Проблемы и перспективы использования лизинговых отношений в России и повышение их роли в финансировании инвестиционного процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы лизинга как метода инвестирования с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы лизинга, а именно, раскрыть такие вопросы как: история возникновения, понятие и виды лизинга, особенности использования лизинга в России, положительные и отрицательные моменты лизинга и его роль в инвестиционной деятельности предприятий;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы лизинга………………………..…………..7
1.1. История возникновения, понятие и виды лизинга…………………….7
1.2. Особенности использования лизинга в России……………………….25
1.3. Положительные и отрицательные моменты лизинга и его роль в инвестиционной деятельности предприятий………………………………30
Глава 2. Значение лизинга в финансировании
инвестиционного процесса……………………………………………………33
2.1. Определение инвестиционной природы механизма лизинга…………33
2.2. Мировая практика применения лизинга в развитых странах………...35
2.3. Место лизинга в комплексе мер по повышению инвестиционной
активности в России………………………………………………………….45
Глава 3. Проблемы и перспективы использования лизинговых
отношений в России и повышение их роли в финансировании
инвестиционного процесса……………………………………………………73
3.1. Проблемы лизингового бизнеса в России………………………….….73
3.2. Перспективы развития рынка лизинга…………………………………74
3.3. Преимущества и недостатки лизинговой формы инвестиций………..76
Заключение……………………………………………………………………...86
Список использованной литературы………………………………

Работа содержит 1 файл

Батилгереев Камал-диплом.работа ОЗО Лизинг как метод инвестирования.doc

— 504.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы лизинга………………………..…………..7

1.1. История возникновения, понятие и виды лизинга…………………….7

1.2. Особенности использования лизинга в России……………………….25

1.3. Положительные и отрицательные моменты лизинга и его роль в инвестиционной деятельности предприятий………………………………30

Глава 2. Значение лизинга в финансировании

инвестиционного процесса……………………………………………………33

2.1. Определение инвестиционной природы механизма лизинга…………33

2.2. Мировая практика применения лизинга в развитых странах………...35

2.3. Место лизинга в комплексе мер по повышению инвестиционной

активности в России………………………………………………………….45

Глава 3. Проблемы и перспективы использования лизинговых

отношений в России и повышение их роли в финансировании

инвестиционного процесса……………………………………………………73

3.1. Проблемы лизингового бизнеса в России………………………….….73

3.2. Перспективы развития рынка лизинга…………………………………74

3.3. Преимущества и недостатки лизинговой формы инвестиций………..76

Заключение……………………………………………………………………...86

Список использованной литературы………………………………………..88

 

 

 


Введение

 

Актуальность работы. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2012 года и дальнейшую перспективу определяют, что одной из основных задач развития фундаментальной российской науки и важнейших прикладных научных исследований и разработок является создание и ресурсное обеспечение уникальных научных установок, на базе сети центров коллективного пользования уникальным научным и экспериментальным оборудованием, в том числе на основе лизинга. Кроме того, данный документ определяет, что развитие лизинга является мерой государственного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Мировой опыт свидетельствует, что использование механизма лизинга является важнейшим источником финансирования для предприятий во многих странах независимо от их величины или уровня развития. Особенно важен лизинг для стран с развивающейся и переходной экономикой, поскольку он позволяет обеспечить дополнительный приток финансирования в производственный сектор, таким образом способствуя увеличению объемов внутреннего производства и развитию финансовых механизмов, доступных в том числе мелким и средним предприятиям. С другой стороны, лизинг является эффективным и высокодоходным инвестиционным инструментом, который обеспечивает доступ к финансовым ресурсам для предприятий, не имеющих возможность привлекать банковские кредиты.

В последние годы рынок лизинговых услуг в России переживает стадию быстрого роста. На протяжении 2002-2005 гг. ежегодные темпы его прироста примерно равны 50 %. Значительное количество предприятий начинает рассматривать лизинговые схемы как один из основных вариантов финансирования своих проектов. Для многих поставщиков автомобильной техники, оборудования и прочих основных средств лизинг становится важным альтернативным способом сбыта их товара. В связи с этим неизбежно возникают следующие вопросы: в чем состоят основные преимущества лизинга, в каких направлениях он будет развиваться в ближайшем будущем.

