Практика оптимизации товарных запасов и ассортимента компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:31, курсовая работа

Описание работы

Можно ли уменьшить уровень товарных запасов, избежав сокращения ассортимента? Как вывести на рынок новые товары и не допустить образования «неликвидов»? Как максимально использовать возможности современных информационных систем для оптимизации оборотных активов компании? В данной статье мы попробуем найти ответы на эти и другие вопросы.

Работа содержит 1 файл

Оптовая торговля.doc

— 71.50 Кб (Скачать)

 

Поэтому необходимо установить нормативы на транспортировку товаров между отделами и доставку его клиентам, и обеспечить их четкое выполнение.

 

Одной из самых распространенных управленческих задач, является задача — «оптимизации и управления оборотными активами». Особенно остро данная задача встает в тот момент, когда в компании возникают финансовые проблемы и проблемы с ликвидностью. 
Оборотные активы — один из важнейших экономических параметров, он в различном виде используется при расчете многих финансовых показателей, такие как: ROI (рентабельность инвестиций), RI (остаточная прибыль), EVA (добавленная экономическая стоимость). 
Оборотные активы в торговых компаниях в обобщенном виде можно разделить на категории:

Товарные запасы

Дебиторская задолженность  и авансы выданные контрагентам при осуществлении операций основной деятельности

Прочая краткосрочная  дебиторская задолженность, период погашения которой меньше 1 года

Прочие оборотные активы

В производственной компании дополнительно к перечисленным выше, необходимо добавить такие категории оборотных активов как незавершенное производство и материалы.

Товарные запасы, материалы и другие ТМЦ занимают лидирующее место в составе оборотных активов торговой и производственной компании. Поэтому оптимизация и управление товарными запасами является одной из важнейших задач управленческого учета. Существует несколько методов и моделей оптимизации и управления товарными запасами, основные из них:

Оптимизация размера  заказа;

Оптимизация товарного  запаса.

Модель определения оптимального размера заказа — это модель, которая позволяет рассчитать оптимальное количество товаров для заказа путем уравновешивания затрат на заказы и затрат на хранение, определить оптимальный период между партиями (закупками) товара.

В одной из систем «1С», реализована показательная методика, которая базируется на поддержании необходимого товарного запаса в днях планируемой продажи.

Оптимизация и управление товарными запасами в системе 1С осуществляются с использованием сочетания двух методик:

отслеживания и выявления низкооборачиваемого товара,

определения нормы товарного запаса и выявления превышений нормы.

Для выявления низкооборачиваемого товара используется специальный показатель — «оборачиваемость товара». 
Оборачиваемость товара — показатель, определяющий, сколько за определенный период одна единица товара или один вложенный в товар денежный знак (гривна, доллар, евро) совершит полных закупочно-торговых оборотов (циклов).

Например,

рассчитаем оборачиваемость ламинированного  паркета Balterio Optimum за ноябрь 2009 года, имеются следующие данные: 
стоимость среднего остатка за ноябрь 2009 равен 50 000 долларов, рассчитывается: остаток на конец 1й недели + остаток на конец 2й недели + ... + остаток на конец 4й недели / 4; 
себестоимость продажи за этот же период составила 100 000 долларов; 
 
Тогда оборачиваемость товара будет равная 100 000 / 50 000 = 2. 
 
Для управления оборачиваемостью товара в системе 1С предназначен специальный отчет «Анализ оборачиваемости товара», он в оперативном режиме и в удобной форме дает информацию для анализа оборачиваемости товара и помогает выявить проблемный и неликвидный товар.

Большая оборачиваемость может  так же показывать и проблемы в связи с слишком малым запасом товара, что может негативно сказаться на удовлетворении спроса клиентов.

Поэтому оборачиваемость товара следует  использовать только в комплексе с нормой товарного запаса. Для расчета нормы товарного запаса используются два показателя, это:

товарный запас в днях продажи;

норма товарного запаса в днях продажи.

Товарный запас в днях продажи (фактический) — показатель, определяющий размер существующего страхового товарного запаса, выраженный в днях продажи товара (дн.).

Норма товарного запаса в днях продажи (нормативный) — показатель, определяющий планируемый оптимальный размер страхового товарного запаса, выраженный в днях продажи товара.

Например, для того же ламинированного паркета Balterio Optimum закупаемого в Бельгии, норма товарного запаса будет равна 14 дней продажи, определяется она на основании среднего времени на размещение заказа и среднего времени на доставку товара на склад. 
Теперь с использованием фактического и нормативного показателей дней товарного запаса, можно рассчитать норму товарного запаса в денежных или натуральных единицах, сравнить ее с текущим средним запасом за период и выявить превышения нормы.

Например, тот же Balterio Optimum, как было сказано выше имеет норму товарного запаса равную 14 дней продажи. Пусть за период ноябрь 2009 года, имеются следующие данные: 
стоимость среднего остатка за ноябрь 2009 равен 50 000 долларов, рассчитывается: остаток на конец 1й недели + остаток на конец 2й недели + ... + остаток на конец 4й недели / 4; 
себестоимость продажи за этот же период составила 100 000 долларов.

Тогда получаем:

фактический товарный запас в днях продажи = 50 000 / (100 000 / 30) = 15 дней, (30 — количество дней в ноябре);

нормативный товарный запас в долларах = 14 * (100 000 / 30) = 46 500 долларов, (14 — норма товарного запаса в днях продажи);

превышение нормы = 50 000 — 46 500 = 3 500 долларов.

Далее, для эффективного анализа  превышения, его необходимо разделить  на группы риска, например — (от 0 до 5 дней превышения, от 5 до 30 дней, свыше 30 дней). 
Все эти расчеты в системе 1С осуществляет единственный отчет «Товарный запас».

На первый взгляд, описанные механизмы уж слишком простые. Но практика внедрения и использования управленческого учета в ряде компаний показывает, что «проще значит лучше». Представленные в статье отчеты: «Оборачиваемость товара» и «Ведомость по товарам» в совокупности дают мощный, современный и удобный инструмент, а так же методику по оптимизации и постоянному контролю над товарным запасом. Оборачиваемость запасов требует особого контроля. Так как, насколько вам известно, чем быстрее ваши средства вернуться (только уже в форме выручки от продукции), тем продуктивнее деловая активность вашей организации. Эффективное управление товарными запасами помогает маркетинговой службе в принятии решений по назначению акций и распродаж, помогает контролировать работу подразделений и лиц, ответственных за товарные ресурсы компании и многое другое.

 


Информация о работе Практика оптимизации товарных запасов и ассортимента компании