Прибыль предприятия и методы ее повышения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 11:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы заключается в том, что прибыль является одним из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. Экономическая сущность прибыли ......................................... 5

1.1. Сущность и виды прибыли .............................................................. 5

1.2. Факторы, влияющие на величину прибыли ................................. 14

1.3. Методы повышения прибыли ....................................................... 18

ГЛАВА 2.Анализ прибыли ООО «Орбита» ........................................... 21

2.1. Характеристика финансово-хозяйственной деятельности ......... 21

2.2. Экономический анализ динамики прибыли ООО «Орбита»...... 24

2.3. Методы повышения прибыли ООО «Орбита»............................. 31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ......................................................................................... 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И

ЛИТЕРАТУРЫ .......................................................................................... 35
ПРИЛОЖЕНИЯ ......................................................................................... 37

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 136.49 Кб (Скачать)

      С показателем экономической прибыли  непосредственно связан показатель нормальной прибыли. Нормальная прибыль  – это сумма денежных средств, которые получил бы собственник  данного предприятия, вложив свой капитал  в какое угодно любое предприятие. Другими словами, нормальная прибыль  – это скрытые, альтернативные издержки капитала, вложенного в дело собственниками предприятия. Показатель нормальной прибыли  позволяет оценить целесообразность осуществления той или иной коммерческой деятельности. Если в результате своей  работы предприятие приносит прибыль  меньше нормальной, то заниматься данным видом деятельности не целесообразно, так как деньги, вложенные в  предприятие можно просто положить в банк и, ничего ни делая, получить большую сумму прибыли. Таким  образом, нормальная прибыль – это  минимальный доход, или плата, необходимая  для удержания предпринимателя  и сохранения его заинтересованности в данном направлении деятельности.

      Бухгалтерская прибыль иначе называется балансовой или валовой. 
Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализованных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Иначе говоря, валовая прибыль – это общая сумма прибыли, получаемая предприятием в результате осуществления коммерческой деятельности и внереализационных операций. Данный показатель прибыли называют также прибылью отчетного периода.

      Поскольку не вся валовая прибыль может  облагаться налогом на прибыль, выделяют прибыль, облагаемую налогом, и прибыль  налогом не облагаемую. Прибыль, облагаемая налогом, представляет собой валовую прибыль предприятия, уменьшенную (увеличенную) в соответствии с положениями предусмотренными законодательством РФ. Прибыль, не облагаемая налогом – часть валовой прибыли предприятия, с которой налог на прибыль не взимается. В практике коммерческой деятельности различают и другие виды прибыли. Среди них можно выделить:

      - Операционную прибыль, то есть прибыль, полученную от реализации товаров, работ, услуг;

      - Прибыль от обычной деятельности;

      - Прибыль, получаемая от внереализационных операций;

      - Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия;

      - Прибыль от основной деятельности;

      - Прибыль к распределению; 

      - Прибыль, причитающаяся акционерам;

      - Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия;

      - Нераспределенная прибыль;

      - Консолидированная прибыль;

      - Номинальная прибыль;

      - Реальная прибыль;

      - Недополученная прибыль и т. д.

      Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость, акцизов  и аналогичных обязательных платежей и затратами на производство и  реализацию, включаемыми в себестоимость  продукции. [24, с.34-35] Перечень затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется федеральным законом. В торговле прибыль от реализации рассчитывается как разность между выручкой от реализации товаров и услуг и покупной стоимостью товаров и издержками обращения, приходящимися на проданные товары.

      Прибыль от основной деятельности представляет собой часть валовой прибыли, полученной от деятельности, объем  которой занимает ведущее место в хозяйственно-финансовой деятельности предприятия или организации. 
 Прибыль от обычной деятельности включает в себя, кроме прибыли от реализации, часть внереализованной прибыли. 

      К внереализованной прибыли, входящей в  состав прибыли от обычной деятельности, относится разность между процентами, полученными и процентами уплаченными, доходы от участия в других организациях и разность между прочими операционными  доходами и расходами. Прибыль от обычной деятельности иначе называется прибылью от финансово-хозяйственной  деятельности. Данный показатель включает в себя прибыль от реализации основных фондов и иного имущества предприятия. При определении последнего показателя для целей налогообложения учитывается  разница (превышение) между продажной  ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества  с учетом их переоценки, производимой на основании постановлений Правительства  Российской Федерации, увеличенной  на индекс инфляции, исчисленный в  порядке, установленной Правительством Российской Федерации.

