Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 05:09, курсовая работа
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- описать деятельность основных видов международных валютно-кредитных организаций;
- оценить деятельность валютно-финансовых организаций в Российской Федерации, на примере взаимоотношений с МВФ, Международным банком реконструкции и развития, Парижским и Лондонским клубами и ВТО.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………….4
1.1. Международный валютный фонд (МВФ)………………………...4
1.2. Всемирная торговая организация (ВТО)…………………………9
1.3. Международный банк реконструкции и развития (МБРР)……12
1.4. Парижский и Лондонский клубы………………………………..16
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИИ С ВАЛЮТНО-КРЕДИНТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ………………………...21
2.1. Характер взаимоотношений России с МВФ…………………21
2.2. Анализ современного состояния сотрудничества Российской Федерации с МБРР…………………………………………………………26
2.3. Особенности и перспективы взаимодействия России с Парижским и Лондонским клубами………………………………………29
2.4. Проблемы вступления России в ВТО…………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...42
Большая часть межгосударственных кредитов была формой финансовой поддержки дружественных СССР политических режимов в странах третьего мира, т.е. предоставлялась без сколько-нибудь серьезного анализа платежеспособности заемщиков. Как следствие, обязательства большинства государств относятся теперь к разряду сомнительной и даже безнадежной задолженности. В рамках клуба у России 5 крупнейших должников: Алжир, Вьетнам, Йемен, Мозамбик и Эфиопия. Например, на нашу страну приходится 80% (или 6,5 млрд. долл.) всей задолженности Йемена. Остальные страны выплачивают (в СКВ и товарами) в лучшем случае лишь пятую часть оговоренной в соглашениях суммы. Членство России в Парижском клубе дает нам хоты маленькую, но надежду на увеличение сумм выплат. Конечно, процент списания долгов, на который нам придется пойти в рамках клуба, большой. Он определяется двумя факторами — уровнем развития страны и долей военных поставок в сумме долга. Поэтому дисконт может составлять от 35 до 80%.
Одним из направлений работы с финансовыми активами бывшего СССР является продажа на тендерной основе активов, выраженных в клиринговых и других замкнутых валютах. Сюда относятся, в первую очередь, долги Индии, Пакистана, Бангладеш, Монголии, Лаоса и некоторых других государств [15; с. 47].
Сам факт вступления России в Парижский клуб — явление для нас и для Запада положительное. Во-первых, мы добились фиксации курса рубля по задолженности на уровне тогдашнего официального курса — 60 копеек за доллар. Во-вторых, раньше Россия, являясь крупным кредитором, существовала как бы отдельно и сама пыталась решать связанные с задолженностью вопросы, это не давало Западу возможности проводить в отношении стран-должников разработанной им программы. Теперь миссии МВФ, находясь в тех или иных странах и рассматривая вопросы о предоставлении им очередных траншей, ставят перед ними требования о необходимости заключения соглашений с Россией о погашении задолженности.
Есть, однако, и проблемные моменты. Поскольку Парижский клуб формально не отвечает за ранее заключенные двусторонние соглашения, то и страны-должники начинают уже думать - платить по ним или не платить. Тем более, что со многими странами не определен механизм оценки старых долгов, особенно если раньше они выражались в переводных рублях [15; с. 35].
У стран, не поддерживающих отношения с Парижским клубом, долги более крупные. Единственным исправным плательщиком в последнее время остается лишь Индия, погашающая до 1 млрд. долл. ежегодно.
Лондонский клуб объединяет около 1000 крупных зарубежных коммерческих банков. В отличие от Парижского Лондонский клуб занимается вопросами задолженности перед частными коммерческими банками, кредиты которых не находятся под защитой гарантий или страхования. Обязательства России перед этим клубом составляют межбанковские кредиты, предоставленные Внешэкономбанку в советское время, а также векселя, использовавшиеся во внешнеторговых расчетах и изначально предназначавшиеся для операций а-форфэ (покупка без права оборота). Именно на данном рынке проводились достаточно активные спекулятивные операции. Они заключались в скупке российскими коммерческими банками задолженности по сниженным ценам и последующему резкому сбросу долгов.
