Проблема оптимизации расходов федерального бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Содержание

Введение 3
1. Экономическое содержание процесса оптимизации расходов бюджета 5
1.1. Формирование расходов федерального бюджета 5
1.2. Содержание оптимизации государственных расходов 6
2. Оценка оптимального использования средств федерального бюджета: проблемы и противоречия 10
2.1. Анализ динамики расходов федерального бюджета 10
2.2. Проблемы и задачи оптимизации расходов федерального бюджета 13
3. Политика повышения эффективности бюджетных расходов 21
Заключение 29
Библиографический список 31

Работа содержит 1 файл

Бюджет_расход_оптимизац33.doc

— 261.00 Кб (Скачать)
pe="DISC">
  • обеспечение сбалансированности Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • пенсионное обеспечение военнослужащих и приравненных к ним лиц;
  • социальные пособия и компенсации (федеральные мандаты);
  • формирование стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях;
  • финансовое обеспечение судебной системы;
  • обслуживание государственного долга Российской Федерации;
  • выполнение международных и  налоговых обязательств федеральных учреждений, выступающих в договорных отношениях от имени Российской Федерации;
  • предоставление субвенций субъектам Российской Федерации на выполнение «делегированных» полномочий;
  •       2) выделение бюджетных ассигнований  на реализацию приоритетных направлений  государственной политики (мероприятий), основными из которых являются:

    • обеспечение федеральных обязательств по оплате труда и денежному довольствию военнослужащих;
    • обеспечение обороноспособности, безопасности и правоохранительной деятельности;
    • реализация приоритетных национальных проектов «Здоровье» и «Образование»;
    • поддержка высокотехнологичных отраслей и научно-технических инноваций;
    • развитие транспортной системы;
    • поддержка агропромышленного комплекса и развитие села;
    • обеспечение жильем, в том числе обеспечение жильем военнослужащих;
    • подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС во г.Владивосток в 2012 году);
    • предоставление дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и межбюджетных субсидий социального характера;

          3)  определение объемов бюджетных ассигнований на исполнение других расходных обязательств с уточнением сроков решения поставленных задач, концентрации ресурсов на наиболее значимых мероприятиях и объектах, оптимизации расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти и федеральных бюджетных учреждений с учетом отраслевых особенностей, повышение эффективности средств, направляемых на поддержку реального сектора экономики, отказа от непервоочередных расходов.

          Таблица 6 - Динамика расходов по группам расходных обязательств

      2009 год  
    (оцен-ка)
    2010 год  (прогноз) 2011 год  (прогноз) 2012 год  (прогноз)
    млрд. рублей %% к 2009 году доля в общем  объеме расходов млрд. рублей %% к 2010 году доля в общем  объеме расходов млрд. рублей %% к 2011 году доля в общем  объеме расходов
    Расходы, всего 9 980,1 9 822,8 100,5 100,0 9 358,6 95,3   9 661,2 103,2  
    Расходы без учета условно утвержденных         9 124,6 92,8 100,0 9 178,1 98,1 100,0
    в том  числе:                    
    Публичные и приравненные к ним расходные  обязательства 3 192,0 3 925,2 123,0 39,9 3 657,7 93,2 40,0 4 007,6 109,6 43,7
    Приоритетные  направления государственной политики (мероприятия) 3 244,9 3 339,4 102,9 33,9 3 3346,9 100,2 36,7 3 160,3 94,4 34,4
    Иные расходные обязательства 3 543,2 2 558,2 72,2 26,2 2120,0 83,0 23,3 2 010,2 94,8 21,9

          При формировании отдельных направлений  расходов на 2010-2012 годы применялись  следующие основные подходы:

          - увеличение размеров пособий  гражданам, имеющим детей, компенсаций и мер социальной поддержки граждан, пострадавшим от радиационных аварий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан исходя из прогнозного уровня инфляции в 2010, 2011 и 2012 годах;

          - сохранение в 2010 году размера  иных социальных пособий и компенсаций  на уровне 2009 года, с их индексацией, начиная с 2011 года по уровню инфляции предыдущего года с внесением соответствующих изменений в законодательство;

          - сохранение действующих в текущем  году условий оплаты труда  работников федеральных бюджетных учреждений, денежного довольствия военнослужащих, денежного содержания федеральных государственных служащих;

          - сохранение на уровне 2009 года  бюджетных ассигнований на формирование  стипендиального фонда для обучающихся  в федеральных учебных заведениях.  
     

