Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:18, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов функционирования евро, а также возникающих проблем и разработка предложений.
Исходя из цели исследования, в работе я хочу рассмотреть следующие задачи:
- рассмотреть предпосылки и этапы создания евро;
- рассмотреть принципы организации деятельности Европейского Центрального банка;
Клиенты банков (и население в целом) начнут понимать, что местные банковские институты, например чешские или французские, не в состоянии конкурировать с зарубежными, например немецкими или итальянскими, по ряду причин, скажем, из-за недостаточно твердых гарантий по вкладам. В этом случае напряженность в отношениях между банками и клиентами способна обостриться до предела. Ситуацию можно разрешить с помощью протекционистских мер, но это тупиковый путь, не приемлемый в условиях интеграции. Решение проблемы следует искать на пути постепенного сглаживания различий или их быстрого и радикального устранения. В любом случае, однако, конкуренция между банками будет возрастать.
Наконец, под влиянием единой валюты может измениться и само поведение финансовых организаций. Перемены могут начаться с отношения к клиенту. Национальные банки быстро поймут, что надо бороться за симпатии не только своего клиента (например, чешского или немецкого), а за внимание клиентов на всем европейском континенте. Добиться этого нелегко. В своей рыночной политике банки должны учитывать ряд новых аспектов. Например, сегодня банки, реализуя денежные операции, вынуждены брать на себя риски, свойственные рынку капитала. С введением евро сразу отпадает важнейшая форма риска, связанная с колебаниями курсов валют.
Адаптируясь к новым условиям борьбы
за клиента, банки должны будут больше
внимания уделять рискам по кредитованию,
следить за тем, куда идут кредиты и с какой
целью они будут использоваться, т.е. четко
отличать надежные кредиты от сомнительных.
Но как только банки возьмут на вооружение
подобную линию поведения по отношению
к клиенту, он, в свою очередь, постарается
найти такие процедуры, которые позволят
ему надежно отличать хорошего кредитора
от плохого, попытается найти "хороший"
кредит, т.е. на предпочтительных для него
условиях, независимо от того, где расположен
банк – во Франции, Германии, Швейцарии
или любой другой стране Европы или даже
мира. Национальные связи между банками,
с одной стороны, и клиентурой – с другой,
начнут быстро рваться. Между самими банками
резко обострится конкуренция в борьбе
за клиента. Евро станет в этом плане мощным
катализатором крупных изменений в европейской
банковской системе
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
4.ЕВРО: ИТОГИ ВВЕДЕНИЯ
После введения безналичного евро, 1 января
1999 года, были внесены изменения
в европейскую систему
Управляющий совет Европейского центрального банка является частью Европейской системы центральных банков. В его подчинении находятся управляющие центральными наднациональными банками, члены исполнительной дирекции. ЕЦБ направляет деятельность центральных национальных банков и своих уполномоченных контрагентов.
Главной целью Европейской системы центральных банков является поддержание стабильности цен. Для этого в ее обязанности включена денежно-кредитная политика ЭВС, валютные операции с третьими странами, хранение и управление ликвидными международными резервами стран-участниц, обеспечение бесперебойной работы платежных и расчетных систем. Единственными акционерами Европейского центрального банка являются центральные национальные банки. Создание ЕЦБ является важным шагом в движении к единой Европе. Он, как и центральные национальные банки в настоящее время, должен быть независимым от политической власти, и обладать достаточной свободой. Полномочия передаются ЕЦБ от национальных правительств, при этом у этих правительств остается немного способов влиять на денежно-кредитную политику. Реальной власти на оперативное управление банком у них нет. Это может затруднять работу, если национальные интересы встанут вразрез с политикой ЕЦБ, в таком случае возможно возникновение ситуации, выход из которой произойдет по принципу «все или ничего», станет возможным выход участников из экономического и валютного союза. В то же время независимость ЕЦБ необходима для деполитизации валютно-финансовой сферы: по опыту прошлых десятилетий известно, что политика часто оказывала негативное, плохо предсказуемое с экономических позиций влияние.