После распада СССР предполагалось, что каждое из государств будет нести свою долю ответственности по внешнему долгу (к тому времени — около 90 млрд. долл.), а также иметь соответствующую долю в активах бывшего Союза. Но, как быстро выяснилось, только Россия могла обслуживать свои обязательства. Поэтому по взаимному согласию было объявлено, что Россия в обмен на отказ бывших республик от причитающейся им доли активов принимает на себя все их долги. Такое непростое решение позволило нашей стране в то время сохранить свои позиции на международных финансовых рынках и обеспечило доверие к нам потенциальных западных инвесторов.
Переговоры с Лондонским клубом были начаты еще в 1991 г. Через два года полномочия по обслуживанию внешнего долга и централизованных внешнеэкономических операций РФ были переданы Внешэкономбанку как специализированному государственному банку РФ, а еще через два года банк был определен официальным должником перед Лондонским клубом. В 1995 г. во Франкфурте-на-Майне правительство РФ и члены Банковского консультативного комитета клуба подписали меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР на сумму 32,3 млрд. долл. (основной долг — 24 млрд. долл. и проценты — 8,3 млрд. долл.) сроком на 25 лет с семилетним льготным периодом, в течение которого выплачиваются лишь проценты по льготной ставке [7; с. 139]. Решено было реструктурировать весь долг вне зависимости от даты погашения, и сделать разбивку по невыплаченным процентам: отдельно за 1991-1992 гг., за 1993-1995 гг., за 1996 и 1997 гг. Наконец, в конце 1997 г. Россия подписала с Лондонским клубом и само соглашение о реструктуризации задолженности. К моменту завершения работы по реструктуризации долга были подписаны протоколы выверки задолженности с 423 отдельными кредиторами по более чем 27 тысячам заявленных позиций, что является абсолютным рекордом в истории проведения Лондонским клубом реструктуризации задолженности суверенных заемщиков перед коммерческим.
В соответствии с достигнутыми договоренностями основной долг переоформлен в долгосрочный синдицированный кредит (25 лет), агентом по которому выступает Bank of America. В частичную оплату процентов по основному долгу банкам-кредиторам выплачено более 3 млрд. долл. Для урегулирования оставшейся процентной задолженности осуществлен выпуск процентных облигаций (Interest Accrual Notes — IAN) на сумму свыше 6 млрд. долл. Эмитентом выступает Внешэкономбанк, но приравнены они по статусу к долговым обязательствам государства, а зарегистрированы на Люксембургской бирже. Обращение этих облигаций предусмотрено как в России, так и за ее пределами — в европейской клиринговой системе Euroclear. Агент по обслуживанию процентных облигаций — Chase Manhattan Bank, агент по завершению сделки и осуществлению первоначальных платежей по Лондонскому клубу — Deutsche Bank.
В январе 1999 г. кредиторы Лондонского клуба проголосовали за резервирование права на акселерацию выплат по российскому внешнему долгу, т.е. против акселерации как таковой, что означает возможность начала переговоров о дальнейшей реструктуризации российского внешнего долга [15; с. 68].
Интересно,
что Россия в списке должников
клуба, который, кстати, кредитовала
основном развивающиеся и
В структуре общего внешнего долга России определенную, весомую долю составляет внеклубная задолженность. Имеется в виду то, что Россия взяла на себя также обязательства по урегулированию задолженности бывшего СССР и перед странами, не входящими в Парижский клуб. Остатки задолженностей предполагается гасить в основном товарными поставками. Так, например, долг перед Словакией в настоящее время составляет 1,8 млрд., перед Венгрией — 480 млн, Республикой Корея — 170 млн, Болгарией — 100 млн, Польшей - 20 млн долл. Неурегулированы вопросы пока с некоторыми странами, в частности, например, с Китаем, ОАЕ, Румынией, Ю. Кореей, Кувейтом [13; с. 86].
