Проблема финансовой устойчивости Пенсионного Фонда РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является - исследование проблемы финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты становления и развития Пенсионного Фонда Российской Федерации;
изучить общее понятие и основные признаки финансовой устойчивости Пенсионного Фонда Российской Федерации;

Работа содержит 1 файл

Проблема финансовой устойчивости ПФР.doc

— 167.00 Кб (Скачать)

    Введение

    Крупнейшим  из внебюджетных социальных фондов является Пенсионный фонд РФ, Он представляет собой  централизованную систему аккумуляции  и перераспределения денежных средств.

    Пенсионный  фонд имеет огромное влияние на экономику  страны, так как главной целью его является -обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени и в пространстве - где бы человек ни жил, он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определенный прожиточный уровень в будущем,

    Пенсионный  фонд своими средствами обеспечивает выплату ежемесячных пособий, пенсий людям которые в силу определенных обстоятельств не могут обеспечить свое проживание, в том числе пенсионеров.

    Актуальность  темы определяется тем, что государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы РФ. Кроме того они представляют собой одну из форм перераспределения и использования национального дохода государства на определенные социальные и экономические цели.

    Важнейшими  показателями состояния пенсионной системы государства является ее финансовая устойчивость и обеспечиваемая его покупательская способность пенсии. В условиях роста уровня жизни населения даже

    увеличение  пенсии в соответствии с темпами  инфляции не может служить показателем эффективности работы пенсионной системы.

    В настоящее время финансовое положение  Пенсионного фонда России (ПФР) не позволяет одновременно обеспечить повышение минимальных размеров пенсий до уровня прожиточного минимума и социально справедливую дифференциацию пенсий в зависимости от прошлого трудового вклада.

    В сложившихся условиях стали актуальными  вопросы обеспечения реальной финансовой устойчивости ПФР.

    Однако  в ближайшей и особенно в долгосрочной перспективе они не могут быть решены с помощью только оперативных мер по мобилизации доходов, достаточных для финансирования предусмотренных законодательством пенсионных выплат. Это обусловлено тем, что глубинные причины финансовой неустойчивости ПФР не могут быть нивелированы и тем более устранены без изменения механизмов формирования и использования его финансовых ресурсов.

    В этих условиях проблема обеспечения  финансовой устойчивости ПФР становится еще более актуальной и

    Сложной. При этом выработка практических рекомендаций для ее успешного решения невозможна без исследования теории вопроса.

    Целью курсовой работы является - исследование проблемы финансовой устойчивости Пенсионного  фонда РФ.

    Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические аспекты становления и развития Пенсионного Фонда Российской Федерации;
  • изучить общее понятие и основные признаки финансовой устойчивости Пенсионного Фонда Российской Федерации;

    Предметом исследования является система денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов ПФР. В качестве объекта исследования выступает Пенсионный фонд России. 
 
 

  1. Теоретические аспекты становления  и развития Пенсионного  Фонда РФ
 
 
    1. Сущность, структура и основные функции Пенсионного  Фонда РФ
 

    Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из наиболее значимых социальных институтов страны. Это крупнейшая федеральная система оказания государственных услуг в области социального обеспечения в России.

    ПФР был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, которые было необходимо выделить в самостоятельный внебюджетный фонд. С созданием Пенсионного фонда в России появился принципиально новый механизм финансирования и выплаты пенсий и пособий. Средства для финансирования выплаты пенсий стали формироваться за счет поступления обязательных страховых взносов работодателей и граждан.

    Пенсионный  фонд осуществляет ряд социально  значимых функций, в т.ч.:

  • учет страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Фонда получают пенсии 36,5 млн. российских пенсионеров;
  • назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.
  • персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе учитываются страховые пенсионные платежи почти 63 млн. россиян;
  • взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от 6,2 млн. юридических лиц;
  • выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала;
  • управление средствами пенсионной системы, в т.ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании;
  • реализация Программы государственного софинансирования пенсии.

    Пенсионный  фонд является важным звеном финансовой системы государства, при этом обладая  рядом особенностей:

    - фонд запланирован органами власти  и управления, и имеет  строгую целевую направленность;

    - денежные средства фонда используются  для финансирования государственных  расходов, не включенных в бюджет;

    - формируется в основном за счет обязательных отчислений юридических и физических лиц;

    - страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при их уплате, имеют налоговую природу, тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными;

    -  на отношения, связанные с исчислением, уплатой  и взысканием взносов в фонд, распространено большинство норм и положений Налогового Кодекса РФ;

    -  денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности, они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;

    -  расходование средств из фонда осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного органа (Правление фонда).

    В структуре Пенсионного фонда - 8 Управлений в Федеральных округах Российской Федерации, 81 Отделение Пенсионного  фонда в субъектах РФ, а также  почти 2 500 территориальных управлений во всех регионах страны. В системе ПФР трудится более 133 000 специалистов.

    Руководство Пенсионного фонда России осуществляет Правление и его постоянно  действующий орган - Исполнительная дирекция. Дирекции подчиняются отделения  в республиках в составе РФ, отделения в национально - государственных и административно-территориальных образованиях. На местах (в городах, районах) имеются уполномоченные Фонда. Отделения обеспечивают организационную работу по сбору взносов на социальное страхование, финансирование органов социального обеспечения, региональных программ  социального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.

