Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 20:18, курсовая работа
Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов функционирования евро, а также возникающих проблем и разработка предложений.
Исходя из цели исследования, в работе я хочу рассмотреть следующие задачи:
- рассмотреть предпосылки и этапы создания евро;
- рассмотреть принципы организации деятельности Европейского Центрального банка;
Монетарный Комитет
В 1965г. Комиссия Европейского Сообщества
впервые высказалась в поддержк
В докладе говорилось и о необходимости установления общих ориентиров в сфере бюджетной политики национальных государств, способов финансирования бюджетных дефицитов и использования бюджетного профицита. Кроме того, требовались гармонизация систем налогообложения и сотрудничество правительств в области структурной и региональной политики.
Основным недостатком плана Вернера было поклонение американскому доллару. В частности, стабилизация обменных курсов западноевропейских валют в практическом плане означала сужение пределов их колебаний в отношении золотого содержания доллара. Это порождало внутренний парадокс: с одной стороны, «шестерка» стремилась к созданию самостоятельного экономического и валютного союза, с другой - определение обменных курсов валют, этот важнейший элемент валютной политики, оставался делегированным Международному валютному фонду и находился вне сферы контроля самих западноевропейских стран. Хотя достигнутая на тот момент степень интернационализации экономики Западной Европы уже требовала совместных действий западноевропейских государств в валютной сфере, она еще не позволяла перенести центр тяжести экономической и валютной политики на уровень сообществ. Поэтому смелые предложения рабочей группы, названные выше, встретили смешанную реакцию в правительственных кругах стран - членов ЕЭС.
В марте 1971г. Совет министров экономики и финансов (ЭКОФИН) высказал свое принципиальное согласие с идеей продвижения к экономическому и валютному союзу. Вместе с тем решение это было половинчатым: министры договорились лишь об осуществлении первого этапа (сокращение лимитов колебаний обменных курсов), причем в экспериментальном порядке. Что касается последующих этапов, то их обсуждение было отложено на будущее. Как потом выяснилось, этот разрыв в самой концепции проекта имел роковые последствия для его судеб. Даже та скромная задача, которая была одобрена ЭКОФИНом, оказалась неосуществимой. Буквально через несколько месяцев резкое осложнение положения на международных валютных рынках опрокинуло саму идею экономического и валютного союза.
Отмена правительством США в августе 1971г. золотого стандарта своей валюты и увеличение пределов колебаний валют в отношении доллара до 2,25% выбило почву из под ног сторонников создания Европейской валютной системы. Волны нестабильности, захлестнувшие валютные рынки, создали, в частности, сильное давление в пользу дальнейшей ревальвации западногерманской марки. Это сделало практически невозможным начало работ по реализации плана Вернера.
Между тем возникшая ситуация требовала незамедлительной реакции западноевропейских государств. В поисках выхода в марте 1972г. было объявлено о введении системы так называемой «змеи внутри тоннеля». Суть «змеи» заключалась в том, что устанавливались центральные курсы всех валют Сообщества между собой и по отношению к доллару. Предполагалось, что колебания курсов валют стран-участниц не должны превышать 2,25% по отношению друг к другу (по другим источникам 1,125%). При достижении змеей границ установленных пределов, национальные центральные банки должны были проводить интервенции на валютных рынках (купля-продажа иностранной валюты, в основном, американской), а также ряд других действий, призванных изменить сложившуюся ситуацию и не допустить дальнейшее движение валют от центральных курсов. В случае невозможности сдержать такое движение, требовались изменения центральных курсов, которые осуществлялись после обсуждения их размеров всеми входящими в группировку странами. Одновременно была организована система кредитов, выдаваемых странам-участницам для стабилизации положения. Кредиты выдавались специально созданным в 1973 году Европейским Фондом Валютного Сотрудничества (ЕФВС). Всеми экспертами отмечается значительное усиление согласования валютных политик странами Европейского Сообщества.
