Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 00:05, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы лизинга как метода инвестирования с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы лизинга, а именно, раскрыть такие вопросы как: история возникновения, понятие и виды лизинга, особенности использования лизинга в России, положительные и отрицательные моменты лизинга и его роль в инвестиционной деятельности предприятий;
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы лизинга………………………..…………..7
1.1. История возникновения, понятие и виды лизинга…………………….7
1.2. Особенности использования лизинга в России……………………….25
1.3. Положительные и отрицательные моменты лизинга и его роль в инвестиционной деятельности предприятий………………………………30
Глава 2. Значение лизинга в финансировании
инвестиционного процесса……………………………………………………33
2.1. Определение инвестиционной природы механизма лизинга…………33
2.2. Мировая практика применения лизинга в развитых странах………...35
2.3. Место лизинга в комплексе мер по повышению инвестиционной
активности в России………………………………………………………….45
Глава 3. Проблемы и перспективы использования лизинговых
отношений в России и повышение их роли в финансировании
инвестиционного процесса……………………………………………………73
3.1. Проблемы лизингового бизнеса в России………………………….….73
3.2. Перспективы развития рынка лизинга…………………………………74
3.3. Преимущества и недостатки лизинговой формы инвестиций………..76
Заключение……………………………………………………………………...86
Список использованной литературы………………………………
Лизинг недвижимости также регламентируется Законом 1966 г. В 1967 г. во Франции были созданы общества по операциям с недвижимостью в сфере промышленности и торговли (СИКОМИ), имевшие форму акционерных компаний. Лизинговым компаниям СИКОМИ предоставляются существенные налоговые льготы: часть прибыли не облагается налогом, возможно применение ускоренной амортизации и т.д.
В настоящее время в стране развивается лизинг самолетов и вертолетов, судов и барж, подъемно-транспортного оборудования, контейнеров, вычислительной техники, медицинского оборудования, полиграфического и крупного промышленного оборудования.
Италия
Первая лизинговая компания в Италии появилась в 1963 г. В настоящее время Итальянская лизинговая ассоциация насчитывает более 50 компаний. Так, крупнейшая итальянская лизинговая группа «Локафит» передает в лизинг землеройные машины, сельскохозяйственные машины, оборудование для офисов, компьютеры, недвижимость, транспорт (автомобили, самолеты и т.д.). При этом группой были созданы совместные фирмы в Германии, Франции, США, Испании, Китае, Венгрии и других странах. В Италии законодательно закреплены налоговые льготы по лизингу для общественных организаций, также определенные льготы предусмотрены при проведении лизинговых операций в некоторых отраслях экономики.
Япония
Century Leasing System - первая лизинговая компания в Японии, которая была создана в 1969 г. и оплаченный капитал которой составил 584 млн иен. В состав акционеров компании вошли коммерческие банки, торговые и страховые компании. Century Leasing System имела филиалы в Гонконге, Сингапуре, Великобритании.
Германия
В Германии лизинг считают не столько альтернативой продажам, сколько одной из наиболее эффективных форм реализации оборудования, техники, автомобилей. Статистика свидетельствует, что в течение нескольких последних лет передаваемое в лизинг имущество его непосредственными производителями увеличивается в среднем на 6%. К примеру, лидеры автомобильного рынка «Мерседес», «Фольксваген», «БМВ» и «Опель» являются учредителями ведущих лизинговых компаний, через которые осуществляют сбыт своей продукции во многие страны мира, а также поставку оборудования для новых заводов, производящих автомобили различных моделей[19].
Основная масса лизинговых инвестиций в Германии осуществляется компаниями, входящими в состав Национальной федеративной ассоциации лизинговых компаний. Уставный капитал более половины лизинговых компаний Германии составляет в среднем 5 млн евро и более чем у трети - свыше 5 млн евро, что позволяет привлекать кредитные ресурсы в размере сотен миллионов евро. Однако высокая результативность присуща не только крупным лизинговым фирмам: каждая шестая лизинговая компания создавалась с уставным капиталом от 25 тыс. до 500 тыс. евро.
Чехия
Чешский лизинг занимает одну из ведущих позиций в рамках лизинговых рынков посткоммунистических стран Центральной и Восточной Европы как по объему стоимости заключенных лизинговых сделок, так и с точки зрения уровня разработки и качества предлагаемых лизинговых услуг. По объему новых заключенных сделок лизинговый рынок Чехии опережает даже ряд развитых рынков и Западной Европы, в том числе датский, норвежский, финский, греческий и португальский.
В структуре ассортимента на лизинговом рынке доминирующим стал лизинг легковых автомобилей. Он является движущей силой чешского лизинга, причем не только с точки зрения количества, но также с точки зрения шкалы предлагаемых лизинговых продуктов и дополнительных услуг. Значительной на лизинговом рынке является также доля лизинга грузовых автомобилей (около четверти рынка автотранспорта).
