Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является - исследование проблемы финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты становления и развития Пенсионного Фонда Российской Федерации;
изучить общее понятие и основные признаки финансовой устойчивости Пенсионного Фонда Российской Федерации;
При использовании третьего критерия оценки финансовой устойчивости пенсионной системы есть возможность определить, в какой степени выполняется цель социального страхования - полная или частичная компенсация страховыми выплатами утраченного заработка. Ведь доведение с помощью социальных трансфертов уровня доходов до прожиточного минимума является целью социальной помощи, но не социального страхования, а для этого нет необходимости выделения средств в отдельном фонде, выплаты могут осуществляться напрямую из бюджета. Когда речь идет о выплатах трудовых пенсий, необходимо говорить о частичной компенсации заработной платы, поскольку в том случае, если неработающий гражданин получает выплаты, эквивалентные работающему, то теряется мотивация к труду. Действующим до 2002 г. законодательством завуалированно устанавливался (через стажевый коэффициент) процент замещения пенсией утраченного заработка - от 55 до 75 % в зависимости от трудового стажа до момента назначения пенсии, но при этом механизм ограничения максимального размера пенсии приводил к тому, что реальный процент замещения в целом составлял чуть более 40% (например, в 1994 г, - 45,3 % ).
Если за основу цели пенсионной системы брать компенсацию утраченного заработка в фиксированном проценте (К), то упрощенно модель финансовой устойчивости распределительной пенсионной системы будет выглядеть следующим образом:
ЗПср
* Т * С = ЗПср * К,
где ЗПср - средняя заработная плата в стране;
Т - тариф страховых взносов;
С - соотношение работающих и пенсионеров;
К - коэффициент замещения пенсией заработной платы (в дальнейшем коэффициент замещения).
Упрощая формулу (1), получаем:
К=Т
* С,
Таким
образом, коэффициент замещения
прямо зависит от тарифов страховых
взносов и соотношения
Изменения соотношения работающих и пенсионеров можно добиться повышением пенсионного возраста; отменой льгот, связанных с назначением пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста; большим притоком иммигрантов в трудоспособном возрасте. Но в целом все указанные мероприятия имеют объективные ограничения, связанные с продолжительностью жизни пенсионеров, отсутствием профессиональных пенсионных систем Российской Федерации, аккуратной миграционной политикой. Еще в большей степени объективные границы действуют в отношении увеличения тарифов на обязательное пенсионное страхование. Это связано с тем, что любая дополнительная нагрузка в части обязательных платежей на работодателя снижает стимулы к открытой предпринимательской деятельности, ограничивает рост заработной платы, а следовательно, стимулы к повышению производительности труда, удорожает при прочих равных условиях стоимость товаров, работ, услуг, что в условиях глобализации делает их неконкурентоспособными.
С 2002 г. в Российской Федерации происходит снижение процента замещения трудовой пенсией заработной платы (отношение среднего размера трудовой пенсии к среднему размеру заработной платы). Снижение процента замещения вызвано в большей степени субъективными, чем объективными, причинами, а именно: изменением порядка назначения пенсий, при котором только часть пенсии рассчитывается в процентах от заработной платы. По данным Пенсионного фонда РФ, средний размер страховой части трудовой пенсии, назначенный после 2002г., ниже среднего размера страховой части трудовой пенсии, определенной расчетным путем для тех, кто вышел на пенсию до 01.01.2002. Достижение сбалансированности пенсионной системы Российской Федерации в рамках ее распределительной составляющей достигнуто в 2004 - 2009гг., по сути, среди прочих других факторов, снижением процента замещения трудовой пенсии, это тем более несправедливо в условиях относительно благоприятной демографической ситуации, когда в трудоспособный возраст вступили лица, родившиеся в 1980-е гг., а в пенсионный возраст вступили лица послевоенного поколения, В ближайшее десятилетие можно спрогнозировать ряд отрицательных тенденций, влияющих на коэффициент замещения. К таким тенденциям относится снижение эффективного тарифа страховой части трудовой пенсии - он определяется с учетом регрессии и, следовательно, с ростом средней заработной платы будет падать, а соответствующим образом в дальнейшем будет уменьшаться страховая часть трудовой пенсии, так как она напрямую рассчитывается в зависимости от объема страховых взносов, отраженных на лицевом счете застрахованного.
Начиная с 2011 г. прогнозируется снижение численности застрахованных по обязательному пенсионному страхованию, и в то же время при сохранении действующего пенсионного возраста и неизменности льгот для разных видов профессий демографический прогноз свидетельствует о росте численности получателей трудовой пенсии.
