Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:15, курсовая работа
Целью курсовой работы является - исследование проблемы финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты становления и развития Пенсионного Фонда Российской Федерации;
изучить общее понятие и основные признаки финансовой устойчивости Пенсионного Фонда Российской Федерации;
Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % — по доходам, и 10,2 % — по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 40 млн пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн льготников, ведет персонифицированный учет пенсионных прав застрахованных лиц — для свыше 128 млн граждан России.
Доходы пенсионного фонда:
ПФ
является самым крупным из социальных
внебюджетных фондов. На его долю приходится
75% средств внебюджетных социальных фондов.
Средства ПФ формируются за счет следующих
источников:
1) страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
2) ассигнований из бюджета на выплату пенсий военнослужащим, социальных пенсий, пособий и компенсаций;
3) добровольных взносов физических и юридических лиц;
4) доходов от капитализации средств ПФ и других поступлений;
5) средств, возмещаемых фондом занятости населения;
6) пеней, штрафов, финансовых санкций.
Стандартная ставка взносов в Пенсионный фонд составляет 34 % от заработной платы. Эти отчисления разделяются на страховую часть и накопительную часть пенсии.
До 2010 года взносы в ПФ учитывались как составная часть единого социального налога.
С 1 января 2010 года — ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда: ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объём страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН — 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастет до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста — 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).
Также с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина — государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет).
Направления использования средств бюджета ПФР:
- Выплаты
пенсий (по старости, инвалидности,
по случаю потери кормильца,
за выслугу лет, пенсии
- Финансирование прочих обязательных расходов бюджета обязательного пенсионного страхования. К ним относятся:
а) расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг, которые определены в соответствии со ст.9 и ст. 10 ФЗ №8 от 12.01.1996 г. «О погребении и похоронном деле» (в редакции от 07.01.2000 г.) и п. 13 ст.4 ФЗ №122 от 07.08.2002 г. «О порядке установления размеров стипендий и соц. выплат в РФ» из расчёта 1000 руб. с учётом применения районного коэффициента при выплате пособий. Финансирование осуществляется за счёт страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и средств федерального бюджета;
б) затраты на оплату услуг на доставку и пересылку пенсий и пособий определены исходя из предельно допустимой доли расходов в размере 1,5% выплачиваемых сумм, пенсий и пособий (без учёта НДС), на доставку пенсий почтовыми переводами в размере 4%. Предусмотрены расходы на уплату НДС в размере 20%. Финансирование осуществляется за счёт тех источников, из которых производились выплаты соответствующих пенсий и пособий;
в) расходы на государственное пенсионное обеспечение, производимое за счёт средств федерального бюджета:
-
пенсии военнослужащим и
-
дополнительное пожизненное
- расходы
на выплату 2-ой пенсии
- социальные пенсии.
- пенсионное
обеспечение граждан,
- компенсационные
выплаты неработающим
- соц.
пособия на погребение и
- расходы на выплату пенсий гражданам - получателям пенсии за счёт средств федерального бюджета, выехавшим на постоянное место жительства за границу.
- расходы
на выплату пенсии в части,
определяемой включением в
- расходы
на доставку и пересылку
г) выплаты досрочных пенсий безработным гражданам за счёт средств федерального бюджета, передаваемых Пенсионному Фонду Министерства труда России;
д)
выплаты дополнительного
е)
финансовое и материально-техническое
обеспечение текущей
- содержание органов фонда, в т.ч., подготовка и переподготовка кадров; расходы на международное сотрудничество по вопросам пенсионного страхования.
-
материально-техническое
-
финансирование научно-
-
капитальные вложения и
-
формирование базы данных
2 декабря
2011г. Президент РФ Дмитрий
В
целях дальнейшего повышения
уровня материального обеспечения
пенсионеров в бюджете пенсионного фонда
на 2012 год предусмотрены расходы на следующие
мероприятия: индексация трудовых пенсий
с 1 февраля 2012 года на семь процентов и
с 1 апреля 2012 года на 2,4 процента; увеличение
на шесть процентов размеров ЕДВ с 1 апреля
2012 года; индексация социальных пенсий
и пенсий по государственному пенсионному
обеспечению на 14,1 процента с 1 апреля
2012 года.
