Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 18:34, курсовая работа
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - это используемый правительством денежный фонд для финансирования своей деятельности, с помощью которого государство влияет на экономические процессы. Государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, осуществляя перераспределение средств в пользу нуждающихся фондов (как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам).
Введение 3
1. Экономическое содержание процесса оптимизации расходов бюджета 5
1.1. Формирование расходов федерального бюджета 5
1.2. Содержание оптимизации государственных расходов 6
2. Оценка оптимального использования средств федерального бюджета: проблемы и противоречия 10
2.1. Анализ динамики расходов федерального бюджета 10
2.2. Проблемы и задачи оптимизации расходов федерального бюджета 13
3. Политика повышения эффективности бюджетных расходов 21
Заключение 29
Библиографический список 31
Существенно (с 27,5 до 30,5%) возросла доля расходов, направляемых на финансовое обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности.
Расходы социальной направленности (межбюджетные трансферты и социальная политика) будут расти средними темпами при сохранении их доли в общем объеме расходов федерального бюджета на уровне 36,4%.
Несколько снизилась доля расходов на отрасли социальной сферы, что в основном будет связано с передачей в рамках разграничения полномочий значительного числа учреждений и объектов в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Наряду с этим предусматривается концентрация расходов по этим направлениям на решении задач общенационального характера. Продолжится сокращение доли расходов, направляемых на прямую поддержку национальной экономики. При этом планируется заметно повысить долю государственных капитальных вложений. В сочетании с существенным сокращением налоговой нагрузки на экономику именно такая бюджетная политика обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для устойчивого экономического роста.
В федеральном бюджете на 2009 год расходы по обслуживанию государственного внешнего долга Российской Федерации предусмотрены в размере 6,2 млрд. долларов США (185,9 млрд. рублей), что на 0,9 млрд. долл. США меньше, чем в текущем году. Уменьшение объема расходов связано в основном с сокращением объема государственного внешнего долга Российской Федерации в 2008 году: объем государственного внешнего долга на 1 января 2009 года составляет около 113,7 млрд. долл. США, что на 8,4 млрд. долл. США меньше объема долга на 1 января 2008 года, составлявшего122,1 млрд. долл. США [10].
Расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации рассчитаны исходя из объема государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2009 год, сформированных с учетом принятой в 2003 году Правительством Российской Федерации Долговой стратегии, предусматривающей снижение совокупного государственного долга Российской Федерации и замещение внешних источников финансирования дефицита внутренними заимствованиями.
При разработке Программы государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2009 год, Минфин России учитывал, что емкость внутреннего рынка государственных ценных бумаг в настоящее время еще достаточно ограничена. По оценкам Минфина России, возможность привлечения государственных внутренних займов без существенного роста стоимости этих заимствований находится в пределах 210-230 млрд. рублей ежегодно.
Принципиальной
особенностью проекта федерального
бюджета на 2009 год является его формирование
в условиях начатой комплексной
реформы бюджетного процесса, основные
направления которой одобрены Постановлением
Правительства Российской Федерации от
22 мая 2008 года № 249 «О мерах по повышению
результативности бюджетных расходов».
Таблица 2 - Группировка расходов федерального бюджета по приоритетным направлениям государственной политики
Раздел | 2008 г. | 2009 г. (оценка) | Темпы роста, % | ||
млрд.руб. | % к расходам всего | млрд.руб. | % к расходам всего | ||
1. Повышение уровня и качества жизни населения | 1 056,4 | 39,7 | 1 176,0 | 38,6 | 111,3 |
2. Укрепление национальной безопасности | 730,0 | 27,4 | 927,5 | 30,4 | 127,1 |
3. Создание
условий для экономического |
244,2 | 9,2 | 283,6 | 9,3 | 116,1 |
4. Создание
потенциала для будущего |
170,2 | 6,3 | 172,3 | 5,7 | 101,2 |
5. Повышение эффективности государства | 146,5 | 5,5 | 204,3 | 6,7 | 139,5 |
Конечной целью этой реформы является ориентация бюджетных расходов на общественно значимые измеримые результаты, отражающие цели и приоритеты государственной политики. Проведенная при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год работа позволила сгруппировать бюджетные расходы по приоритетным направлениям государственной политики, что является первым шагом к достижению этой цели (таблица 2).
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011-2013 годах определены следующие основные приоритеты расходов федерального бюджета:
- безусловное исполнение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий и компенсаций в сфере социальной защиты населения, включая пенсионное обеспечение военнослужащих;
- обеспечение сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации для дальнейшего развития пенсионной системы;
- индексация в 2011 году денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников;
- обеспечение обязательств в сфере образования, здравоохранения и социального обслуживания населения с повышением адресности предоставления социальной помощи;
- обеспечение закупок новых видов вооружения, совершенствования боевой подготовки, реализации социальных гарантий для военнослужащих, обеспечения постоянным и служебным жильем военных;
- обеспечение содержания и развития транспортной инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог;
- постепенное сокращение антикризисных мер поддержки экономики, концентрация ресурсов на мероприятиях, направленных на модернизацию и технологическое развитие экономики, повышение ее энергетической эффективности, в том числе инновационных проектах и важнейших научных разработках.
- подготовка особо значимых международных мероприятий (проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, саммита АТЭС в г. Владивосток в 2012 году).
