные средства в интересующей его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации (умаления прав) и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. В-третьих, предприятия никак не участвуют в контроле за рыночными ценами.
Свободная конкуренция, естественно, соответствует начальному периоду капитализма. В более полной мере она проявилась, пожалуй, только в Англии и лишь в XIX в. Свободное соперничество в современных условиях – редкое явление. Так, в высокоразвитых странах такое явление можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг и в рыночном состязании фермеров.
Как будет видно из параграфа 3 данной главы, в XX в. получили развитие новые формы рыночного соперничества – регулируемая государством конкуренция и противоборство монополий.
При первоначальном знакомстве с конкуренцией можно предположить, что свободное соперничество вносит в рыночные отношения полную неорганизованность, беспорядок. В значительной мере это соответствует стихийному развитию рынка. Между тем во всех существующих видах конкуренции в большей или в меньшей мере соблюдаются писаные и неписаные правила рыночного соперничества.
Правила конкурентного поведения. Рыночное соперничество существенно различается по своим результатам в зависимости от количества его участников. Так, индивидуальная конкуренция способна изменять цены только отдельных продавцов. Ведущаяся же в национальном масштабе конкуренция приводит в движение общую рыночную цену.
Рассмотрим механизмы воздействия конкуренции на цену.
А. Индивидуальная конкуренция. Как известно, особенностью свободной конкуренции является то, что продавцы и покупатели, являются мелкими собственниками. Никто из них, естественно, не может в одиночку захватить рыночное пространство и установить для всех свою цену. Это решающее обстоятельство предопределяет правила конкурентной «игры», ведущие соперников к победе или поражению.
Первое правило. Товаровладельцы должны учитывать уровень равновесной цены (отражающей равенство спроса и предложения) как норматив (от лат. normatio – упорядочение) рационального, разумно обоснованного хозяйствования. Если, допустим, продавец установил очень высокую цену на свою продукцию, превышающую равновесный уровень, то он неизбежно столкнется с затовариванием продуктов, не нашедших сбыта. Тогда через какое-то время придется снижать цену или даже распродавать товары по ценам, приемлемым для покупателей. А это сопряжено с непредвиденными убытками.
Второе правило. Чтобы «обхитрить» равновесную цену, товаропроизводитель старается затрачивать на единицу продукции меньше ресурсов и создавать товары по более низкой индивидуальной цене. Однако он продает эти изделия по общей для всех равновесной цене. В итоге образуется дополнительный доход в виде разницы между равновесной и индивидуальной ценами.
Смелые и дальновидные предприниматели, рискуя своим имуществом, делают открытия большого хозяйственного значения; изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов. Тем самым для всех прокладывается дорога к научно-техническому и экономическому прогрессу. Лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек (Великобритания) сделал важное обобщение: общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей. Вот вывод, замечательно подтвержденный всей историей цивилизации. Конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи.
Третье правило. При обострении борьбы соперники прибегают к методу ценовой конкуренции. Если позволяют средства, то иногда применяется демпинг – продажа продуктов по чрезвычайно низким (как их называют, «бросовым») ценам. О подобном соперничестве рассказал А. Куприн в романе «Яма». Возникли два новых пароходства, и они вместе со старыми неистово конкурировали друг с другом. В конкуренции они дошли до того, что понизили цены за рейсы с семидесяти копеек для пассажиров третьего класса до пяти, трех и даже одной копейки. Наконец, изнемогая в непосильной борьбе, одно из пароходных обществ предложило всем пассажирам третьего класса даровой проезд. Тогда его конкурент тотчас же к даровому проезду присовокупил еще полбулки белого хлеба.
Добившись разорения соперника, победитель, как правило, восстанавливает прежнюю цену и скупает имущество неудачника.
Б. Национальная конкуренция. Широко распространено представление о том, что в рыночном соперничестве принимают участие только отдельные продавцы товаров. Но на самом деле на рыночной арене часто разыгрывается «война всех против всех». Такая национальная конкуренция имеет следующие особенности.
Прежде всего, в ней участвует так называемая «критическая масса» участников рынка. Речь идет о таком числе собственников товаров и денег, которое может – через массовый спрос и массовое предложение – воздействовать на уровень рыночной цены. В странах с большой численностью населения критическая масса достигает 10–15 млн мелких товаровладельцев.
Национальная конкуренция отличается еще и тем, что всеобщее конкурентное сражение ведется, образно говоря, на трех фронтах. Один фронт мы обнаруживаем среди продавцов. Все они стремятся к выгоде от продажи товаров и одновременно не упускают возможности «отбить» покупателей у своих соперников.
Другой фронт развертывается среди покупателей, которые заинтересованы выгодно приобрести продукты и вместе с тем готовы «потеснить» других претендентов на нужный им товар.
Наконец, главный фронт «сражения» проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Первая из них стремится продать свои изделия подороже, а вторая – купить вещи по меньшей цене. Теперь стоит задуматься над вопросом: какая армия выиграет сражение?..
Многовековой опыт рыночного противоборства учит следующему. Одерживает верх та армия, которая больше сплочена и способна навязать противнику свою цену. Преследуя общие интересы, -победители в течение определенного времени не конкурируют друг с другом, но затем вступают во взаимную борьбу за свои частные интересы.
Информация о работе Процедура банкротства коммерческих банков