Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 05:09, курсовая работа
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
- описать деятельность основных видов международных валютно-кредитных организаций;
- оценить деятельность валютно-финансовых организаций в Российской Федерации, на примере взаимоотношений с МВФ, Международным банком реконструкции и развития, Парижским и Лондонским клубами и ВТО.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2
ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………….4
1.1. Международный валютный фонд (МВФ)………………………...4
1.2. Всемирная торговая организация (ВТО)…………………………9
1.3. Международный банк реконструкции и развития (МБРР)……12
1.4. Парижский и Лондонский клубы………………………………..16
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИИ С ВАЛЮТНО-КРЕДИНТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ………………………...21
2.1. Характер взаимоотношений России с МВФ…………………21
2.2. Анализ современного состояния сотрудничества Российской Федерации с МБРР…………………………………………………………26
2.3. Особенности и перспективы взаимодействия России с Парижским и Лондонским клубами………………………………………29
2.4. Проблемы вступления России в ВТО…………………………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...42
Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.
В отличие от МВФ Международный банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ [14; с. 347].
В
отличие от МВФ, МБРР не использует
стандартных условий
Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.
Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 186 стран, лидирующее положение принадлежит семерке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии [20; с. 348].
Источниками
ресурсов банка помимо акционерного
капитала являются размещение облигационных
займов, главным образом на американском
рынке, и средства, полученные от продажи
облигаций. В дополнение к МБРР были созданы
следующие финансовые институты: Международная
ассоциация развития, Международная финансовая
корпорация, Многостороннее агентство
по гарантированию инвестиций. Все эти
финансовые институты работают в тесном
взаимодействии, образуя Группу Всемирного
банка. В начале 2009 г. в состав членов этих
организаций входили 186 стран. За период
своего существования банк и его организации
предоставили свыше 5 тыс. займов на общую
сумму 245 млрд долл. Почти 3/4 всех займов
приходится на МБРР.
1.4. Парижский и Лондонский клубы
Парижский клуб – неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в 1956 году с целью реструктуризации задолженности развивающихся стран. Членство в Парижском Клубе предполагает постоянный обмен информацией между кредиторами о задолженности и ходе ее погашения. Все соглашения стран- должников с Парижским Клубом содержат статью, обязывающую их не предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения долга перед ними, чем условия, предоставленные членам Клуба. Наиболее бедным странам списывается до 80% их внешнего долга официальным кредиторам. Принятая Клубом практика ограничивает также сумму уступки страной-кредитором активов на вторичном рынке долгов пределом в 20 млн. долларов или 10% от общей суммы требований к данной стране-кредитору (в зависимости от того, что больше). Парижский Клуб функционирует в тесном сотрудничестве с МВФ. Если какое-либо государство-должник, испытывающее экономические трудности (например, по части баланса платежа), начинает осуществлять программу оздоровления под эгидой МВФ. Парижский клуб совместно с правительством данной страны вырабатывает соглашение о реструктуризации её внешнего государственного долга. В результате появляется возможность уменьшить пассивное сальдо платёжного баланса, не сокращая при этом объём импорта товаров и капиталов [13; с. 111].
В рамках Парижского Клуба страны, испытывающие трудности в выплате долгов другим государствам и частные учреждениям, проводят переговоры со своими кредиторами о пересмотре условий и графиков платежей. Пожалуй, само название «Парижский Клуб» не совсем точное , хотя это неформальное объединение, а не официальная международная организация. У него нет штаб- квартиры, секретариата, а главное, нет устава. Другими словами, этот клуб не имеет юридического статуса.
Парижский Клуб не очень известен широкой публике, что отчасти связано с проводимой им политикой конфиденциальности : кредиторы стараются не раскрывать информацию, касающуюся их оценки экономического и финансового положения того или иного должника и масштабов предоставляемых льгот по погашению долгов. Решение о том, должна ли такая информация предоставляться третьим сторонам и в каком объеме, принимается самим должником. Тем не менее, за 40 с лишним лет своего существования Клуб стал одним из главных действующих лиц в проведении международной стратегии в области кредитования и обеспечения погашения задолженностей. Указанная стратегия нередко корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два принципа: проведение внутренних реформ и структурной перестройки с предоставлением внешней финансовой помощи в форме новых займов или льготных условий погашения прежних долгов.
В 1956 году, как только клуб был организован, первые переговоры с официальными кредиторами в Париже провело правительство Аргентины с целью выработки взаимоприемлемой для пересмотра графиков платежей по гарантированным государством экспортным кредитам. В следующие полтора десятилетия с просьбами о пересмотре графиков платежей в клуб обращались Бразилия, Чили и Турция [4; с. 135]. Наибольшая активность приходится на последние двадцать лет, когда около 100 стран заключили более двухсот соглашений о реструктурировании долгов на сумму боле 350 млрд. долл. Свою лепту вносят также и коммерческие банки, значительно сокращая обязательства должников по погашению не гарантированных государством кредитов.