При этом при формировании объема бюджетных ассигнований реализованы следующие подходы:
1) концентрация ресурсов на наиболее значимых мероприятиях и объектах с уточнением объемов бюджетных ассигнований на исполнение отдельных расходных обязательств, оптимизацией расходов на обеспечение деятельности органов государственной власти;
2) рассмотрение вопросов финансового обеспечения реализации Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 г. № 1468 (в части передачи на федеральный бюджет милиции общественной безопасности), в том числе за счет обмена полномочиями между уровнями государственного управления, и вопросов реформирования денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, при подготовке проекта федерального бюджета на 2012-2014 годы;
3) определение бюджетных ассигнований, необходимых для индексации в 2011 году на 6,5% денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц с 1 апреля 2011 года, фондов оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной платы) судей и прокурорских работников с 1 июня 2011 года, и стипендиального фонда для обучающихся в федеральных учебных заведениях с 1 сентября 2011 года;
4) сохранение в 2011-2013 годах действующих в текущем году условий денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих с учетом сокращения численности федеральных государственных служащих в течение 2011-2013 годов на 20% и сохранения 50% расчетной экономии по фонду оплаты труда в распоряжении соответствующих федеральных органов государственной власти;
5) увеличение в 2011 году бюджетных ассигнований на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, продовольственного и вещевого обеспечения военнослужащих и приравненных к ним лиц исходя из расчетного объема бюджетных ассигнований на исполнение указанных обязательств в 2010 году и индекса роста потребительских цен в 2011 году 6,5 процента;
6) продления до 2014 года приостановки действия нормативных правовых актов об увеличении численности работников федеральных государственных органов, ранее приостановленных на текущий год, в том числе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной миграционной службы, МЧС России.
При формировании проекта федерального бюджета на 2011-2013 годы внесены изменения в классификацию расходов бюджетов, в том числе:
- отнесение межбюджетных трансфертов федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и государственным внебюджетным фондам Российской Федерации по их функциональной направленности на соответствующие разделы классификации расходов бюджетов;
- обособление в отдельные разделы функциональной классификации расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации (из раздела «Общегосударственные вопросы»); физическую культуру и спорт (из раздела «Здравоохранение, физическая культура и спорт»), поддержку средств массовой информации (из раздела «Культура, кинематография и средства массовой информации»);
- отнесение расходов на развитие туризма, имущественные взносы в государственные корпорации «Олимпстрой» и «Роснанотехнология» в раздел «Национальная экономика».
С учетом вышеперечисленных подходов структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов бюджетов характеризуется следующими данными (таблица 3).
С учетом межбюджетных трансфертов наиболее крупным направлением расходов федерального бюджета является социальная политика. Сокращение расходов по разделу «Социальная политика» в 2011 году по сравнению с 2010 годом вызвано снижением потребности в ассигнованиях федерального бюджета на покрытие дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи с увеличением тарифов страховых взносов в систему обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования с 26% в 2010 году до 34% в 2011 году, а также завершением в 2010 году мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. В 2012 и 2013 годах планируется рост расходов в указанной сфере в среднем на 8 процентов в год.
Таблица 3 - Структура и динамика расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. рублей
2010 год * | 2011 год | 2012 год | 2013 год | ||||
проект | %% к предыдущему году | проект | %% к предыдущему году | проект | %% к предыдущему году | ||
ВСЕГО | 10 232,8 | 10 658,6 | 104,2 | 11 237,9 | 105,4 | 12 175,6 | 108,3 |
Условно утвержденные | 419,3 | 798,4 | 190,4 | ||||
ВСЕГО
(без учета условно
утвержденных) |
10 232,8 | 10 658,6 | 104,2 | 10 818,6 | 101,5 | 11 377,2 | 105,2 |
в том числе: | |||||||
Общегосударственные вопросы | 800,2 | 863,8 | 107,9 | 794,5 | 92,0 | 771,7 | 97,1 |
Национальная оборона | 1 276,8 | 1 517,1 | 118,8 | 1 655,7 | 109,1 | 2 098,6 | 126,8 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1 109,1 | 1 215,5 | 109,6 | 1 193,4 | 98,2 | 1 182,8 | 99,1 |
Национальная экономика | 1 600,3 | 1 760,2 | 110,0 | 1 747,7 | 99,3 | 1 637,8 | 93,7 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 223,3 | 216,5 | 97,0 | 94,3 | 43,6 | 78,7 | 83,5 |
Охрана окружающей среды | 13,3 | 16,8 | 126,7 | 17,4 | 103,5 | 16,7 | 95,8 |
Образование | 444,0 | 516,6 | 116,4 | 516,0 | 99,9 | 519,4 | 100,7 |
Культура, кинематография | 74,6 | 82,0 | 110,0 | 78,8 | 96,0 | 76,0 | 96,5 |
Здравоохранение | 430,1 | 466,1 | 108,4 | 481,7 | 103,3 | 432,9 | 89,9 |
Социальная политика | 3 316,4 | 2 940,5 | 88,7 | 3 185,8 | 108,3 | 3 437,5 | 107,9 |
Физическая культура и спорт | 34,0 | 42,5 | 125,0 | 28,8 | 67,8 | 26,0 | 90,1 |
Средства массовой информации | 54,8 | 61,3 | 111,8 | 62,3 | 101,8 | 56,0 | 89,8 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | 280,3 | 389,9 | 139,1 | 518,4 | 132,9 | 600,7 | 115,9 |
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований | 575,6 | 569,8 | 99,0 | 443,8 | 77,9 | 442,4 | 99,7 |
Информация о работе Проблема оптимизации расходов федерального бюджета РФ