Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 00:05, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы лизинга как метода инвестирования с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы лизинга, а именно, раскрыть такие вопросы как: история возникновения, понятие и виды лизинга, особенности использования лизинга в России, положительные и отрицательные моменты лизинга и его роль в инвестиционной деятельности предприятий;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы лизинга………………………..…………..7
1.1. История возникновения, понятие и виды лизинга…………………….7
1.2. Особенности использования лизинга в России……………………….25
1.3. Положительные и отрицательные моменты лизинга и его роль в инвестиционной деятельности предприятий………………………………30
Глава 2. Значение лизинга в финансировании
инвестиционного процесса……………………………………………………33
2.1. Определение инвестиционной природы механизма лизинга…………33
2.2. Мировая практика применения лизинга в развитых странах………...35
2.3. Место лизинга в комплексе мер по повышению инвестиционной
активности в России………………………………………………………….45
Глава 3. Проблемы и перспективы использования лизинговых
отношений в России и повышение их роли в финансировании
инвестиционного процесса……………………………………………………73
3.1. Проблемы лизингового бизнеса в России………………………….….73
3.2. Перспективы развития рынка лизинга…………………………………74
3.3. Преимущества и недостатки лизинговой формы инвестиций………..76
Заключение……………………………………………………………………...86
Список использованной литературы………………………………
Для устойчивого развития лизинга необходима стабильность - как финансовая (что поспособствует появлению «длинных» денег), так и правовая. В то же время именно в 2009-2010 годах в дополнение к нестабильности экономики произошли и негативные изменения в правовой базе финансовой аренды - в частности, отмена ускоренной амортизации для 1-3 групп имущества.
Парадоксально, но факт: ускорение роста рынка произошло на фоне новой угрозы всему лизинговому бизнесу. В опубликованных в мае 2010 года Минфином РФ документах о налоговой политике на ближайшие годы ставится под сомнение необходимость применения ускоренной амортизации по всем группам имущества.
Несмотря на то, что при реализации данной инициативы лизинговый рынок ожидает кардинальное сокращение и масса проблем в работе бэк-офисов лизингодателей, лизинговые компании продолжают наращивание бизнеса. С одной стороны, это обусловлено объективными потребностями экономики в обновлении основных средств и соответствующими заявками от лизингополучателей, с другой - лизингодатели
Рынок лизинга по итогам 9 месяцев 2010 года хрупкое восстановление уже привыкли к пренебрежительному отношению к отрасли со стороны государственных органов и выживанию в жестких условиях. Неопределенность политики государства в отношении лизинга уже длительное время является дополнительным фактором, повышающим степень рисков лизинговой деятельности.
Предложение отмены ускоренной амортизации может быть обусловлено стремлением представителей фискальных властей реализовать принцип справедливости и равномерности налогообложения. Это означает в данном случае лишение договоров лизинга имеющихся у них преимуществ. С другой стороны, возможно, Минфин расценивает в качестве двойной выгоды лизинговых компаний одновременное существование введенной амортизационной премии и ускоренной амортизации. На наш взгляд, обе предпосылки спорны.
Во-первых, принятые ранее законодательством льготы по отношении к лизингу были введены не случайно, существующий уровень износа основных средств в экономике (45,3% на конец 2008 года по данным Росстата] свидетельствует о том, что отменять их еще очень рано.
Во-вторых, согласно результатам нашего исследования, 92% лизинговых компаний не применяют в своей деятельности амортизационную премию. К тому же необходимо отметить, что для лизинговых сделок длительностью менее 5 лет применение амортизационной премии в принципе экономически нецелесообразно.
На наш взгляд, отмену ускоренной амортизации нельзя допустить.
Во-первых, существенно затормозится процесс обновления основных фондов в стране, лизинговым компаниям придется перенастраивать бизнес и приспосабливаться к новым условиям работы. Однако у России просто нет на это времени. Мы уже отстаем на десятки лет по уровню технологического развития от ведущих стран мира, и дальнейшее промедление в развитии - прямой путь к деградации экономики и дезинтеграции страны.
Во-вторых, предположив отмену ускоренной амортизации, Минфин не предлагает эквивалентных дополнительных инструментов для стимулирования инвестиционного процесса. Введенная амортизационная премия на уровне 30% доступна не всем субъектам экономики (поскольку у многих может не хватить выручки для ее применения]. Важно и то, что в случае применения премии покупателю оборудования придется держать его на своем балансе не менее 5 лет, так как при продаже ранее этого срока премию придется восстановить. Наконец, пока еще невозможно оценить эффект от введенной амортизационной премии в связи с малым сроком ее применения.
В-третьих, ухудшение условий работы лизинговых компаний повлечет снижение их кредитоспособности, вследствие чего российским банкам придется массово создавать резервы по займам этим компаниям. Качество кредитного портфеля в сотни миллиардов рублей резко ухудшится, что самым негативным образом повлияет на начавшийся рост банковского сектора.
