Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:41, курсовая работа
Цель работы - на основе анализа развития современного состояния кредитной системы России, изучить проблемы и перспективы ее дальнейшего развития и пути совершенствования российской кредитной системы в современных условиях.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- показать сущность и структуру кредитной системы государства;
- рассмотреть появление и развитие небанковских кредитных учреждений;
- выявить проблемы и перспективы совершенствования кредитной системы в современных условиях
Введение 3
1.Экономическая сущность, формы и принципы кредита 5
1.1Кредит: понятие, источники, функции. 5
1.2 Формы кредита 7
1.3 Принципы организации банковского кредитования. 10
2. Современная кредитная система Российской Федерации 12
2.1 Современная кредитная система 12
2.1 Банковская система 13
2.2Центральный банк Российской Федерации 15
2.3 Специализированные кредитно-финансовые институты. 18
3. Проблемы и перспективы развития кредитной российской системы в период финансового кризиса. 23
3.1 Проблемы развития кредитной системы Российской Федерации 23
3.2 Перспективы развития кредитной системы Российской Федерации. 26
Заключение 31
Список используемой литературы 33
Возникший в США кризис финансово-экономических отношений спровоцировал глобальный системный экономический кризис, проявившийся в целом ряде стран, включая Россию. В первую очередь кризис сказался на государственных банковских системах. В США только за последние месяцы объявлены банкротами 22 банка.
Однако нас в первую очередь интересует положение российских банков, обострившиеся проблемы в банковском кредитовании и возможные пути их преодоления. Статистика, а также меры, принимаемые Президентом РФ и правительством по поддержке банковской государственной системы, дают возможность специалистам достаточно достоверно оценить масштаб возникших у отечественных банков проблем.
Если вновь проанализировать причины банковского кризиса августа 1998 года можно сделать два важных вывода: во-первых, истинной причиной банкротства кредитных организаций стало неудовлетворительное качество правления банковскими активами и пассивами; во-вторых, больше всего от кризиса пострадали крупные системообразующие банки.
В настоящее время российская банковская система преодолевает следующие наиболее значимые проблемы:
Если проанализировать все эти проблемы, то мы придем к выводу, что коренной проблемой является – низкое качество управления, когда российские банки не могут адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию. И хотя многие руководители поспешили свалить вину на государство, но именно недостаточно квалифицированное управление банковскими рисками, в первую очередь – валютными и кредитными, в недостаточности капитала и чрезмерном увлечении операциями на финансовом рынке, в том числе и чисто спекулятивными, в ущерб более трудоемкой и часто менее прибыльной работе с реальным сектором экономики, и повлекло за собой катастрофу.
Главная цель развития кредитной системы на среднесрочную перспективу - это повышение устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского сектора. Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005—2009 годы), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ.
Банк России определил порядка 200 банков, которые будут находиться под пристальным надзором со стороны Центрального Банка, из этих 200 банков чуть более 100 крупнейшие кредитные организации, а остальные банки являются значимыми для тех регионов, где они находятся. В эти банки в течение месяца будут назначены кураторы (для части банков кураторы уже назначены), которые будут отслеживать деятельность банков, появление жалоб и сообщения в СМИ, касающиеся деятельности данных банков. Основным критерием по выбору значимости банков в регионах будет объем привлеченных вкладов физических лиц.
Центральный Банк в 2009-2011гг. планирует поэтапно повышать требования к минимальному уровню капитала для действующих банков. В настоящее время минимальный размер по уровню капитала не установлен, главное, чтобы в будущем он не снижался. Требование к уровню капитала - не менее 5 млн. евро - действует только для вновь создаваемых банков. Именно его и планируется постепенно повышать, что, как отмечают в Центральном Банке, поможет «стимулировать банки увеличивать капитал и убрать с рынка потенциально закрытые банки, которые не занимаются реальным банковским бизнесом». Это позволит сократить количество кредитных организаций на 400 банков из 1125 работающих в настоящее время. Согласно последней статистике Банка России, в настоящий момент в России действуют 796 кредитных организаций с капиталом до 5 млн. евро.
Для ведущих публичных банков новость позитивна, поскольку и институт кураторства и повышение требований к уровню капитала действительно призваны вывести отечественный банковский сектор на качественно новый уровень. Это должно привлечь внимание иностранных инвесторов, которых наряду с фундаментальной недооценкой банков Российской Федерации волнует вопрос открытости и прозрачности российского бизнеса. Что касается мелких и закрытых банков, которые легко могут быть лишены лицензий (на данный момент Центральный Банк Российской Федерации включил в список кредитных организаций, в отношении которых возбуждены уголовные дела, 8 банков; рассматриваются иски о привлечении к гражданско-правовой ответственности в отношении еще 14 банков), то они мало интересуют крупных инвесторов и негатива в складывающуюся ситуацию в финансовом секторе это не добавит.