Построение
взаимоотношений России с МФО
определяется конкретными историческими
и экономическими факторами. В связи этим
комплекс принципиальных установок данного
сотрудничества можно разграничить на
три подсистемы. Во-первых, глобальные
принципы, определяющие цель и задачи
МФО, и конкретные принципы их кредитных
отношений со странами-членами. Во-вторых,
национальные стратегии, определяющие
содержание программ сотрудничество и
условия взаимодействия с МФО. В-третьих,
частные и общественные интересы, с одной
стороны – государство – заемщики, с другой
– руководство и основные акционеры МФО,
преследующие цели расширения своего
влияния и использования кредитов, выделяемых,
в частности, России, в качестве источников
получение прибыли.
2.4. Проблемы вступления России в ВТО
В феврале 1994 года Правительство России передало странам-участницам ГАТТ Меморандум о внешнеторговом режиме России. Этот шаг Правительства России открыл активную фазу переговоров об условиях присоединения России к ВТО. Переговоры идут по двум основным направлениям. Одно - это серьезный экзамен в Рабочей группе ВТО российского внешнеторгового законодательства (включая практику его применения) на предмет определения его соответствия принципам и нормам ВТО и определения тех условий, на которых страны-участницы ВТО одобрят присоединение России к Генеральному Соглашению, и другим Договоренностям ВТО [12; с. 246]. Другое - это выработка протокола о тарифных условиях присоединения России и перечня обязательств по ГАТС. Протокол о тарифных условиях будет включать обязательство России закрепить на взаимно согласованном уровне ставки пошлин таможенного тарифа на ряд товаров и снизить в течение нескольких лет пошлины на отдельные товары. Эти направления в комплексе определят условия присоединения России к ВТО. Другими словами, Правительство России сегодня стоит на пути сложных, многоплановых и, вместе с тем, перспективных и важных для страны переговоров.
Вступив в ВТО, Россия получит возможность защиты своих внешнеторговых интересов. Нужда в этом для российских предпринимателей ощутимо выросла, когда в ответ на серьезное повышение открытости своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран. Вместо этого она, напротив, столкнулась с торговыми барьерами как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России [13; с. 112].
Присоединение России к ВТО, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима страны, на недостатки которого приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнеров Российской Федерации, но и экспортеров и импортеров в самой России.
В сфере политики принятие обязательств, налагаемых соглашениями со странами-участниками ВТО, приведет к неизбежному ослаблению национального суверенитета. Ограничения коснутся всех ветвей власти – исполнительной (с нее постоянно будут требовать выполнения международных обязательств, даже в ущерб национальным интересам), законодательной (придется привести нормативные акты в соответствие с требованиями ВТО), судебной (юридические споры за возможные нарушения будут рассматриваться в международных судах).
В
области социальных отношений вступление
в ВТО также чревато
Важнейшей причиной, побудившей Россию к присоединению к ВТО, является ее желание стать, наконец, равноправным торговым партнером на мировом рынке. Та неимоверно сложная и громоздкая система двусторонних соглашений, которая была создана Советским Союзом, в нынешних условиях возросшей интернационализации мирохозяйственных связей и взаимозависимости национальных экономик далеко не всегда способна защищать экономические интересы России. Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Уже сегодня ежегодный ущерб России от антидемпинговых процедур в отношении российских производителей в связи с тем, что Россия не является членом ВТО, по оценкам Минэкономразвития, озвученным Германом Грефом, составляет свыше $4 миллиардов [26]. По его словам, на сегодняшний день против России применяется более 120 антидемпинговых процедур (Антидемпинговые меры - это сильный экономический инструмент, применяемый импортирующей страной против нежелательного, с ее точки зрения, импорта. Для экспортера фактически закрывается доступ на рынок данной страны), в то время как пять лет назад их насчитывалось менее 30. Таким образом, с каждым годом отсрочки вступления России в ВТО этот поток будет только нарастать.
Информация о работе Проблемы взаимоотношения РФ с международными валютно-кредитными институтами