Таким
образом, даже при обеспечении полной
сбалансированности обеспечения выплаты
страховой части трудовой пенсии
поступлениями страховых
К
2022 г. анализ финансовой устойчивости
пенсионной системы Российской Федерации
кроме указанных критериев
При
этом следует учесть, что при наблюдающейся
высокой дифференциации уровня доходности
при управлении пенсионными накоплениям
разными управляющими компаниями при
анализе финансовой устойчивости с точки
зрения оценки динамики коэффициента
замещения, большую сложность будет представлять
прогноз среднего показателя коэффициента
замещения, так же, как и прогноз среднего
размера трудовой пенсии.
Основы
современной системы
После нескольких более менее успешных попыток, последняя крупная реформа существующей системы пенсионного обеспечения была проведена в середине 2003 года (закон Фийона). Она была направлена на постепенное выравнивание и ужесточение требований, предъявляемых при выходе на пенсию к работникам различных секторов.
Так в настоящее время официальный минимальный возраст для выхода на пенсию составляет 60 лет, однако по закону Фийона для получения полной пенсии необходимо иметь общий трудовой стаж не менее 160 кварталов (40 лет). Если трудового стажа не достаточно, то размер пенсии уменьшается на 1,25% за недостающий квартал стажа или количества лет, недостающих до 65 (выбирается наименьшее значение недостающих кварталов). Этот «штрафной коэффициент» не может превышать 25%. В 65 лет получение полной трудовой пенсии возможно вне зависимости от продолжительности трудового стажа. Новый закон предусматривает также надбавку при продолжении трудовой деятельности после достижения 160 кварталов стажа или 65 лет в размере 3% за каждый год работы в пределах 15%.
Закон также окончательно зафиксировал принцип индексации пенсии не по уровню роста средней заработной платы, а по темпам роста цен, которые, не учитывая темпов роста производительности труда, отстают от первых.
По своей сути пенсионная система Франции является распределительной, то есть выплаты пенсионерам производятся из доходов, формируемых за счет взносов активного населения. Она состоит из значительного числа режимов и является достаточно сложной: в среднем, пенсионер получает пенсии из трех касс, а в случает многопрофильной карьеры их число может легко превысить пять. Управление режимами осуществляется на паритетных началах «социальными партнерами», то есть представителями профсоюзов или ассоциаций как работников, так и работодателей, под контролем государства. Участие в базовом и дополнительном страховании является обязательным, пенсионные взносы распределены между наемным работником и работодателем.
Многообразие
режимов позволяет охватить практически
все категории работающего
Инвалиды, участники войны, бывшие узники концлагерей могут выйти на пенсию в 60 лет вне зависимости от трудового стажа с правом получения полной пенсии. Для людей, рано начавших работать, предусмотрена возможность выхода на пенсию с 56 лет, но также при условии значительного трудового стажа (168 кварталов для начавших работать в 16 лет).
Центральными
организациями по профессиональным пенсиям
являются два полу-государственных-полу-
В
настоящее время
Решение
проблемы по первому пути является
проблематичным, так как в стране
сложилось неблагоприятное
Второй путь - реформирование пенсионной системы может оказаться более сложным, но более приемлемым при наличии определенных условий: достижение заданных целей и определение основных этапов.
Цель пенсионной реформы должна включать решение проблем:
- создание предпосылок для
- совершенствование системы управления пенсионным обеспечением.
Основными этапами реформирования должны быть следующие:
1) оптимизация размера трудовых и социальных пенсий, выплачиваемых тем пенсионерам, которые не сформировали достаточных пенсионных сбережений;
2) разработка схем обязательных пенсионных взносов работающего населения, которые будут накапливаться на наличных пенсионных счетах в негосударственных пенсионных фондах;
3) внесение добровольных пенсионных сбережений населения в негосударственные пенсионные фонды,
Реализация первого этапа началась с введения в действие Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», который позволяет установить непосредственную связь между объемом страховых взносов каждого гражданина в пенсионную систему и размером назначаемой пенсии.
Второй этап предполагает развитие негосударственного пенсионного обеспечения, которое является дополнительным к государственному, и осуществляется в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики, территорий, а также в форме пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.
На третьем этапе внесение добровольных пенсионных сбережений в негосударственные пенсионные фонды зависит от финансовой стабильности экономики.
Информация о работе Проблема финансовой устойчивости Пенсионного Фонда РФ