Однако вскоре выяснилось, что «змея» может успешно существовать лишь в странах со сравнительно однородным характером экономического развития и не очень значительными различиями в состоянии платежного баланса. Ко всем странам это не относилось. Этим частично обусловлены изменения состава участников. Так Великобритания, Италия и Ирландия отказались участвовать в системе коллективного «плавания» валют в связи с неустойчивостью их валютно-экономического положения. Франция дважды выходила из «европейской валютной змеи», чтобы не тратить свои золотовалютные резервы для поддержки узких пределов колебаний франка к другим участникам «змеи». Последними к «змее» присоединились не входящие в Европейское Экономическое Сообщество Норвегия и Швеция.
«Европейская валютная змея» 1972-1979
годов дала большой опыт в области
проведения единой валютной политики
странами ЕЭС. Кроме этого, ее принцип
был заложен как один из основных в фундамент
созданной в марте 1979 года Европейской
Валютной Системы (ЕВС).
Сразу после окончания действия «валютной змеи» в Европейском Экономическом Сообществе произошли изменения, выведшие его на качественно новый уровень интеграции. С 13 марта 1979 года начала функционировать Европейская валютная система (ЕВС).
Идея Европейской валютной системы принадлежала двум выдающимся западноевропейским политикам - западногерманскому канцлеру Гельмуту Шмидту и президенту Франции Валери Жискар д'Эстену. Создание Европейской валютной системы было настоящим прорывом в области валютной интеграции. Во-первых, не выходя из глобальной валютной системы, Европейские сообщества совершенно определенно провозгласили свою «валютную независимость», что полностью отвечало их возросшей роли в мировой экономике. Они впервые решили строить свою коллективную валютную политику самостоятельно, подкрепляя эту самостоятельность адекватным институциональным механизмом. Во-вторых, вместо равнения на доллар и синхронизированное движение обменных курсов своих валют по отношению к нему западноевропейские страны решили ориентироваться на стабильность самих этих валют. Стабильное соотношение паритетов должно было рассматриваться впредь как нормальное состояние. Оно могло быть подвергнуто пересмотру лишь в случае крайней необходимости, причем не в одностороннем порядке, а по решению Комиссии европейских сообществ и государств-участников. В-третьих, на смену бесхребетной «змее» пришла более структурированная система, имевшая, по крайней мере теоретически, определенный внутренний стержень - ЭКЮ. Это была принципиально новая коллективная расчетная единица, представлявшая собой «корзину» валют всех стран-участниц. В-четвертых, создав Европейскую валютную систему, государства-участники пошли на беспрецедентный шаг сознательной передачи в коллективное ведение значительной части своего национального суверенитета в области валютной политики. Суть Европейской валютной системы состояла в следующем:
Сначала определялся паритет ЭКЮ как суммы средневзвешенных паритетов отдельных валют (Таблица 1);
Далее проводилась обратная операция: устанавливался паритет каждой индивидуальной валюты в ЭКЮ и ее центральный обменный курс, то есть курс в отношении ЭКЮ;
Составлялась сетка
Определялись пределы допустимых колебаний рыночных обменных курсов индивидуальных валют, которые не должны были превышать 2,25% (6% для итальянской лиры);
При выходе обменного курса индивидуальной валюты за обусловленные пределы власти соответствующей страны обязаны были исправить положение посредством адекватных мер, а именно:
Механизм Европейской валютной системы включал четыре основных элемента:
В течение первых 13 лет существования Европейской валютной системы в ее механизм были внесены лишь сравнительно небольшие усовершенствования.
При общем успехе проекта действительность оказалась отличной от первоначальных ожиданий. Участникам ЕВС не удалось реализовать свое решение о создании Европейского валютного фонда. Индикатор отклонения не стал методологической основой внутренней экономической политики национальных государств. Валютные интервенции не приобрели того значения, на которое были рассчитаны. Соответственно кредитные инструменты (за исключением Инструмента очень короткой продолжительности) использовались сравнительно редко. Главными вехами в истории Европейской валютной системы оказались согласованные изменения центральных курсов, которые первоначально рассматривались как нечто исключительное и эпизодическое (всего в 1979-1995гг. центральные курсы изменялись 17 раз).