          Должно  быть обновлено законодательство в  части, касающейся федеральных целевых  программ. Надо установить отвечающие современным экономическим реалиям  процедуры их разработки и реализации. Следует определить стратегические приоритеты государственной инвестиционной политики и четко следовать им. Нужно выработать механизм ответственности государственных заказчиков и соответствующих должностных лиц за достижение поставленных в программах целей, установить способы обеспечения ресурсной сбалансированности программ.

          Следует в 2011 году законодательно закрепить основные принципы формирования федеральной адресной инвестиционной программы, в том числе с учетом разграничения расходных полномочий.

          В целях обеспечения снижения стоимости  закупаемой государством продукции нужно шире использовать возможности централизованных закупок однородной продукции, необходимой нескольким государственным заказчикам.

          Необходимо  еще более повысить ритмичность  расходования средств федерального бюджета. Предстоит принять меры по повышению эффективности организации кампании по заключению контрактов на поставку продукции для государственных нужд и сокращению сроков ее проведения.

          Следует усилить контроль со стороны главных  распорядителей средств федерального бюджета за обязательствами находящихся в их ведении организаций и учреждений. Объемы несанкционированных обязательств, по которым казна вынуждена нести субсидиарную ответственность, сохраняются на недопустимо высоком уровне. Каждый такой случай должен быть предметом служебного разбирательства, а соответствующие должностные лица - нести административную и иную ответственность.

          Должен  быть ускорен переход на технологии единого казначейского счета  по расходам федерального бюджета. Необходимо принять меры по максимальному сосредоточению всех средств бюджетной системы в учреждениях Банка России. Практически это реализуемо посредством проведения операций в рамках исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов через систему федерального казначейства.

          Правительство ведет интенсивную работу по реализации концепции совершенствования системы управления бюджетными средствами.

          Необходимо  продолжать совершенствование внутригодового бюджетного планирования в процессе исполнения бюджета, включая установление ежемесячных лимитов расходов, оперативный выбор источников финансирования дефицита, уточнение процедур использования дополнительных бюджетных доходов. Такое планирование должно осуществляться на основе постоянного анализа краткосрочных экономических тенденций, уточнения потребностей бюджетных организаций, анализа ситуации на финансовых рынках, а также эффективности реализуемых мер экономической политики по сравнению с ориентирами, заложенными в основу бюджетных расчетов. В то же время, показатели, установленные в законах о бюджете, должны стать действенным инструментом укрепления финансовой дисциплины на всех уровнях власти, и дополнительные расходы могут осуществляться исключительно при крайней необходимости. Необходимо совершенствовать процедуры бюджетного учета и контроля. Правительство должно вести постоянную методологическую работу по внедрению на практике всех принципов бюджетной классификации в полном объеме на всех уровнях бюджетной системы, что позволит существенно повысить качество управления бюджетными средствами и бюджетного планирования, а также прозрачность бюджетной системы.

     

    Заключение

     

          Подводя итоги работе, отметим, что по экономической  сущности, государственный бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления.

          Федеральный бюджет является важным звеном как бюджетной системы Российской Федерации, так и финансовой системы страны в целом. Он необходим государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, предназначенном для выполнения задач и функций государства и органов местного самоуправления.