В мае - июне 1998 года было принято решение о совмещении германской и американской моделей. Вводится обязательное резервирование, однако активны менее 100 тыс. евро освобождаются от него, а для более крупных норма резервирования составит 2%. На резервы будут начисляться проценты. Поддержка стабильных цен может осуществляться как регулированием краткосрочных процентных ставок, так и промежуточным регулированием денежной массы. Эти меры характеризуются сложной предсказуемостью воздействия на экономику в каждом конкретном случае, однако ЕЦБ заявил, что будет использовать положительный опыт центральных национальных банков.
ЕЦБ управляется Советом
Совет управляющих конкретизирует текущие цели денежно-кредитной политики ЕС, определяет примерные значения денежных агрегатов и основных процентных ставок в зоне евро, а также золотовалютных резервов зоны. Соответственно ЕСЦБ является официальным держателем этих резервов и осуществляет операции стран-членов в иностранных валютах. В свою очередь, ЕЦБ непосредственно взаимодействует с центральными банками стран-членов, в том числе определяет для каждого из них квоты допустимой эмиссии. Он же проводит текущее наблюдение за конъюнктурой денежных рынков ЕС, готовит решения ЕСЦБ и при необходимости осуществляет вместе с национальными ЦБ интервенции в зависимости от развития конъюнктуры. При этом основными инструментами политики ЕЦБ избраны:
Цементирующим инструментом зоны евро является система взаимных оптовых расчетов ТАРГЕТ.
Система ТАРГЕТ (Trans-European Automated Real-Time Gross Settlement Express Transfer, TARGET) – это система взаимных оптовых расчетов, администрируемая Европейской системой центральных банков. Эта система является межбанковской трансфертной системой, которая состоит из национальных центров оптовых расчетов в режиме реального времени (ОРРВ, или с английского - RTGS), размещенных в каждом государстве – члене Европейского союза и действующих на базе общей инфраструктуры, процедур и механизмов взаимного кольцевания этих центров на уровне ЕС. Данная система ориентирована на содействие реализации единой денежной политики и обеспечивает надежный и эффективный механизм расчетов по трансграничным платежам в течение того же дня и при любых обстоятельствах.
Регламентированы и
Для расчетов зоны евро с остальными 3 странами ЕС создается специальный механизм, в котором определяются «якорные» курсы их валют к евро с допустимым размером колебаний вокруг них в +15%. Курсовая политика внутри данного расчетного механизма определяется Советом ЕС после консультаций с ЕЦБ квалифицированным большинством голосов. Выход курсов за установленный 15%-й диапазон колебаний предусматривает принятие корректирующих мер путем совместных интервенций на валютных рынках. Коммерческие банки этих стран на определенных условиях могут пользоваться системой ТАРГЕТ.
Единая европейская валюта за время прошедшее с её появления в 1999г., существенно укрепила свои международные позиции. Этому способствовал и масштаб экономики и финансовых рынков стран зоны евро, степень их участия в мировой торговле и международных потоках капитала. В настоящее время на зону евро приходится 15,3% мирового ВВП и свыше 31% мирового экспорта.
Однако в то же время на перспективы евро негативно влияет низкий темп экономического оживления в странах еврозоны, а также отставание в капитализации фондового рынка. Экономическое развитие еврозоны затрудняется также присоединением к ЕС новых стран, уступающих развитым странам по уровню экономико-технологического потенциала и основным макроэкономическим и финансовым показателям.
Для Европы введение евро способствовало процессам стандартизации и интеграции финансовых рынков, росту их ликвидности. На мировых финансовых рынках евро играет все большую роль. Перекос в торговле в сторону доллара в определенном смысле компенсируется растущими потоками иностранных инвестиций выраженных в евро. В настоящее время все большее количество центральных банков ведущих стран заявляют о диверсификации золотовалютных резервов из долларов в евро.
В перспективе евро имеет объективные основания для реализации своего потенциала в качестве резервной валюты и в кросс-валютных операциях.
5.ВЛИЯНИЕ ЕВРО НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ
Введение евро неоднозначно отразилось на экономике Российской Федерации. Хотя евро играет в России пока более скромную роль, чем в других странах, в определенных сферах экономики Российской Федерации единая европейская валюта определенным образом повлияла на ситуацию.