Проводившиеся все реже и реже корректировки центральных курсов имели рациональное обоснование: они были средством компенсации более высоких темпов инфляции по сравнению с ФРГ, однако компенсации лишь частичной. Таким образом, устраняя мотивы односторонних конкурентных девальваций, Европейская валютная система в то же время создавала действенные стимулы оздоровления национальной экономики в странах с традиционно высокой инфляцией. В результате произошло совершенно очевидное сближение темпов инфляции среди семи первоначальных участников ЕВС, за исключением Италии. Тем самым была заложена одна из главных предпосылок прочной валютной стабильности в рамках Европейской валютной системы и постоянства решетки паритетов. В этом отношении характерна реакция Европейской валютной системы на резкое падение курса доллара из-за паники на Нью-Йоркской бирже в «черный понедельник» 19 октября 1987г. Если раньше такого рода события вызывали необходимость изменения обменных соотношений западноевропейских валют, то на этот раз удалось справиться с асимметричным давлением на западногерманскую марку и французский франк посредством скоординированного изменения процентных ставок в ФРГ и Франции в противоположных направлениях.
Надо сказать, что успех Европейской
валютной системы был плодом не только
и не столько ее внутреннего совершенства,
сколько ряда благоприятных внешних обстоятельств,
в первую очередь неплохой экономической
конъюнктуры и ускорения интеграционного
процесса
Преимущества единого рынка не могли быть полностью реализованы, пока сохранялись значительные издержки конвертирования и обмена валют и риски, связанные с колебаниями валютных курсов. Устранение этой аномалии облегчалось тем, что в то время не наблюдалось никакого антагонизма в развитии экономической и валютной интеграции. Стабильность Европейской валютной системы давала все основания считать, что она может плавно перерасти в экономический и валютный союз. Ряд резолюций по данным вопросам принял и Европарламент. В 1986г. он высказался за расширение функций ЕВС и дальнейшее повышение роли ЭКЮ, в 1987г. потребовал конкретных шагов для широкого внедрения ЭКЮ в Сообществе, а также скорейшего создания Европейской центральной банковской системы.
В июне 1988г. Совет Европы подтвердил необходимость создания Европейского экономического и валютного союза (ЕЭВС) и образовал специальную комиссию во главе с председателем Комиссии Европейского Сообщества Жаком Делором. Целью вновь созданной комиссии было изучение сложившихся экономических условий и разработка конкретных рекомендаций по поэтапному созданию экономического и валютного союза. В состав комиссии помимо Жака Делора вошли управляющие центральных банков 12 стран-членов ЕЭС, три независимых эксперта и еще один представитель Комиссии Европейского Экономического Сообщества.
Результатом работы комиссии стал известный «Доклад Делора», предложивший существить переход к единому валютному союзу в три этапа.
К концу 80-х гг. в Европе сложилось достаточное количество экономических институтов, обеспечивающих функционирование ЭКЮ и всей Европейской валютной системы в целом. Кроме того, в умах политиков и экономистов стала витать идея создания Европейского Валютного Союза со своим Центральным банком, своей денежной единицей и единой валютно-кредитной политикой.
Итогом реализации первого этапа плана Европейского экономического и валютного союза («Доклад Делора») явился пересмотр в декабре 1991 года Общего договора Европейского Экономического Сообщества («Римского договора») с целью учреждения требуемых общеевропейских институциональных структур - Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ) и Европейского Валютного Института (ЕВИ). Необходимые изменения были рассмотрены и подписаны 7 февраля 1992г. в г. .Маастрихт, Нидерланды («Маастрихтский договор»). Кроме того, договор содержал Уставы и требования к учредительным документам ЕСЦБ и ЕВИ. Маастрихтский Договор закрепил обязательства стран достичь требуемого уровня социально-экономического развития к концу столетия для реализации планов создания Союза. Впрочем, уже в 1990 году наблюдалось полное снятие валютных ограничений в странах Европейского Экономического Сообщества. Параллельно проводилась политика сближения государств Европы не только в валютной сфере, но и в области таможенных отношений, виз, движения рабочей силы внутри Сообщества. Тем не менее, Маастрихтский Договор послужил отправной точкой, на которую ссылаются все авторы публикаций, посвященных созданию единой европейской валюты.
Информация о работе Появление новой европейской валюты евро, значение и перспективы