          Через федеральный бюджет перераспределяется валовый внутренний продукт и  национальный доход, концентрируются  финансовые ресурсы на приоритетных направлениях социального и экономического развития страны, перераспределяются средства между регионами с целью выравнивания их социально-экономического развития, регулируется внешнеэкономическая деятельность, а также отношения государства с юридическими и физическими лицами.

          Проектировки  бюджетных расходов сформированы в  классификации расходов бюджетов Российской Федерации, основными чертами которой являются:

          - сокращение количества разделов  и подразделов функциональной  классификации расходов бюджетов  Российской Федерации с их  четкой привязкой к основным  функциям и сферам деятельности государства и предоставлением права органам власти каждого уровня самостоятельно определять состав целевых статей и видов расходов;

          - отражение расходов на управление  и прикладные научные исследования  в соответствующих сферах деятельности  в составе разделов и подразделов функциональной классификации;

          - отражение расходов на капитальные  вложения в составе экономической  классификации расходов бюджетов  с возможностью их распределения  по всем позициям функциональной  классификации; 

          - укрупнение позиций экономической классификации с их привязкой к новому плану счетов.

          Все эти изменения направлены на приближение  бюджетной классификации к международным  стандартам учета и статистики государственных  финансов, более точное отражение  бюджетных расходов по основным функциям (сферам деятельности) государства, повышение прозрачности и подотчетности органов власти с одновременным расширением их самостоятельности и ответственности в управлении.

     

    Библиографический список

     
    1. Бюджетный кодекс РФ [Текст]. Официальный текст по состоянию на 01.01.2010 г. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс
    2. Бюджетное Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию о бюджетной политике на 2008-2010 гг. от 9 марта 2007 г. [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс
    3. Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: учебник / А.М.Бабич, Л.Н.Павлова. – М.:  ЮНИТИ, 2008. – 673 с.
    4. Бюджетная система РФ [Текст]: учебник / Под ред. М.В. Романовского / М.В. Романовский, О.В. Врублевская. – М.: ЮРАЙТ, 2009. – 642 с.
    5. Вахрин, П.И. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебник / П.И.Вахрин. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 548 с.
    6. Годин, А.М. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебное пособие / А.М.Годин, И.В.Подпорина. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009. – 395 с.
    7. Гришин, В.А. Государственный бюджет как экономическая категория [Текст] / В.А.Гришин // Современные проблемы экономической теории и практики. - 2010. - №11. – С.32-36.
    8. Дробозина, Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: учебное пособие / Л.А.Дробозина. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. – 759 с.
    9. Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2009-2011 годах [Текст] // Финансы. - 2008. - №2. – С.4-9.
    10. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу [Текст] // Вопросы экономики. - 2008. - №8. – С.4-11.
    11. Потрубач, Н.Н. Оптимизация налогообложения с целью обеспечения социальной справедливости [Текст] / Н.Н.Потрубач, Л.Э.Гаджиева // Соц.-гуман. знания. - 2009. - №5. - С.145-160.
    12. Преображенский, Б.Г. О развитии бюджетного законодательства в Российской Федерации [Текст] / Б.Г.Преображенский// Журнал российского права. - 2010. - № 5. - С. 36 – 38.
    13. Придачук, М.П. Вопросы повышения эффективности бюджетного регулирования [Текст] / М.П.Придачук // Сборник работ «Актуальные проблемы современной экономики» - Волгоград: ООО «Ригель», 2010. – С.74
    14. Финансы [Текст]: учебное пособие / Под ред. Ковалева В.В. - М.: ТК Велби, 2009. – 693 с.
    15. Кудрин, А.А. О Федеральном бюджете на 2009-2011 годы [Текст] / А.А.Кудрин. // Финансы. - 2008. - №1. – С.2-6.
    16. Чиркунов, О.А. Пояснительная записка к проекту федерального бюджета на 2010-2012 [Текст] /О.А.Чиркунов // Финансы. - 2009. - №10. – С.12-23.

    Информация о работе Проблема оптимизации расходов федерального бюджета РФ