Единая европейская валюта, о которой еще недавно говорили как о рискованном, фантастическом проекте, существует уже почти 10 лет. Все это время она постепенно укрепляла свое влияние как внутри Европейского Союза, так и за его пределами. Первый серьезный сдвиг произошел в 2002 г., когда появились банкноты и монеты евро, а денежные знаки национальных валют вышли из обращения. Второй крупный рубеж был взят в начале 2003 г.: котировки евро быстро пошли вверх и закрепились на уровне, превышающем стоимость американского доллара. Позже курс евро несколько снизился, затем снова вырос, обогнав доллар, и до сих пор не уступает ему своих позиций.
2003 г. стал переломным и для
восприятия евро в России. После
нескольких лет довольно
С 2003 г. евро начал служить средством накопления и мерой стоимости.
Несмотря на то что в подавляющем большинстве российских банков проценты по депозитам в евро несколько ниже, чем по депозитам в долларах, физические лица проявляют интерес к евро.
Похожий на ипсилон значок регулярно мелькает в уличных витринах и на страницах газет. Сменили замаскированные под «у.е.» доллары на евро многие магазины, торгующие произведенными в ЕС товарами, а также риелторские конторы и строительные компании.
В итоге россияне считают в евро и следят за курсом евро-рубля. Евро стал мерой стоимости, пусть не повсеместной, но широко используемой.
Что же касается доллара и снижения его привлекательности в сравнении с евро, то стоит отметить, что в настоящее время экономика США переживает не лучшие времена.
Сейчас на финансирование текущего дефицита США идет примерно 70% текущего профицита остального мира, который обеспечивается главным образом экспортерами нефти ($484 млрд), восточно-азиатскими ($446 млрд) и западно-европейскими ($306 млрд) странами. Экспорт капитала из нефтяных стран, Западной Европы и Восточной Азии, в соответствии с данным вариантом развития экономики США, вырастет к 2012 г. до $2,1 трлн, так что проблем с финансированием текущего дефицита у США не возникнет. До 2012 г. нефтедолларов будет сберегаться меньше ($387 млрд), а вот профицит стран Азии и Европы будет выше почти вдвое (до $799 млрд и $623 млрд соответственно).
Таким образом, в настоящее время двойной дефицит и дисбаланс в экономике сдерживают рост доллара и все больше увеличивают зависимость экономики США от готовности инвесторов покупать долговые обязательства, номинированные в долларах.
Но достаточно кому-то начать масштабный
сброс долларов, как может последовать
лавинообразное разрушение американской
экономики, и она сдаст свои лидерские
позиции на мировой арене с
формированием задолженности
Данная ситуация крайне опасна для России и других государств с учетом того, что с каждым годом вероятность обрушения ничем не обеспеченной долларовой массы возрастает. Обрушение может произойти в результате отказа стран от использования доллара в качестве мировой валюты, что приведет к потерям держателей долларов и дестабилизации настоящей международной финансовой системы.
Если США попробуют резко сократить или ликвидировать текущий дефицит, доллар упадет. Чтобы сбалансировать текущий счет, доллар к 2012 г. должен упасть на 30%, а чтобы дефицит сократился до 3% ВВП (этот уровень считается устойчивым), доллар должен упасть на 23%.
До сих пор 30%-я девальвация доллара за пять лет происходила лишь в 1985–1988 гг., но тогда доллар падал после 15-летнего укрепления, а сейчас он ослаблен и в случае девальвации достигнет минимума с 1970 г. При девальвации на 30% платежи иностранных государств по американским кредитам будут превосходить американские расходы на обслуживание долга на $435 млрд, положительное сальдо от торговли услугами составит $430 млрд, а в торговле товарами сохранится дефицит ($720 млрд).
Дефицитной в этом случае останется торговля с Китаем, зато нынешнее отрицательное сальдо в $109 млрд в торговле с Канадой и Мексикой сменится профицитом в $100 млрд. Внутри США от девальвации выиграют предприятия высокотехнологичных отраслей и сфера услуг.
Информация о работе Появление новой европейской валюты евро, значение и перспективы