В российской практике лизинговых отношений можно выделить целый ряд моментов, препятствующих дальнейшему развитию лизинга в современных условиях хозяйствования, а именно: несовершенство нормативно-правовой базы регулирования лизинговых отношений; отсутствие четкой системы государственного контроля лизингового рынка; понимание лизинга как некоего механизма, способствующего появлению многочисленных налоговых схем; падение спроса на лизинговые услуги в связи с мировым финансовым кризисом.

Традиционно лизинг используется малыми и средними предприятиями как наиболее дешевый механизм получения необходимого оборудования. Для крупных предприятий лизинг рассматривается как один из способов получения экономии по налоговым платежам. Мировой финансовый кризис сильно затронет российскую лизинговую отрасль. В. Кашкин отмечает, что в настоящее время около 70% лизинговых компаний остановили финансирование новых сделок, в числе которых крупнейшие игроки рынка, 25% компаний продолжают финансировать новых клиентов, существенно ужесточив условия и сузив продуктовое предложение и не более 5% компаний продолжают работать приблизительно на тех же условиях, что и до кризиса.

Объектом исследования работы является сущность лизинга.

Предмет исследования – возникновение и развитие лизинга как специфической формы арендных отношений, особенностей его формирования в России.

Целью исследования является изучение темы лизинга как метода инвестирования с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели мною были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические основы лизинга, а именно, раскрыть такие вопросы как: история возникновения, понятие и виды лизинга, особенности использования лизинга в России, положительные и отрицательные моменты лизинга и его роль в инвестиционной деятельности предприятий;

2. Рассмотреть значение лизинга в финансировании инвестиционного процесса, в частности, раскрыть, определение инвестиционной природы механизма лизинга, мировая практика применения лизинга в развитых странах, место лизинга в комплексе мер по повышению инвестиционной активности в России;

3. Изложить проблемы и перспективы использования лизинговых отношений в России и повышение их роли в финансировании инвестиционного процесса, а именно, проблемы лизингового бизнеса в России, перспективы развития рынка лизинга, преимущества и недостатки лизинговой формы инвестиций.

Структура работы. Работа включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованной литературы.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает теоретические основы лизинга, а именно, раскрыть такие вопросы как: история возникновения, понятие и виды лизинга, особенности использования лизинга в России, положительные и отрицательные моменты лизинга и его роль в инвестиционной деятельности предприятий.

В главе второй более подробно рассмотрен значение лизинга в финансировании инвестиционного процесса, в частности, раскрыть, определение инвестиционной природы механизма лизинга, мировая практика применения лизинга в развитых странах, место лизинга в комплексе мер по повышению инвестиционной активности в России.

Глава третья - проблемы и перспективы использования лизинговых отношений в России и повышение их роли в финансировании инвестиционного процесса, а именно, проблемы лизингового бизнеса в России, перспективы развития рынка лизинга, преимущества и недостатки лизинговой формы инвестиций.

В заключении даны выводы и предложения по теме исследования.

 

 


Глава 1. Теоретические основы лизинга

 

1.1. История возникновения, понятие и виды лизинга

 

Идея лизинга появилась около 4000 лет тому назад. Доказательством этого факта являются находки археологов, подтверждающие существование первых договоров аренды в шумерском городе Ур. Тогда их составляли на глиняных табличках. Самая древняя из них датируется 2000 г. до н.э. В большинстве случаев древние шумеры брали в аренду аграрный инвентарь. Но это были далеко не единственные арендуемые вещи в древнем мире. Например, у финикийцев можно было взять «напрокат» морское судно вместе с командой. Не меньшей популярностью пользовалась аренда дорогостоящих рыцарских снаряжений. Ведь купить их мог далеко не каждый. Раскрытие сути лизинговой сделки доходит к нам еще с далеких времен Аристотеля. Впервые он анализирует финансовую аренду в своем трактате еще в 323 году н.э. Проще говоря, для получения дохода, не обязательно быть владельцем имущества, необходимо хотя бы иметь право пользоваться им и как результат - получать доход[1].

Столетиями позже в Великобритании был принят закон, регулирующий отношения субъектов арендных договоров, согласно которому разрешалось использование исключительно действительных, а не условных сделок. Законным считался лизинг, заключенный на разумных основаниях. Так как на то время, несовершенность арендной системы позволяла утаить реальное положение вещей – кто пользователь, кто арендодатель. Ведь это являлось удобным способом «темной» передачи собственности для обмана кредиторов.