Ведущее место на чешском лизинговом рынке занимает финансовый лизинг, являясь средством реализации инвестиций (инвестиции в форме лизинга составляют около 30% от общего объема инвестиций). Спрос на лизинговые услуги более зависит от необходимости управления финансовыми потоками торговых обществ, чем от заинтересованности заказчиков в рациональном и несложном управлении имущества, предоставленного в лизинг.
На лизинговом рынке Чехии продолжает повышаться роль дочерних обществ банков, а также лизинговых обществ крупных производителей и импортеров. Тенденции развития чешского лизинга подтверждают, что в экономическом развитии страны он играет довольно значительную роль, став неотъемлемой частью рыночной экономики и относительно стабильным сегментом финансового рынка Чехии.
Польша
В Польше лизинговые операции начали активно развиваться с конца 80-х гг., когда появился первый закон о прямых иностранных инвестициях в стране. Уже в 1998 г. пятнадцать крупнейших лизинговых компаний Польши сдали в долгосрочную аренду оборудование общей стоимостью 1,1 млрд долл., таким образом, на 58% был превзойден уровень 1997 г. В настоящее время рост лизингового рынка Польши составляет около 10% в год[20].
2.3. Место лизинга в комплексе мер по повышению
инвестиционной активности в России
Управление финансовыми ресурсами предприятия включает в себя не менее четырёх составляющих: управление денежными потоками и расчётами; управление доходами, прибыльностью и рентабельностью; управление доходами, прибыльностью и рентабельностью; управление активами фирмы; управление источниками финансирования деятельности фирмы.
Поэтому рациональное управление активами фирмы – это один из шагов к эффективному управлению финансовыми ресурсами в современных условиях, мера по повышению инвестиционной активности в России. Любая хозяйственная операция отражается на величине активов фирмы. На момент создания предприятия его собственники уже выстраивают соответствующую структуру активов. В дальнейшем эта структура меняется, но неизменной остаётся отраслевая специфика. Решение по изменению величины, состава и структуры активов осуществляется в рамках инвестиционной деятельности. В широком смысле (Investment) инвестиции – это оцененные в стоимостной оценке расходы, сделанные в ожидании будущих доходов[21].
С другой стороны, инвестиции – это осознанный отказ от текущего потребления в пользу возможного, относительно большего дохода в будущем, который, как ожидается, обеспечит и большее суммарное (т.е.текущее и будущее) потребление. Инвестиции имеют два признака: это затратность (сначала нужно потратиться, чтобы в последствии, возможно, получить доход) и риск (вероятность получения дохода в размере, устраивающем инвестора, как правило меньше единицы). В настоящее время инвестиционная деятельность как явление в известном смысле носит вынужденный характер, поскольку с её помощью обеспечивается конкурентоспособность, движение вперёд, тогда как неизменность, застой – это, по сути, начало регресса, падения.
Традиционно различают два вида инвестиций – финансовые и реальные.
Финансовые – это вложения капитала в долгосрочные финансовые активы (паи, акции, облигации), реальные инвестиции – это вложения в развитие материально-технической базы предприятий. Хотя на практике инвестиции сужают до вложений долгосрочного характера, но и к инвестиционной деятельности можно отнести и любое целесообразное вложение денежных средств (например, покупка запасов сырья). Отсюда следует очевидный вывод: управление инвестиционной деятельностью в широком смысле можно понимать как управление её активами, её имущественным потенциалом.
Чтобы сохранить место на рынке, обеспечить конкурентоспособность своей продукции, предприятие должно систематически обновлять технологии, оборудование и другую технику. Поэтому как никогда необходимо инвестирование через различные формы аренды оборудования и техники, именуемое лизинг[22]. Лизинг на мировом рынке инвестиций составляет 30 %, при этом половина всего объёма используется в машиностроении, производстве промышленного оборудования, также в сфере малого и среднего бизнеса.
Предприятие - лизингополучатель имеет возможность использовать дорогостоящую новейшую технику без больших начальных вложений.
Платежи по лизингу ведутся из суммарной прибыли, полученной от используемого арендуемого имущества, и не подлежит налогообложению, поскольку является арендной платой.
Размер платежей определяется при подписании договора, поэтому он не зависит от колебаний валютного курса и изменения банковского процента.
При подготовке расчётов по лизингу оборудование оценивается в текущих ценах, а арендные взносы из будущих поступлений, становятся средством снижения инфляции вследствие неизменности цен на оборудование[23].
Лизинг позволяет увеличить ресурсы предприятия при невозможности их возрастания за счёт других источников, улучшает ликвидность предприятия, не оказывает влияние на уровень банковской задолженности предприятия, оставляя кредитную линию нетронутой. В развитии лизинга заинтересованы не только лизингополучатели как потребители оборудования, но и предприятия- производители, поскольку за счёт лизинга расширяется рынок сбыта выпускаемого ими оборудования.