В-четвертых, если обратиться к международному опыту, то видно, что ускоренная амортизация имеет самое широкое распространение. По данным АЕБ, этот инструмент применяется в США, Германии, Франции, Испании, Нидерландах и других странах. Везде, где есть инновационная экономика, как правило, применяется ускорение амортизации. Более того, лизинг при этом не исключается из налоговых преференций, а участвует наравне или с дополнительными налоговыми льготами. На этом фоне России лишать собственную экономику возможности обновлять основные фонды и наращивать конкурентоспособность по меньшей мере недальновидно.
Наконец, в-пятых, получив крайне небольшой эффект от увеличения налоговых сборов на горизонте в один-два года, бюджет впоследствии потеряет существенно больше возможных поступлений. Это будет обусловлено уменьшением уплачиваемого лизингодателями НДС, а также снижением налоговой базы, которую могли бы сформировать новые рабочие места и вновь произведенная продукция на купленном в лизинг оборудовании.
Наиболее ощутимой угрозой для развития рынка лизинга в РФ сейчас является законодательная инициатива по отмене ускоренной амортизации. В текущей экономической ситуации РФ специфика рынка такова, что стоимость лизинга для клиента, как правило, выше стоимости кредита, и ускоренная амортизация является важным преимуществом при выборе в пользу лизинга. В европейской практике и законодательстве отсутствует поддержка лизинга со стороны государства, в том числе и ускоренная амортизация, однако это не мешает развитию европейского рынка. Это может объясняться тем, что лизинг, являясь в принципе более рискозащищенным продуктом по сравнению с кредитом, встроен в продуктовый ряд банковских групп, обладает рядом преимуществ, таких как скорость предоставления, дополнительные сервисы и незначительная ценовая разница с кредитом, а также высоким уровнем развития оперативного лизинга.
В той стадии развития, в которой сейчас находится рынок лизинга РФ, для клиента определяющим фактором является не только доступность получения лизинга, но и экономия. В целом, однако, мнения экспертов сходятся на том, что отмена ускоренной амортизации маловероятна.
Кроме того, негативно на развитии рынка может сказаться медленное восстановление экономики РФ после кризиса, неблагоприятная ситуация на рынке кредитных ресурсов Европы, где банки и лизинговые компании осуществляют основные заимствования, а также уклон государственной политики в социальную сферу, что неизбежно происходит перед президентскими выборами, в результате чего могут сократиться программы по экономическому развитию регионов.
Помимо стабилизации и улучшения экономической ситуации в стране и мире росту рынка лизинга РФ может способствовать изменение законодательства. В частности, уже принятая инициатива об отмене с 01.01.2011 ограничения на использование предмета лизинга исключительно для предпринимательских целей даст возможность предоставлять лизинг бюджетным и некоммерческим организациям, а также физическим лицам. Это значительно расширит целевой клиентский сегмент, потребует разработки нового продуктового ряда и развития как информационных технологий, так и технологий оценки кредитного риска. Положительно рассматриваются и инициативы по разрешению повторного лизинга, а также введению внесудебного принудительного изъятия (на основе исполнительной записи нотариуса), что значительно упростит работу с проблемными активами, в результате приведет к смягчению рисковой политики в отношении лизингополучателя, а, следовательно, сделает лизинг доступным для более широкого круга лизингополучателей.
Позитивными факторами также могут стать меры государственной поддержки отрасли, такие как субсидирование процентной ставки лизингодателю и лизингополучателю, повышение капитализации и инвестиционной привлекательности лизинговых компаний, урегулирование законодательства в части лизинга недвижимости, а также включение лизинга в инвестиционные программы развития регионов в качестве ключевого инструмента обновления основных фондов.
Наиболее развитыми каналами продаж на рынке лизинга РФ, как и до кризиса, остаются собственные продажи.
По причине общего спада продаж розничного лизинга автотранспорта и оборудования значительно сократились объемы продаж через вендоров. Статистическая информация по рынку лизинга РФ не дает четкого распределения продаж между собственными и партнерскими каналами. Однако можно предположить, что в период до кризиса доля продаж через вендоров составляла порядка 10-15%, тогда как на рынке лизинга Европы продажи через каналы вендоров достигают 28-30% от объема нового лизингового бизнеса. В 2010 году доля продаж через вендоров также не превысит 10%. В соответствии с лучшим европейским опытом для занятия лидирующих позиций на рынке необходимо развивать как собственные, так и партнерские каналы продаж. Очевидно, что для лизинговых компаний при банках с развитой филиальной сетью фактором роста продаж может стать внедрение предпродаж через материнский банк.