Особенность структурной
Поскольку Парижский Клуб не имеет фиксированного членства, в переговорном процессе в рамках Клуба может участвовать любое государство- кредитор, являющееся держателем обязательств по долгам, по которым может потребоваться пересмотр условий погашения. Большую часть займов и кредитов развивающиеся страны , а также государства Центральной и Восточной Европы получают от стран-членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) , поэтому последние почти всегда участвуют в таких переговорах. Среди других традиционных участников переговоров в Парижском Клубе следует назвать МВФ, Всемирный банк, Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и, естественно, саму страну-должника, обратившуюся с просьбой о пересмотре задолженности. Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим странам, и их должники также обращаются в Парижский Клуб. Таким кредиторам выгодно решать вопросы уже на многосторонней основе [15; с. 29].
Многосторонний подход
В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:
Первые два принципа — это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.
Лондонский клуб - это неформальная организация банков-кредиторов, созданная для урегулирования вопросов задолженности иностранных заёмщиков перед членами этого клуба. Первые заседания Лондонского клуба состоялись в 1976 г. для рассмотрения вопросов задолженности Заира перед частными кредиторами [15; с. 50].
Деятельность
Лондонского клуба похожа по целям
на деятельность Парижского клуба. Отличие
состоит в том, что Парижский
клуб объединяет государства-кредиторы
в лице представителей центральных
банков и министров финансов стран-кредиторов,
в то время как Лондонский клуб объединяет
негосударственные, коммерческие банки.
Членами Лондонского клуба являются около
1000 банков из разных стран. Организация
деятельности Лондонского клуба. Интересы
банков-кредиторов в Лондонском клубе
представляет банковский консультативный
комитет (БКК), в котором представлены
те банки, на которые приходится максимальная
часть долга данной страны. Соглашение,
достигнутое между страной-должником
и комитетом, должно получить поддержку
банков, на которые приходится 90-95% непогашенных
обязательств должника, и только после
этого данное соглашение может быть официально
подписано. Процедура урегулирования
долга включает подготовительную работу,
которая включает в себя разработку стратегии
урегулирования долга. Затем страна-должник
проводит консультации со своими главными
кредиторами с целью образования руководящего
комитета. Обычно страна-должник выбирает
банки, с пониманием относящиеся к выдвигаемым
ею условиям работы в составе БКК и представляющие
географические регионы, перед которыми
страна имеет долговые обязательства.
Благодаря опыту работы Банковских консультативных
комитетов они стали достаточно компетентными
органами для детальной оценки экономической
ситуации страны-заёмщика и построения
схемы рефинансирования долга.
ГЛАВА
2. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИИ
С ВАЛЮТНО-КРЕДИНТНЫМИ
2.1.
Характер взаимоотношений
Россия участвует во многих экономических и валютно-финансовых организациях как на договорной основе, так и на основе членства. В 2004 году исполнилось 12 лет с момента вступления России в Международный валютный фонд. Переговоры о присоединении к нему были начаты еще Советским Союзом и явились составной частью политики «нового мышления», интеграции в мировое хозяйство и мировую валютную систему, деидеологизации международных экономических и валютно-финансовых отношений. Вступление в МВФ на полноправной основе стало возможным лишь для постсоветской России, которая сразу же приобрела статус заемщика [16; с. 250].
Открытие экономики России по линии внешней торговли началось в 1994 г. с ликвидации нетарифных мер регулирования экспорта. Были отменены квоты и лицензии, но экспорту всех товаров, кроме нефти. А с 1 января 1995 г. правительство либерализовало и нефтяной экспорт. В 1995 г. были полностью устранены ограничения в отношении экспорта и импорта, а также на допуск хозяйствующих субъектов к участию во внешнеэкономической деятельности, завершена ликвидация (в декабре 1995 г.) тарифных льгот. Указом президента от 5 марта 1995 г. упразднен институт «специальных экспортеров» стратегических товаров, включая нефть. В июле 1996 г. вступил в силу принятый по настоянию МВФ порядок свободного доступа к нефтепроводам.
Важным преимуществом кредитов МВФ, доступных для России в первой половине 90-х годов, была их низкая стоимость по сравнению с рыночными ресурсами. Как известно, кредитные ресурсы Фонда почти целиком состоят из взносов стран-участниц, источником которых выступают бюджетные ассигнования, то есть «бесплатные» средства налогоплательщиков. В то же время в первые годы самостоятельности для постсоветской России с ее денежно-кредитной системой, обремененной серьезными проблемами гиперинфляции и нестабильности банков, стагнации производства доступ к внешним частным ресурсам был практически закрыт. Не случайно, первый кредит, полученный Россией от Фонда, совпал по времени со вступлением в эту организацию. Всего за 90-е годы Фонд предоставил России кредитов на сумму 32.1 млрд. долл., в том числе резервных кредитов (стенд-бай) – 7.8 млрд., кредитов в рамках механизма финансирования системных преобразований – 3, механизма расширенного финансирования – 13.1, дополнительного резервного финансирования – 5.3, компенсационного финансирования – 2.9 млрд. долл.
Информация о работе Проблемы взаимоотношения РФ с международными валютно-кредитными институтами