Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:31, курсовая работа
Можно ли уменьшить уровень товарных запасов, избежав сокращения ассортимента? Как вывести на рынок новые товары и не допустить образования «неликвидов»? Как максимально использовать возможности современных информационных систем для оптимизации оборотных активов компании? В данной статье мы попробуем найти ответы на эти и другие вопросы.
Поэтому необходимо установить нормативы на транспортировку товаров между отделами и доставку его клиентам, и обеспечить их четкое выполнение.
Одной из самых распространенных управленческих
задач, является задача — «оптимизации
и управления оборотными активами». Особенно
остро данная задача встает в тот момент,
когда в компании возникают финансовые
проблемы и проблемы с ликвидностью.
Оборотные активы — один из важнейших экономических
параметров, он в различном виде используется
при расчете многих финансовых показателей,
такие как: ROI (рентабельность инвестиций),
RI (остаточная прибыль), EVA (добавленная
экономическая стоимость).
Оборотные активы в торговых компаниях
в обобщенном виде можно разделить на категории:
Товарные запасы
Дебиторская задолженность и авансы выданные контрагентам при осуществлении операций основной деятельности
Прочая краткосрочная дебиторская задолженность, период погашения которой меньше 1 года
Прочие оборотные активы
В производственной компании дополнительно к перечисленным выше, необходимо добавить такие категории оборотных активов как незавершенное производство и материалы.
Товарные запасы, материалы и другие ТМЦ занимают лидирующее место в составе оборотных активов торговой и производственной компании. Поэтому оптимизация и управление товарными запасами является одной из важнейших задач управленческого учета. Существует несколько методов и моделей оптимизации и управления товарными запасами, основные из них:
Оптимизация размера заказа;
Оптимизация товарного запаса.
Модель определения оптимального размера заказа — это модель, которая позволяет рассчитать оптимальное количество товаров для заказа путем уравновешивания затрат на заказы и затрат на хранение, определить оптимальный период между партиями (закупками) товара.
В одной из систем «1С», реализована показательная методика, которая базируется на поддержании необходимого товарного запаса в днях планируемой продажи.
Оптимизация и управление товарными запасами в системе 1С осуществляются с использованием сочетания двух методик:
отслеживания и выявления низкооборачиваемого товара,
определения нормы товарного запаса и выявления превышений нормы.
Для выявления низкооборачиваемого товара
используется специальный показатель —
«оборачиваемость товара».
Оборачиваемость товара — показатель,
определяющий, сколько за определенный
период одна единица товара или один вложенный
в товар денежный знак (гривна, доллар,
евро) совершит полных закупочно-торговых
оборотов (циклов).
Например,
рассчитаем оборачиваемость
стоимость среднего остатка за ноябрь
2009 равен 50 000 долларов, рассчитывается:
остаток на конец 1й недели + остаток на конец
2й недели + ... + остаток на конец 4й недели /
4;
себестоимость продажи за этот же период
составила 100 000 долларов;
Тогда оборачиваемость товара будет равная
100 000 / 50 000 = 2.
Для управления оборачиваемостью товара
в системе 1С предназначен специальный
отчет «Анализ оборачиваемости товара»,
он в оперативном режиме и в удобной форме
дает информацию для анализа оборачиваемости
товара и помогает выявить проблемный
и неликвидный товар.
Большая оборачиваемость может так же показывать и проблемы в связи с слишком малым запасом товара, что может негативно сказаться на удовлетворении спроса клиентов.
Поэтому оборачиваемость товара следует использовать только в комплексе с нормой товарного запаса. Для расчета нормы товарного запаса используются два показателя, это:
товарный запас в днях продажи;
норма товарного запаса в днях продажи.
Товарный запас в днях продажи (фактический) — показатель, определяющий размер существующего страхового товарного запаса, выраженный в днях продажи товара (дн.).
Норма товарного запаса в днях продажи (нормативный) — показатель, определяющий планируемый оптимальный размер страхового товарного запаса, выраженный в днях продажи товара.
Например, для того же ламинированного
паркета Balterio Optimum закупаемого в Бельгии,
норма товарного запаса будет равна 14 дней
продажи, определяется она на основании
среднего времени на размещение заказа
и среднего времени на доставку товара
на склад.
Теперь с использованием фактического
и нормативного показателей дней товарного
запаса, можно рассчитать норму товарного
запаса в денежных или натуральных единицах,
сравнить ее с текущим средним запасом
за период и выявить превышения нормы.
Например, тот же Balterio Optimum, как было сказано
выше имеет норму товарного запаса равную
14 дней продажи. Пусть за период ноябрь
2009 года, имеются следующие данные:
стоимость среднего остатка за ноябрь
2009 равен 50 000 долларов, рассчитывается:
остаток на конец 1й недели + остаток на конец
2й недели + ... + остаток на конец 4й недели /
4;
себестоимость продажи за этот же период
составила 100 000 долларов.
Тогда получаем:
фактический товарный запас в днях продажи = 50 000 / (100 000 / 30) = 15 дней, (30 — количество дней в ноябре);
нормативный товарный запас в долларах = 14 * (100 000 / 30) = 46 500 долларов, (14 — норма товарного запаса в днях продажи);
превышение нормы = 50 000 — 46 500 = 3 500 долларов.
Далее, для эффективного анализа
превышения, его необходимо разделить
на группы риска, например — (от 0 до 5 дней
превышения, от 5 до 30 дней, свыше 30 дней).
Все эти расчеты в системе 1С осуществляет
единственный отчет «Товарный запас».
На первый взгляд, описанные механизмы уж слишком простые. Но практика внедрения и использования управленческого учета в ряде компаний показывает, что «проще значит лучше». Представленные в статье отчеты: «Оборачиваемость товара» и «Ведомость по товарам» в совокупности дают мощный, современный и удобный инструмент, а так же методику по оптимизации и постоянному контролю над товарным запасом. Оборачиваемость запасов требует особого контроля. Так как, насколько вам известно, чем быстрее ваши средства вернуться (только уже в форме выручки от продукции), тем продуктивнее деловая активность вашей организации. Эффективное управление товарными запасами помогает маркетинговой службе в принятии решений по назначению акций и распродаж, помогает контролировать работу подразделений и лиц, ответственных за товарные ресурсы компании и многое другое.
Информация о работе Практика оптимизации товарных запасов и ассортимента компании