В 2011 году «Сбербанк лизинг» планирует внедрить систему предпродаж лизинговых продуктов через отделения Сбербанка России, а также реализовать пилотный проект по организации продаж стандартных лизинговых продуктов через материнский банк.
Для увеличения продаж через каналы вендоров планируется создание совместных предприятий, а также формирование специального продуктового ряда.
Глава 3. Перспективы использования лизинговых отношений в России и повышение их роли в финансировании инвестиционного процесса
3.1. Проблемы лизингового бизнеса в России
В настоящий момент можно выделить следующие проблемы, сдерживающие развитие лизингового бизнеса в России.
Во-первых, это несовершенство законодательной базы. В первую очередь следует упомянуть отсутствие налоговых льгот по оперативному и возвратному лизингу; неопределенность с учетом выкупной стоимости предмета лизинга; проблемы с возмещением НДС лизинговым компаниям; противоречивые нормы, регулирующие лизинг объектов недвижимости и международные лизинговые операции.
Во-вторых, основным источником финансирования лизинговых компаний являются дорогие банковские кредиты. Зависимость от банковских кредитов обусловлена финансовой слабостью отечественных производителей техники и оборудования, медленного развития прочих механизмов финансирования, нехваткой собственного капитала лизинговых компаний. Во второй половине 2009 года условия заимствований для лизинговых компаний ухудшились в результате неблагоприятной конъюнктуры в банковском секторе. Соответственно, ухудшаются условия и для клиентов лизинговых компаний.
В-третьих, на рынке труда складывается дефицит квалифицированных специалистов в сфере лизинга. Стремительный рост лизингового рынка в последние годы привел к тому, что спрос на таких специалистов превышает предложение. Особенно эта проблема ощутима на региональных рынках, где подготовка кадров в области лизинга значительно запаздывает по сравнению с растущими потребностями лизинговых компаний. Для компаний, активно расширяющих свою деятельность на региональных рынках, дефицит персонала может стать существенным ограничением.
В-четвертых, сложные отношения лизинговых компаний с российскими производителями техники и оборудования, которые зачастую не только не готовы предложить выгодные условия коммерческого кредита, но и требуют предоплату в размере 70–80%. При этом оборудование или техника будут поставлены только через несколько месяцев. Лизинговым компаниям эти требования зачастую представляются необоснованными. Отечественные производители существенно уступают зарубежным в вопросах маркетинга и продвижения своей продукции, что ограничивает возможности сотрудничества с лизинговыми компаниями.
В-пятых, неспособность многих отечественных производителей техники, машин и оборудования нарастить объем производства, несмотря на наличие конкурентоспособных моделей, особенно в сегментах строительной техники, коммерческого автотранспорта и спецтехники, а также гражданской авиации.
3.2. Перспективы развития рынка лизинга
В ближайшее время рынок лизинга в России продолжит развиваться как в направлении роста объемов бизнеса за счет появления новых сегментов и расширения клиентской базы лизинговых компаний, так и в направлении улучшения качества предоставляемых услуг.
В качестве основных тенденций развития рынка можно выделить следующие.
Во-первых, локомотивом развития бизнеса лизинговых компаний в ближайшее время станет расширение региональной экспансии. В настоящий момент лизинговым компаниям удается компенсировать падение доходности за счет наращивания объемов бизнеса.
При этом основным направлением расширения в ближайшие годы должны стать региональные рынки, которые по-прежнему характеризуются низкой информированностью предприятий о преимуществах лизинга. В 2006–2007 годах многие компании стали расширять географию своего бизнеса, вкладывать значительные средства в развитие филиальной сети.
Во-вторых, на российском рынке лизинга продолжается развитие конкурентной среды. На рынок выходят новые лизинговые компании, как российские, так и зарубежные. Возрастает интерес к российскому рынку со стороны зарубежных компаний и банков.
Действующие лизинговые компании активно расширяют сферу своей деятельности за счет новых сегментов и отраслей. Растет перечень видов имущества, передаваемого в лизинг. В последние 1–2 года наблюдается заметное усиление конкуренции не только в массовых сегментах, например, автолизинге, но и в сегментах железнодорожной техники и авиационного транспорта, требующих значительно более серьезных капиталовложений.
В-третьих, на фоне усиления конкуренции происходит переход от экстенсивного к интенсивному развитию рынка. Если несколько лет назад для компании была в первую очередь важна способность быстро нарастить объем бизнеса, то теперь все большую роль начинают играть качественные показатели деятельности. Разрабатываются новые лизинговые программы, в том числе ориентированные на средний и малый бизнес. Повышается уровень обслуживания клиентов, сокращается время принятия решения о заключении договора за счет использования специальных методов оценки лизингополучателей. Особенно заметно эти тенденции проявляются в сегментах с наиболее высокой конкуренцией, например, в лизинге автомобильного транспорта, особенно в Москве, Санкт-Петербурге, а также в Московской и Ленинградской областях.