Введение института кураторства весьма своевременно позволит Банку России в режиме реального времени осуществлять мониторинг деятельности подопечных кредитных организаций в целях предотвращения системных и локальных кризисных явлений на ранней стадии. Возможные меры по увеличению планки собственных средств будут способствовать консолидации и укреплению сектора.
Повышение прозрачности и эффективности кредитных организаций - одна из ключевых задач регулятора. Однако значительно менее радикальные методы для этого, например, невключение в Систему страхования вкладов, не были использованы. Подобные устремления Банка России по повышению капитализации через введение минимальных требований к размеру капитала наблюдаются уже давно, одним из результатов стала невозможность открыть новый банк, если его капитал менее 5 млн. евро. Вместе с тем подобным ужесточением требований (особенно, если оно растянуто во времени) можно лишь снять отдельные признаки проблемы непрозрачности банковского бизнеса в России, но решить их вряд ли удастся. Целесообразно выстраивание системы на основе банковских функций, в которой может найтись место для всех типов банков, как крупных, так и мельчайших. Кроме того, внедрение подобных мер является сигналом о недостаточном инструментарии Банка России по выявлению и пресечению противоправных действий в банковской сфере. И развитие этого инструментария - одна из важнейших задач регулятора.
Основными задачами развития банковского сектора являются: усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков; повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции; повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций; предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем); развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций; укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков. После достижения стратегических целей, предусмотренных настоящим документом, на следующем этапе (2009—2015 годы) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках. Практические задачи, условия их решения и меры по их реализации:
Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации и Банка России являются:
В сфере правового
обеспечения банковской деятельности
необходимо в первую очередь создать
правовые условия функционирования
кредитных организаций в соотве
Развитие банковского сектора и динамика количественных параметров зависят во многом от темпов развития российской экономики, включая такие ключевые показатели, как объем валового внутреннего продукта, динамика торгового и платежного баланса, уровень инфляции, валютный курс, рыночные процентные ставки, доля наличных и безналичных форм расчетов.
Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что развитие банковского сектора должно стимулироваться преимущественно экономическими методами. Увеличение объемов банковских услуг не может достигаться в ущерб устойчивости банковского сектора.
Сегодня в экономической жизни России происходят непростые явления, обусловленные мировым финансовым кризисом. Глобальная финансовая система претерпевает принципиальные изменения. В условиях таких изменений и качественно новых рисков простых рецептов и решений уже не существует. В начале кризиса государство предприняло своевременные экстренные меры по поддержанию стабильности финансово-кредитной системы. В конце 2008 года была определена и сейчас разрабатывается большая среднесрочная программа, призванная минимизировать негативное воздействие внешних факторов на экономику страны. Итогом всех принятых мер должно стать проведение качественной и эффективной антикризисной политики в банковском секторе.
В целом развитие банковского сектора сопровождалось серьезными проблемами, из которых можно выделить две основные:
Ипотечный кризис 2007 года в США затруднил доступ к международным финансовым ресурсам российским банкам, которые начали испытывать первые трудности с привлечением средств.
Катализатором кризиса российской финансовой системы стало обострение мирового финансового кризиса осенью 2008 года. В сентябре 2008 года произошло одновременной краткосрочное ухудшение ряда факторов, включая падение цен на нефть, обострение политической ситуации в финансовой системе России. Российские компании и банки фактически лишились доступа к мировым кредитным рынкам.
К счастью, эффективные и слаженные действия Правительства и Банка России позволили избежать серьезных проблем: удалось справиться с паникой, не допустить массовых банкротств, глобального оттока вкладов населения.
Тем не менее ряд мер имел и оборотную сторону. Очевидно, что привилегированные условия предоставления помощи государственным банкам негативно повлияли на ситуацию в первые недели кризиса. Надо отдать должное монетарным властям: контрпродуктивная мера о выделении средств государственной поддержки только трем банкам с государственным участием была скорректирована в первую же неделю, и к аукционам Министерства финансов России допустили 32 банка, а через пять недель была реализована дополнительная мера – беззалоговые аукционы, и доступ к ресурсам получили уже 116 банков.
Информация о работе Проблемы и перспективы развития современной российской кредитной системы