      Прибыль от прочих внереализационных операций формируется как разность между  прочими внереализационными доходами и прочими внереализационными расходами. В прочие внереализационные доходы включается кредиторская и депонентская задолженность, по которой истек срок исковой давности; суммы, поступившие в погашение дебиторской задолженности, списанной в прошлые годы и убыток как безнадежной к получению; присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение договоров, а также суммы, причитающиеся в возмещение причиненных убытков в связи с нарушением договоров; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; зачисления на баланс имущества, оказавшегося в излишке в результате инвентаризации. [10, с. 34-35] В состав внереализационных расходов включаются суммы уценки производственных запасов, готовой продукции и товаров в соответствии с установленным порядком; убытки от списания дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности; долги не реальные для взыскания; присужденные или признанные организацией штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение договоров, а также по возмещению причиненных убытков; убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году и т. п.

      Прибыль к распределению (чистая прибыль) это  часть валовой прибыли, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей за счет прибыли. Прибыль, причитающаяся акционерам – часть прибыли к распределению, предназначенная для выплаты дивидендов акционерам. Прибыль остающаяся в распоряжении предприятия, - это часть прибыли к распределению, остающаяся после выплаты дивидендов акционерам и предназначенная для дальнейшего развития коммерческой деятельности предприятия. [21, с.34-35]

      Нераспределенная  прибыль, - это часть чистой прибыли, за вычетом резервного фонда дивидендов, акционеров и иные аналогичные отчисления.

      Консолидированная прибыль – это прибыль, полученная с учетом финансовых результатов, зависимых  от дочерних предприятий, находящихся  в определенных юридических и  финансовых взаимоотношениях с материнским  предприятием.

      Номинальная прибыль – это сумма, фактически полученной прибыли в действующих  ценах, не учитывающая размер инфляции.

      Реальная  прибыль – это номинальная  прибыль, скорректированная на уровень  инфляции. Она позволяет оценить  покупательскую способность полученной предприятием номинальной прибыли.

      Недополученная (упущенная) прибыль – это прибыль, которую могло бы получить предприятие  при более выгодном использовании  принадлежащих ей ресурсов или в  случае полного использования договорных обязательств контрагентами. Недополученная прибыль может являться результатом  неправильной ценовой политики, необоснованного размера штрафных санкций за неисполнение договоров поставки товаров и т.д.

      В коммерческой практике могут применяться  и иные показатели прибыли предприятия, название и экономическое содержание которых определяется самим предприятием, исходя из взглядов на способы оценки величины полученной прибыли. Например, может выделяться показатель прибыли  от реализации тех или иных товаров  и т. д. В ряде случаев под одними и теми же терминами обозначают различающиеся  между собой показатели прибыли. Основные виды прибыли изображены на схеме формирования прибыли предприятия (рис. 1.).

Выручка от реализации

Себестоимость

     

Управленческие  и коммерческие расходы

Валовая прибыль 

     

     

Прочие доходы и расходы

Прибыль от продаж

     

     

Налог на прибыль

Прибыль до налогообложения

     

     

Чистая  прибыль

 

     Рис. 1. Схема формирования прибыли предприятия 
 
 
 
 

     1.2. Факторы, влияющие на величину прибыли

     Чтобы управлять прибылью необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения. На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования. [11, с. 34-35]

     По  каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных  факторов.

     К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

     К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

     Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой  продукции и себестоимость, поэтому  для выявления конечного финансового  результата необходимо сопоставить  стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

     Прибыль от реализации продукции, работ, услуг  занимает наибольший удельный вес в  структуре валовой прибыли предприятия. [26, с.34-35] Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.

     Важнейшим из них является себестоимость. Под  себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно — стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных  материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации. [24, с. 34-35]

     Количественно в структуре цены себестоимость  занимает значительный удельный вес, поэтому  она заметно сказывается на росте  прибыли при прочих равных условиях.

     К показателям снижения себестоимости  относятся следующие показатели:

     - показатели, связанные с повышением  технического уровня производства (внедрение новой прогрессивной  технологии, модернизация оборудования, изменение конструкции и технических  характеристик изделий);

     - показатели, связанные с улучшением  организации труда и управления (совершенствование организации,  обслуживания и управления производством,  сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака,  улучшение организации труда).

Информация о работе Прибыль предприятия и методы ее повышения