Проблема оптимизации расходов федерального бюджета РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).

Содержание

Введение 3
1. Экономическое содержание процесса оптимизации расходов бюджета 5
1.1. Формирование расходов федерального бюджета 5
1.2. Содержание оптимизации государственных расходов 6
2. Оценка оптимального использования средств федерального бюджета: проблемы и противоречия 10
2.1. Анализ динамики расходов федерального бюджета 10
2.2. Проблемы и задачи оптимизации расходов федерального бюджета 13
3. Политика повышения эффективности бюджетных расходов 21
Заключение 29
Библиографический список 31

Работа содержит 1 файл

Бюджет_расход_оптимизац33.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

      * разделы приведены  в сопоставимом  виде 

      Увеличится  объем расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации.

      Снижение  объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство в 2012 и 2013 годах обусловлено  сокращением бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП и непрограммной части ФАИП, в том числе на обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем с 125,9 млрд. рублей в 2010 году до 25,3 млрд. рублей в 2013 году в связи с завершением соответствующих мероприятий. Кроме того, в 2011 году предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии государственной корпорации – Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в виде имущественного взноса на восстановление имущества указанного фонда, переданного в собственность Российской Федерации в 2009 году, в размере 15,0 млрд. рублей, которые в 2012 и 2013 годах не планируются.

      По  другим функциональным направлениям расходов федерального бюджета основным фактором, влияющим на изменение объема бюджетных ассигнований, являются бюджетные ассигнования, предусматриваемые на реализацию ФЦП и непрограммной части ФАИП, которые имеют измеримый и законченный срок реализации (исполнения).

      В целом объем бюджетных ассигнований обеспечивает выполнение социальных обязательств Российской Федерации, обязательств по оплате труда работникам федеральных бюджетных учреждений, реализацию приоритетных национальных проектов и других мероприятий, необходимых для реализации политики в соответствующих сферах.

      В настоящее время определены следующие задачи в области оптимизации расходов федерального бюджета:

      1. Следует установить жесткие сметы расходов для всех государственных органов и бюджетных учреждений. Необходимо пересмотреть статус государственных унитарных предприятий. Большинство из них должно получить статус акционерных обществ со 100-процентным государственным участием. Главным распорядителям средств федерального бюджета необходимо взять под контроль обязательства, принимаемые от их имени бюджетными учреждениями, фиксировать их на лицевых счетах в органах федерального казначейства.

      2. Следует завершить формирование механизма, препятствующего принятию законов без учета их последствий для бюджетной системы. Основы такого механизма к настоящему времени созданы. И законодательная, и исполнительная власть значительно повысили ответственность за принимаемые решения и их реализацию.

      3. Расходная часть федерального  бюджета должна стать инструментом  достижения важнейших социальных  и экономических целей. Для  этого необходимо овладеть современными  методами оценки рациональности  бюджетных расходов, внедрять индикаторы результативности затрат государственных средств.

      4. Предстоит продолжить оптимизацию  сети высших и профессиональных  учебных заведений в соответствии  с потребностями страны. Нуждаются  в уточнении источники финансирования  этих организаций. Оптимизация сети научных учреждений, финансируемых из федерального бюджета, должна быть проведена путем сосредоточения средств на поддержке наиболее перспективных тем и направлений. Прозрачность соответствующих финансовых потоков должна быть обеспечена за счет внедрения практики публичной отчетности. Необходимо ускорить внедрение контрактных форм финансирования учреждений социальной сферы по принципу: деньги выделяются организации не потому, что она существует, а в зависимости от результатов ее работы.

      5. Правительству Российской Федерации предстоит разработать Концепцию реформирования системы социальных льгот и выплат, предусмотрев при этом замену большинства категориальных льгот адресными формами социальной поддержки населения и ликвидацию ведомственных льгот. Особые условия труда отдельных категорий работников должны отражаться в форме денежных выплат.

      6. Осуществление государственных  закупок (заказов) должно происходить  прозрачно, на конкурсной основе.

      7. Осуществление расходов на оплату  бюджетными организациями потребляемых топливно-энергетических ресурсов должно быть жестко увязано с тарифной политикой государства в этой сфере.

      8. Повышение оплаты труда государственных  служащих в размерах, необходимых  для обеспечения конкурентоспособности  государственной службы на рынке труда, при прочих равных условиях должно происходить в том числе за счет сокращения общей численности занятых в государственном секторе.

      9. До конца текущего года следует  определить механизм перехода  к новой модели пенсионной  системы, включающей накопительную составляющую, выработать план необходимых мероприятий по ее осуществлению и принять соответствующие законы.

      10. Хотя перечень осуществляемых  федеральных целевых программ  был существенно сокращен, это  сокращение произошло в основном  за счет объединения ранее действовавших программ при сохранении прежних объемов их ресурсного обеспечения. В 2002 году особое внимание при подготовке программ должно быть уделено реформе государственной службы, реформе судебной системы и ее развитию.