Традиционно финансовая устойчивость любой системы предполагает сбалансированность между денежными поступлениями в систему и обязательствами, связанными с ее функционированием. Несмотря на широкое использование понятия "финансовая устойчивость пенсионной системы", единого подхода к ее определению и критериям оценки в экономической литературе нет.
По-разному можно оценивать разные виды поступлений в пенсионный фонд и их связь с предстоящими обязательствами. Весь период реформирования пенсионной системы Российской Федерации сопровождается дискуссиями об экономической природе платежей в Пенсионный фонд РФ (налоговой или неналоговой), экономическом содержании средств, аккумулируемых в государственных внебюджетных фондах (бюджетные или внебюджетные), правовом статусе Пенсионного фонда РФ (денежный фонд или финансово-кредитное учреждение), В связи с этим представляется, что проблемы финансовой устойчивости пенсионной системы отчасти являются результатом отсутствия последовательного подхода к определению ключевых ее элементов.
Прежде чем оценивать финансовую устойчивость пенсионной системы, необходимо определиться с самим понятием "пенсионная система". В отличие от налоговой системы, бюджетной системы, понятие "пенсионная система" в Российской Федерации не получило законодательного оформления.
С
одной стороны, пенсионную систему
можно рассматривать через
- страховщики по обязательному пенсионному страхованию (Пенсионный фонд РФ, негосударственные пенсионные фонды);
- органы, участвующие в администрировании поступлений средств в пенсионную систему (органы Федеральной налоговой службы и Федерального казначейства);
- управляющие компании, участвующие в формировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии;
- кредитные организации, в которых открыты счета страховщиков, управляющих компаний, Федерального казначейства, а также лицевые счета пенсионеров;
- Федеральная почтовая служба, которая осуществляет доставку пенсий пенсионерам;
- страхователи, уплачивающие взносы на обязательное пенсионное страхование (в ряде случаев они совпадают с застрахованными);
- застрахованные, не получающие пенсию, которые могут принимать решение о сроке обращения за назначением пенсий, выборе варианта формирования накопительной части трудовой пенсии;
- пенсионеры (застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, а также имеющие право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению).
Перечисленные субъекты непосредственно участвуют в движении денежных средств, связанных с формированием средств для пенсионных выплат и самими выплатами. Но есть также органы государственной власти, которые осуществляют государственное регулирование пенсионной системы и деятельности указанных субъектов, к ним относятся Министерство финансов РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, отчасти Министерство экономического развития и торговли как орган, курирующий экономические реформы в РФ. С преобразованием Стабилизационного фонда РФ в 2008 в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния Министерство финансов РФ играет большую роль, чем прежде, роль в обеспечении финансовой устойчивости пенсионной системы. Ведь основное назначение Фонда национального благосостояния, которым управляет Минфин России (а не Пенсионный фонд РФ и не управляющие компании Пенсионного фонда РФ) - содействовать добровольным взносам работников и работодателей в накопительную часть пенсионной системы и обеспечить сбалансированность пенсионной системы.
Все
перечисленные субъекты в совокупности
можно рассматривать как
Следует отметить, что особенностью субъектов пенсионной системы Российской Федерации является то, что их функции выходят за рамки исключительно данной системы. Даже Пенсионный фонд РФ, страховщик по обязательному пенсионному страхованию, наделен полномочиями по реализации обязательств Российской Федерации, не связанных с пенсионными выплатами. Примером могут служить обязательства по "материнскому" капиталу или ежемесячным денежным выплатам лицам, для которых федеральным законодательством предусмотрен ряд социальных льгот и которые отказались от социального пакета в пользу денежных выплат. Функции негосударственных пенсионных фондов по дополнительному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию также законодательно разделены. Функции других названных субъектов (управляющие компании, банки, органы Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства) также шире, чем просто участие в формировании средств, предназначенных для пенсионных выплат.
Информация о работе Проблема финансовой устойчивости Пенсионного Фонда РФ