Для компаний как инвесторов лизинг обеспечивает необходимую прибыль на вложенный капитал при более низком риске (по сравнению с обычным кредитованием) за счет действенной защиты от неплатежеспособности клиента. До завершающего платежа компания остаётся юридическим собственником лизингового оборудования и в случае срыва расчётов может востребовать это оборудование и реализовать его для погашения убытков. В случае банкротства лизингополучателя оборудование в обязательном порядке возвращается лизинговой компании. На отечественном рынке большое количество потенциальных клиентов, нуждающихся в современном технологическом оборудовании, но не способных совершить крупные единовременные вложения финансовых средств в это оборудование. Причиной тому служит тот факт, что в целом по России коэффициент выбытия основных фондов значительно превышает коэффициент обновления, причём для предприятий лизинг является, подчас единственным решением проблемы обновления и совершенствования основных фондов[24].
Сделки международного лизинга позволяют российским лизингополучателям проводить более масштабные операции по техническому перевооружению и реконструкции предприятий за счёт привлечения больших объемов капиталовложений, а также налаживать производственные связи с другими странами. Наиболее ярким примером в этой области может служить выход отечественных авиакомпаний на зарубежный рынок с помощью международного лизинга авиационной техники[25].
На протяжении последних нескольких лет на российском рынке успешно развивается импортный международный лизинг с участием ряда иностранных фирм. Так, японские компании специализируются на поставке оборудования для рыбоперерабатывающих предприятий, датские – на поставке сельскохозяйственной техники, американские – авиационной техники.
Государство также поддерживает лизинговую деятельность, особенно два направления: приобретение сельскохозяйственного оборудования и техники, а также воздушных судов отечественного производства. Анализ ситуации на рынке с 1995 г. свидетельствует о складывающейся положительной динамике его развития. Достаточно высокие темпы роста лизинговых операций были обусловлены, прежде всего, развитием экономики страны, потребностью в увеличении инвестиций в основные фонды и возможностью получения льгот при лизинге, ослаблением общей налоговой нагрузки, улучшением условий кредитования лизинговых компаний, благоприятными изменениями в законодательстве, регулирующими лизинговую деятельность в России. При этом темпы роста лизинговых операций увеличиваются и опережают рост валового внутреннего продукта и промышленного производства. Представляет интерес анализ структуры лизинговых активов в РФ. Наибольшую долю в общем объёме лизинговых активов в 2009 г. составляли железнодорожное оборудование (15,7 %), автотранспортные средства (14,5 %), авиатехника (14,1 %), телекоммуникационное оборудование (13,0 %), сельскохозяйственное оборудование (9,3 %), энергетическое оборудование (3,6 %). В последнее время наблюдается устойчивый рост объёмов лизинговых операций в пищевой промышленности, на рынке полиграфического оборудования, строительного и дорожно-строительного оборудования.
По оценкам экспертов развитие лизинга в России в дальнейшем будет происходить на фоне увеличения общего объема лизинговых операций, а также освоения новых сфер лизинговой деятельности[26]. Успешное развитие лизинга во многом зависит от политической и экономической стабильности в стране. Можно выделить ряд основных причин, которые сдерживают развитие лизинговой деятельности:
1. Недостаток финансовых ресурсов лизинговых компаний, которые зависят от банков-учредителей. При ухудшении финансового положения банка финансовое положение лизинговой компании становится неустойчивым.
2. Достаточно высокие процентные ставки по кредитам. Российские банки предоставляют кредиты на небольшой срок (три – пять лет), с высокой процентной ставкой, в то время как лизинговым компаниям необходимы средства необходимы средства на более длительный срок с приемлемой процентной ставкой.
3. Отсутствие вторичного рынка оборудования.
4. Не всегда благоприятные условия налогового и валютного законодательства.
5. Таможенные барьеры, препятствующие развитию международного лизинга.
Среди факторов, которые в наибольшей степени повлияли на рост объемов отечественного лизинга, мы отмечаем:
- улучшение экономической ситуации в стране;
- рост числа потенциально-реализуемых лизинговых проектов;
- обостренную потребность в обновлении и увеличении основных фондов в ряде ключевых отраслей и, как результат, резкий рост нового лизингового бизнеса в энергетическом оборудовании, машиностроении, строительстве, автотранспорте, железнодорожном транспорте;
- улучшение условий ценообразования лизинговых услуг (по срокам, стоимости, условиям погашения задолженности и др.);
- увеличение объемов и источников финансирования лизинговых операций, в основном, как высокодоходных и с управляемыми рисками;
- рост качества и числа предоставляемых услуг лизингодателями;
- разработку и внедрение новых лизинговых продуктов и программ;
- развитие конкуренции на рынке лизинговых услуг.
Факторы, которые сдерживают рост объемов лизинга в стране:
- недостатки в администрировании налогообложения;
- большие проблемы с НДС;
- произвол налоговых органов;
- правовые и организационные вопросы по лизингу некоторых видов имущества (например, недвижимость).
Есть менее значимые, но тоже важные факторы, тормозящие развитие лизинга: