Проблемы взаимоотношения РФ с международными валютно-кредитными институтами

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 05:09, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

- описать деятельность основных видов международных валютно-кредитных организаций;

- оценить деятельность валютно-финансовых организаций в Российской Федерации, на примере взаимоотношений с МВФ, Международным банком реконструкции и развития, Парижским и Лондонским клубами и ВТО.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………2


ГЛАВА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………….4

1.1. Международный валютный фонд (МВФ)………………………...4

1.2. Всемирная торговая организация (ВТО)…………………………9

1.3. Международный банк реконструкции и развития (МБРР)……12

1.4. Парижский и Лондонский клубы………………………………..16


ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИИ С ВАЛЮТНО-КРЕДИНТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ………………………...21

2.1. Характер взаимоотношений России с МВФ…………………21

2.2. Анализ современного состояния сотрудничества Российской Федерации с МБРР…………………………………………………………26

2.3. Особенности и перспективы взаимодействия России с Парижским и Лондонским клубами………………………………………29

2.4. Проблемы вступления России в ВТО…………………………34


ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...39


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...42

Работа содержит 1 файл

ГЛАВА 1.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

     Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время Второй мировой войны. С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.

     В отличие от МВФ Международный  банк реконструкции и развития предоставляет кредиты для экономического развития. МБРР — самый крупный кредитор проектов развития в развивающихся странах со средним уровнем доходов на душу населения. Страны, подающие заявку на вступление в МБРР, должны сначала быть приняты в МВФ [14; с. 347].

     В отличие от МВФ, МБРР не использует стандартных условий кредитования. Сроки, объемы и ставки кредитов МБРР определяются особенностями кредитуемого проекта. Как и МВФ, МБРР обычно обуславливает  предоставление кредитов определенными  условиями. Все займы банка должны гарантироваться правительствами стран-членов. Займы выделяются под процентную ставку, которая меняется каждые 6 месяцев. Займы предоставляются, как правило, на 15-20 лет с отсрочкой платежей по основной сумме займа от трех до пяти лет.

     Необходимо  подчеркнуть, что банк покрывает  своими кредитами лишь 30% стоимости  объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка. В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

     Высшими органами МБРР являются Совет управляющих  и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится  президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (более 180 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 186 стран, лидирующее положение принадлежит семерке: США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии [20; с. 348].

     Источниками ресурсов банка помимо акционерного капитала являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций. В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты: Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация, Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. Все эти финансовые институты работают в тесном взаимодействии, образуя Группу Всемирного банка. В начале 2009 г. в состав членов этих организаций входили 186 стран. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР. 

          1.4. Парижский и Лондонский клубы

        Парижский клуб – неформальное  объединение правительств  стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия,  Великобритания,  Германия, Дания, Испания, Италия,  Канада,  Нидерланды,  Норвегия,  Португалия,  США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было  создано  в 1956  году  с целью реструктуризации  задолженности  развивающихся стран. Членство в Парижском Клубе предполагает постоянный обмен  информацией  между кредиторами о задолженности и  ходе  ее  погашения.  Все  соглашения  стран- должников  с  Парижским  Клубом содержат   статью,  обязывающую  их  не предоставлять третьим странам более выгодных условий погашения  долга  перед ними, чем условия, предоставленные членам  Клуба.  Наиболее  бедным  странам списывается до  80%  их  внешнего  долга  официальным  кредиторам.  Принятая Клубом практика ограничивает также сумму уступки страной-кредитором  активов на вторичном рынке долгов пределом в 20  млн.  долларов  или  10%  от  общей суммы требований к данной стране-кредитору (в зависимости от того, что больше). Парижский Клуб функционирует в тесном сотрудничестве с  МВФ.  Если какое-либо   государство-должник,   испытывающее   экономические   трудности (например,  по  части баланса платежа),  начинает  осуществлять  программу оздоровления под эгидой  МВФ.  Парижский  клуб  совместно  с  правительством данной  страны  вырабатывает  соглашение  о  реструктуризации  её   внешнего государственного  долга.  В  результате  появляется  возможность   уменьшить пассивное сальдо платёжного баланса, не  сокращая  при  этом  объём  импорта товаров и капиталов [13; с. 111].

        В рамках Парижского Клуба  страны, испытывающие трудности  в выплате долгов другим государствам и частные учреждениям,  проводят  переговоры  со  своими кредиторами  о  пересмотре  условий  и  графиков  платежей.  Пожалуй,   само название  «Парижский  Клуб»  не  совсем  точное ,  хотя  это   неформальное объединение, а не официальная международная организация. У него  нет штаб- квартиры, секретариата, а главное, нет устава. Другими  словами,  этот  клуб не имеет юридического статуса.