      Необходимо усилить ответственность государственных заказчиков федеральных целевых программ за реалистичность предусматриваемых в них мероприятий, а также за результаты их осуществления. Федеральные целевые программ должны базироваться на четко определенных критериях, ясных индикаторах, увязанных с их ресурсным обеспечением. Контроль за выполнением программ должен обеспечивать государственным заказчиком.

 

3. Политика повышения эффективности бюджетных расходов

 

      Снижение  под воздействием мирового финансового  кризиса доходов федерального бюджета и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера дефицита бюджета, а также обеспечение сбалансированности пенсионной системы в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что  может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010–2012 годах по сравнению с 2009 годом. Эта вынужденная мера должна реализовываться совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными на оптимизацию бюджетных расходов. Необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие государства в тех сферах, где в необходимых объемах и качественно  услуги гражданам могут предоставляться рыночными частными институтами.

      В качестве основных приоритетов бюджетных  расходов определены финансовое обеспечение пенсионной реформы, безусловное выполнение социальных обязательств государства с одновременным повышением  адресности социальной помощи, формирование заделов на будущее (прежде всего, путем реализации приоритетных национальных проектов, поддержки жилищного строительства, повышения качества услуг образования и здравоохранения), стимулирование прогрессивных структурных сдвигов в экономике, повышение обоснованности и прозрачности отбора получателей государственной поддержки, реализация мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке труда, финансовое обеспечение модернизации армии и формирования ее качественно нового облика, выполнения принятых Российской Федерацией международных обязательств, в том числе – по проведению крупных международных мероприятий. Наряду с реализацией указанных приоритетов при планировании расходов федерального бюджета учтены внесенные в соответствии с Бюджетным посланием, изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие формирование бюджетных ассигнований в ведомственной структуре расходов федерального бюджета только на 2010 год с определением на плановый период 2011-2012 годов среднесрочных «потолков» расходов по разделам классификации расходов и субъектам бюджетного планирования. Такой подход, сохраняя базовые принципы среднесрочного федерального бюджета, создает необходимые ориентиры для субъектов бюджетного планирования по бюджетным проектировкам и стимулы для реструктуризации и повышения эффективности расходных обязательств.

      Предельный объем расходов федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов был определен исходя из прогноза поступления доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом ограничений, необходимых для обеспечения макроэкономической стабильности, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы (таблица 4):

      Таблица 4 - Расчет предельного объема расходов федерального бюджета, млрд. руб.

 
Показатель
Оценка Прогноз
2009 год 2010 год 2011 год 2012 год
Доходы 6 561,3 6 636,2 7 346,9 8 097,4
%% к  ВВП 17,0 15,7 15,7 15,5
Источники покрытия дефицита 3 418,8 3 186,6 2 011,7 1 563,8
%% к  ВВП 8,9 7,5 4,3 3,0
Расходы (предельный объем) (1+2) 9 980,1 9 822,8 9 358,6 9 661,2
%% к  ВВП 25,9 23,2 20,0 18,5
в том  числе нераспределенные ресурсы    80,0 234,0 483,1
%% к  общему объему расходов   0,8 2,5 5,0
Изменения к  предыдущему году 2409,2 - 157,3 - 464,2 302,6
% (в  номинальном выражении) 6,3 - 1,6 - 4,7 3,2
% (в  реальном выражении) 5,5 - 1,8 - 5,1 3,0

      Принятые  для формирования проекта федерального бюджета объективно обусловленные  макроэкономические ограничения задают «потолки» расходов федерального бюджета  при их сокращении в номинальном  выражении в 2010-2011 годах и некотором  увеличении по сравнению с предыдущим годом в 2012 году.

      При этом несмотря на  сокращение общего объема расходов в реальном выражении и их доли в ВВП объем расходов федерального бюджета по отношению к ВВП в 2010-2012 годах будет превышать показатели 2005-2006 годов (15,9-16,3% ВВП) и 2007-2008 годов (18,1-18,2% ВВП). Особенно значительным это превышение будет в 2010 году, что вызвано необходимостью исполнения принятых расходных обязательств и реализации антикризисного плана Правительства Российской Федерации, включающего в том числе решение об отсрочке введения решения об увеличении страховых взносов в систему социального страхования, приводящее к значительному увеличению расходов федерального бюджета на финансирование дефицита Пенсионного фонда Российской Федерации (таблица 5).

      Таблица 5 - Динамика расходов федерального бюджета в %% к ВВП

     
    Показатель
    Отчет Оценка Прогноз
    2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
    Расходы федерального бюджета , в %% к ВВП 16,3 15,9 18,1 18,2 25,9 23,2 20,0 18,5
 

      Формирование  структуры расходов федерального бюджета с учетом задачи поэтапной адаптации бюджетной системы к сокращению бюджетных расходов в %% к ВВП осуществлялось на основе следующих подходов (таблица 6):

      1) выделение расходных обязательств  Российской Федерации, обусловленных  действующим законодательством или международными соглашениями и подлежащих исполнению в полном объеме (публичных и приравненных к ним расходных обязательств), основными из которых являются:

Информация о работе Проблема оптимизации расходов федерального бюджета РФ