    Кроме ПФ РФ вопросами пенсионного обеспечения  занимаются Министерство труда и  социального развития РФ (назначает и перераспределяет размеры пенсий), Министерство связи (доставляет пенсии), сберегательные банки (обеспечивают пенсионеров наличными деньгами). Бюджет ПФ РФ и смета расходов (включая фонд оплаты труда), а также отчеты об их исполнении составляются Правлением. Бюджет утверждается законодательным органом. В законе о бюджете ПФ РФ утверждается общая сумма доходов, в том числе по источникам, общая сумма расходов - по направлениям. 
 

    1. Нормативно-правовая база, регулирующая деятельность Пенсионного  Фонда РФ
 

    Деятельность Пенсионного фонда России регулируется следующими правовыми актами:

  • "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993);
  • Федеральный закон от 24.07.2002 N111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 26.06.2002);
  • Федеральный закон от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001);
  • Федеральный закон от 15.12.2001 N167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001);
  • Федеральный закон от 15.12.2001 N166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 30.11.2001);
  • Федеральный закон от 27.11.2001 N155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (принят ГД ФС РФ 25.10.2001);
  • Федеральный закон от 06.03.2001 N21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 14.02.2001);
  • "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N117-ФЗ  (принят ГД ФС РФ 19.07.2000);
  • Федеральный закон от 16.07.1999 N165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (принят ГД ФС РФ 09.06.1999);
  • Федеральный закон от 21.07.1997 N113-ФЗ "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий" (принят ГД ФС РФ 23.06.1997);
  • Федеральный закон от 01.04.1996 N27-ФЗ 
    "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (принят ГД ФС РФ 08.12.1995);
  • Закон РФ от 19.02.1993 N4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах крайнего севера и приравненных к ним местностях";
  • Закон РФ от 15.05.1991 N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
  • Закон РФ от 20.11.1990 N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации";
  • Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N2122-1 "Вопросы пенсионного фонда Российской Федерации (России)" (вместе с "Положением о пенсионном фонде Российской Федерации (России)", "Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в пенсионный фонд Российской Федерации (России)");
  • Указ Президента РФ от 12.07.2001 N833 "О повышении минимального размера совокупной выплаты пенсионерам в Российской Федерации";
  • Указ Президента РФ от 27.09.2000 N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации"
  • Постановление Правления ПФР от 30.01.1995 N18 "Об утверждении инструкции по бухгалтерскому учету и отчетности по исполнению бюджета пенсионного фонда Российской Федерации ".

    Российское  пенсионное законодательство характеризуется  крайней нестабильностью. После  принятия в 1990 г. Закона “О государственных пенсиях в Российской Федерации” в него более 30 раз вносились изменения и дополнения, а в последующие годы принят ряд других крупных законов, регламентирующих особый порядок пенсионного обеспечения различных категорий граждан. Пенсионное законодательство становится все более громоздким и сложным, особенно в вопросах исчисления трудового стажа и размеров пенсии на основе введенного с 1 февраля 1998 года так называемого индивидуального коэффициента пенсионера, хотя по сути своей должно быть простым и понятным каждому. Многие положения по-прежнему регулируются подзаконными актами, что усложняет ознакомление с ними широкого круга граждан.

    Действует одновременно несколько законов, регламентирующих пенсионное обеспечение в Российской Федерации. Основным законом, регулирующим государственное пенсионное обеспечение, является Закон РФ “О государственных пенсиях в Российской Федерации” от 20.11.90 г. № 340-1. С многочисленными изменениями и дополнениями, внесенными в последующие годы, он действует и поныне. В этом законе определены основания для пенсионного обеспечения, виды пенсий, их размеры, надбавки к пенсии, порядок исчисления трудового стажа и пенсии из заработка, назначения и выплаты пенсий, вопросы ответственности предприятий и граждан, разрешения споров.

    Федеральным законом РФ от 21.07.97 г. № 113-ФЗ “О порядке  исчисления и увеличения государственных  пенсий” дана новая редакция ст.7 данного закона, регулирующая исчисление и увеличение пенсий в связи с  ростом заработной платы в стране, коренным образом изменившая ранее существовавший и безусловно несовершенный порядок исчисления размеров пенсии. Этим законом с 01.02.98г. введен порядок исчисления государственных пенсий путем применения так называемого индивидуального коэффициента пенсионера вместо ранее зафиксированного в ст.7 положения, согласно которому пенсии не реже одного раза в три месяца подлежали индексации или компенсации в связи с повышением стоимости жизни.

    К Закону от 20.11.90г. непосредственно примыкают  законы общего плана: Закон Российской Федерации от 02.07.93г. № 5318-1 “О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации”, Закон РСФСР от 19.04.91г. № 1032-1 (с последующими изменениями и дополнениями) “О занятости населения в Российской Федерации”, предусматривающий возможность досрочного пенсионного обеспечения работников, высвобождаемых в предпенсионном возрасте, Закон РФ от 14.07.92 г. № 3297-1 “О закрытом административно-территориальном образовании”, также предусматривающий возможность досрочного пенсионного обеспечения высвобождаемых работников. 
 

Информация о работе Проблема финансовой устойчивости Пенсионного Фонда РФ