        Парижский Клуб не очень известен широкой публике, что отчасти связано с проводимой  им  политикой конфиденциальности  :  кредиторы   стараются не раскрывать информацию, касающуюся их  оценки  экономического  и финансового положения того или иного должника  и  масштабов  предоставляемых  льгот  по погашению долгов. Решение о том, должна ли такая информация  предоставляться третьим сторонам и в каком  объеме,  принимается  самим  должником.  Тем  не менее, за 40 с лишним лет своего существования Клуб стал  одним  из  главных действующих лиц в проведении международной стратегии в области  кредитования и  обеспечения  погашения  задолженностей.   Указанная   стратегия   нередко корректируется, но в ее основе по-прежнему лежат два принципа:  проведение внутренних  реформ  и  структурной  перестройки  с  предоставлением  внешней финансовой помощи в  форме  новых  займов  или  льготных  условий  погашения прежних долгов.

        В 1956 году,  как  только  клуб  был  организован,  первые  переговоры  с официальными кредиторами в Париже провело правительство Аргентины с целью выработки   взаимоприемлемой   для   пересмотра   графиков    платежей    по гарантированным государством  экспортным  кредитам.  В следующие   полтора десятилетия с просьбами о пересмотре графиков  платежей  в  клуб  обращались Бразилия, Чили и  Турция [4; с. 135].  Наибольшая  активность  приходится  на  последние двадцать лет, когда около 100 стран заключили более двухсот соглашений  о реструктурировании долгов на  сумму боле  350  млрд.  долл.  Свою  лепту вносят  также  и  коммерческие  банки,  значительно  сокращая  обязательства должников по погашению не гарантированных государством кредитов.

        Особенность структурной организации  Парижского Клуба состоит в   том,  что он являет собой  собрание  представителей  суверенных  государств-кредиторов под председательством высокопоставленного чиновника   государственного Казначейства Франции Франсуа Перье. Будучи  созданный  не  как  постоянно действующий орган, а  для  решения  конкретных проблем погашения кредитов отдельным должникам,  Клуб  руководствуется рядом   принципов, например, принципом консенсуса. Некоторые из них периодически пересматриваются.

        Поскольку  Парижский  Клуб  не  имеет   фиксированного   членства,   в переговорном процессе в рамках Клуба может  участвовать  любое  государство- кредитор, являющееся держателем обязательств по  долгам,  по  которым  может потребоваться пересмотр условий погашения. Большую часть займов и кредитов развивающиеся страны , а также государства Центральной  и  Восточной Европы получают от стран-членов Организации  экономического   сотрудничества   и развития  (ОЭСР) , поэтому  последние  почти  всегда  участвуют в  таких переговорах. Среди других традиционных участников переговоров  в  Парижском Клубе следует назвать МВФ, Всемирный банк, Конференцию  ООН  по  торговле  и развитию (ЮНКТАД)  и,  естественно,  саму  страну-должника,  обратившуюся  с просьбой о пересмотре задолженности. Ряд крупных должников, например Россия и Бразилия, сами предоставляют значительные кредиты другим  странам,  и их должники также обращаются в Парижский Клуб. Таким кредиторам выгодно решать вопросы уже на многосторонней основе [15; с. 29].

        Многосторонний подход является  наиболее эффективным и облегчает  работу  в административно-организационном плане, так  как  должник  имеет  возможность вести переговоры  со  всеми  кредиторами  одновременно,  а  не  с  каждым  в отдельности.  Кроме  того,  кредиторы  придают  большое  значение   принципу равенства   или    равномерного    распределения    бремени    невыплаченных задолженностей. Они хотят быть уверенными  в том,  что полученные  от  них льготы в отношении условий погашения долга не использованы для обслуживания долговых обязательств другими кредиторами.

     В своей работе Парижский клуб руководствуется  тремя основными принципами:

  • наличие непосредственной угрозы прекращения платежей,
  • обусловленность  реструктуризации  долга  обязательством   должника
  • проводить определенную экономическую политику,
  • равномерное  распределение  бремени  невыплаченных  долгов  среди кредиторов.