В первой половине XX века зарождается операционный лизинг. Именно в это время, у большинства железнодорожных лизинговых компаний резко возрастает количество грузоотправителей, не желающих брать технику в аренду на длительный период или монопольное использование. А это, само собой, предусматривало передачу оборудования в доверительное (трастовое) пользование. Трасты начали заключать сделки с значительно меньшим сроком действия. После окончания термина договора, железнодорожный транспорт возвращался лизингодателю, за которым сохранялось право собственности.

Приблизительно в этот же промежуток времени сверхбыстрыми темпами развивается лизинг автотранспортных средств. Например, в 30-е годы, будучи на вершине автостроительного бизнеса, Генри Форд выгодно и результативно использовал лизинг для увеличения продаж своих автомобилей. Тем не менее, «первопроходцем» финансовой аренды автомобилей признан Золли Фрэнк. Заслуга этого торгового агента из Чикаго в том, что до него никто ранее не умудрялся, заключить сделку долгосрочной аренды автомобилей.

В России первым опытом лизинга, в разгар второй мировой войны стала аренда военной техники США. Настоящий лизинговый бум произошел во второй половине XX века в Америке. Невероятной популярностью начала пользоваться аренда всевозможного технического оборудования: механизмов, автомобилей, и даже таких дорогостоящих товаров как самолеты и корабли. Взвесив позитивные стороны этого процесса правительство Америки, разработало и внедрило государственную программу его стимулирования.

Зарождение же самого термина “лизинг” ( от англ. leaise – сдавать в наем) в экономическом лексиконе – заслуга телефонной компании “Белл”, ее управленческий аппарат в 1877г. решил не продавать свои телефоны, а сдавать в аренду. Впервые, акционерным обществом, с узким видом деятельности в виде лизинга, в 1952 году стала на то время молодая американская компания “United States Leasing Corporation”. Поэтому, родиной современной финансовой аренды в том виде в котором мы ее знаем, стали Соединенные Штаты Америки. Финансовый оборот лизинговых сделок всего за 8 лет вырос в Штатах до1 млрд.$, а еще через 20 лет они переплюнули черту в 110 млрд.$.

Быстрая популяризация финансовой аренды заключается в целой череде преимуществ, получаемых двумя сторонами лизинговой сделки.

Благодаря этому, лизинговые операции начали стремительно распространяться на территории Европы, таким образом, появился международный лизинг.

На данный момент, львиная доля услуг по финансовой аренде находится в Европе. В каждой стране существует специфика ведения этого бизнеса. Например, в Западной Европе арендодателями, как правило, являются специализированные лизинговые компании. В большинстве случаев, они находятся под строгим контролем банков или являются их дочерними предприятиями.

На отечественный рынок лизинг попал довольно таки поздно. Начало его развития припадает на 1989 год. Не последнюю роль в развитии лизингового рынка сыграло рост сети коммерческих банков.

Первая большая международная лизинговая компания, была создана на территории России в июне 1991 года.

Более мелкие, но не менее функциональные отечественные лизинговые компании начали появляться под конец XX века.

Сегодня в России функционируют сотни успешных лизинговых компаний, обслуживающих тысячи людей. Спрос на финансовую аренду с каждым годом увеличивается, ведь это простой и быстрый способ начать бизнес, расширить предприятие, и само собой, увеличить прибыль.

В настоящее время большинство российских предприятий сталкивается с проблемой обновления основных фондов. При этом зачастую из-за нехватки оборотных средств они вынуждены брать кредиты под залог ценных бумаг, партий товара, недвижимости[2].

Существует путь, пока еще не получивший широкого распространения, но способный разрешить эти проблемы. Речь в данном случае идет о лизинге.

В процессе труда на основе отношений людей к природе складываются определенные отношения людей друг к другу.

Экономические отношения - материально-опосредованные отношения, складывающиеся в процессе производства, обмена, распределения и потребления.

В целом в обществе и в отдельных фирмах бюджет, кредит, доходы, продукты и услуги, издержки и прибыль являются элементами экономических отношений. К данной, категории как элемент экономических отношений, можно отнести лизинговые отношения.

По поводу экономического содержания лизинга в отечественной литературе нет единого мнения. Мы будем пользоваться тем понятием, что указано в Федеральном законе «О финансовой аренде (лизинге)» 1998 г. Под лизингом официально понимается совокупность экономических и правовых отношений, возникающих в связи с реализацией договора лизинга, в т.ч. приобретением предмета лизинга.

Информация о работе Проблемы и перспективы использования лизинговых отношений в России и повышение их роли в финансировании инвестиционного процесса