     Первые  два  принципа  —  это  условия,  которые  страна-должник  обязана  выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий  погашения  кредита  может быть рассмотрен Парижским  клубом. Третий принцип относится  к  позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении  между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий  погашения  кредитов, кредиторы  должны  действовать  сообща  и  координировать  свои  действия  и требования.

     Лондонский  клуб - это неформальная организация  банков-кредиторов, созданная для  урегулирования вопросов задолженности  иностранных заёмщиков перед  членами этого клуба. Первые заседания  Лондонского клуба состоялись в 1976 г. для рассмотрения вопросов задолженности Заира перед частными кредиторами [15; с. 50].

     Деятельность  Лондонского клуба похожа по целям  на деятельность Парижского клуба. Отличие  состоит в том, что Парижский  клуб объединяет государства-кредиторы  в лице представителей центральных банков и министров финансов стран-кредиторов, в то время как Лондонский клуб объединяет негосударственные, коммерческие банки. Членами Лондонского клуба являются около 1000 банков из разных стран. Организация деятельности Лондонского клуба. Интересы банков-кредиторов в Лондонском клубе представляет банковский консультативный комитет (БКК), в котором представлены те банки, на которые приходится максимальная часть долга данной страны. Соглашение, достигнутое между страной-должником и комитетом, должно получить поддержку банков, на которые приходится 90-95% непогашенных обязательств должника, и только после этого данное соглашение может быть официально подписано. Процедура урегулирования долга включает подготовительную работу, которая включает в себя разработку стратегии урегулирования долга. Затем страна-должник проводит консультации со своими главными кредиторами с целью образования руководящего комитета. Обычно страна-должник выбирает банки, с пониманием относящиеся к выдвигаемым ею условиям работы в составе БКК и представляющие географические регионы, перед которыми страна имеет долговые обязательства. Благодаря опыту работы Банковских консультативных комитетов они стали достаточно компетентными органами для детальной оценки экономической ситуации страны-заёмщика и построения схемы рефинансирования долга.  

     ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ РОССИИ С ВАЛЮТНО-КРЕДИНТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

     2.1.   Характер взаимоотношений России  с МВФ.

     Россия  участвует во многих экономических  и валютно-финансовых организациях как на договорной основе, так и на основе членства. В 2004 году исполнилось 12 лет с момента вступления России в Международный валютный фонд. Переговоры о присоединении к нему были начаты еще Советским Союзом и явились составной частью политики «нового мышления», интеграции в мировое хозяйство и мировую валютную систему, деидеологизации международных экономических и валютно-финансовых отношений. Вступление в МВФ на полноправной основе стало возможным лишь для постсоветской России, которая сразу же приобрела статус заемщика [16; с. 250].

     Открытие  экономики России по линии внешней торговли началось в 1994 г. с ликвидации нетарифных мер регулирования экспорта. Были отменены квоты и лицензии, но экспорту всех товаров, кроме нефти. А с 1 января 1995 г. правительство либерализовало и нефтяной экспорт. В 1995 г. были полностью устранены ограничения в отношении экспорта и импорта, а также на допуск хозяйствующих субъектов к участию во внешнеэкономической деятельности, завершена ликвидация (в декабре 1995 г.) тарифных льгот. Указом президента от 5 марта 1995 г. упразднен институт «специальных экспортеров» стратегических товаров, включая нефть. В июле 1996 г. вступил в силу принятый по настоянию МВФ порядок свободного доступа к нефтепроводам.

     Важным  преимуществом кредитов МВФ, доступных для России в первой половине 90-х годов, была их низкая стоимость по сравнению с рыночными ресурсами. Как известно, кредитные ресурсы Фонда почти целиком состоят из взносов стран-участниц, источником которых выступают бюджетные ассигнования, то есть «бесплатные» средства налогоплательщиков. В то же время в первые годы самостоятельности для постсоветской России с ее денежно-кредитной системой, обремененной серьезными проблемами гиперинфляции и нестабильности банков, стагнации производства доступ к внешним частным ресурсам был практически закрыт. Не случайно, первый кредит, полученный Россией от Фонда, совпал по времени со вступлением в эту организацию. Всего за 90-е годы Фонд предоставил России кредитов на сумму 32.1 млрд. долл., в том числе резервных кредитов (стенд-бай) – 7.8 млрд., кредитов в рамках механизма финансирования системных преобразований – 3, механизма расширенного финансирования – 13.1, дополнительного резервного финансирования – 5.3, компенсационного финансирования – 2.9 млрд. долл.

Информация о работе Проблемы взаимоотношения РФ с международными валютно-кредитными институтами